Урок окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма;
  • познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
  • учить работать с дополнительной литературой, выделять главное, излагать материал;
  • учить рассуждать и делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том числе к водоёмам;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умения применять в работе ранее полученные знания;
  • продолжить расширять и обогащать кругозор учащихся.

Оборудование:

  • плакат-схема “Пресный водоем”;
  • рисунки с изображением растений пресного водоема;
  • рисунки с изображением животных пресного водоема;
  • карточки с опорными словами;
  • учебник; план-конспект.

1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется в форме разгадывания загадок по теме “Жизнь луга”.

Жюри в составе трёх учеников загадывают вопросы-загадки, учащиеся отвечают и рассказывают о своей отгадке.

Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
И жёлт, и синь и ал! (Луг)

Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)

Над цветами я кружу
И без устали жужжу.
Чёрно-жёлтый, полосатый,
Шестилапый и усатый. (Шмель)

Со шмелём – надёжным другом
Я жужжу над майским лугом.
У меня усы как щётки,
Крылья – чёрные трещотки. (Жук)

Я зелёная как травка,
Проползаю по канавкам.
Если ползать я устану,
Яркой бабочкою стану. (Гусеница)

Он зеленый, попрыгунчик,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. (Кузнечик)

 Жюри оценивает ответы, предварительно задав дополнительный вопрос.

Итог проверки домашнего задания подводит учитель.

III. Новый материал.

Новый материал объясняют учащиеся по темам:

1. Растения пресного водоёма.

2. Животные пресного водоёма.

(доклады подготовлены заранее)

1-й докладчик Растительный мир пресных водоёмов разнообразен. Но чаще всего встречаются такие растения, как рогоз, неправильно называемый в народе камышом. Рогоз растёт по берегам водоёмов, образуя заросли. Листья у рогоза длинные и очень острые. Семена собраны в соцветие колос. После созревания они очень хорошо разносятся ветром, так как имеют приспособления – пушинки.

Поверхность воды покрыта очень маленьким растением – ряской. Это растение представляет собой маленький листочек, плавающий на поверхности воды, с нижней стороны которого растут маленькие корни. Размеры этого растения от трёх до десяти миллиметров.

Среди водорослей, растущих в толще воды, самое распространённое – элодея. На стебле элодеи расположены маленькие листочки. Это растение очень быстро размножается. Маленький кусочек стебля может дать жизнь новому растению.

2-й докладчик. К цветущим растениям пресных водоёмов относятся кувшинка и кубышка. Кувшинка – многолетнее корневищное растение. Корневище погружено в ил – это видоизменённый стебель. От корневища отходят корни, листья и цветы. Листья кувшинки округлые, плотные и покрыты восковым налётом, благодаря которому вода не смачивает лист. Цветки у кувшинки снежно-белые и душистые. В старину кувшинку называли одолень-травой. Люди, отправляясь в путь, прятали на груди кусочек корневища. Считалось, что оно помогает преодолевать всякие опасности. Из-за своей красоты эти растения уничтожались, что привело к уменьшению их численности. Они стали редко встречаться и находятся на грани исчезновения, поэтому они занесены в Красную книгу.

Водные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Они являются пищей для водных животных.

3-й докладчик. В мелких водоёмах живёт большое количество разнообразных животных, среди, которых есть насекомые. Очень распространены среди насекомых стрекозы. У стрекоз вытянутое блестящее брюшко, крупная голова с большими глазами и две пары прозрачных крыльев. Стрекозы прожорливые хищники. Они ловят на лету комаров, мух и других насекомых. Личинки стрекоз развиваются в воде. Они тоже хищники. Они ползают по дну и подстерегают добычу. Личинки стрекоз могут нападать даже на головастиков и мальков рыб.

Много в мелких водоёмах жуков-плавунцов. У жука-плавунца три пары лапок. Третья пара лапок жука-плавунца похожа на вёсла, что помогает этому насекомому очень быстро передвигаться по воде. Питаются жуки-плавунцы животной и растительной пищей.

4-й докладчик. В пресных водоёмах живут разнообразные животные.

На водных растениях всегда можно найти крупную улитку – большого прудовика.

Тело улитки находится в раковине, которая служит защитой мягким частям тела. Прудовик питается водными растениями. В глотке у него есть язык, покрытый твёрдыми зубчиками. Прудовик соскребает языком, как тёркой, мелкие части растений. Размножается прудовик, откладывая яйца, которые прикрепляются к подводным растениям. Из яиц выходят маленькие улитки с тонкой раковиной.

5-ый докладчик. К водным животным относится и речной рак, обитающий в чистой воде. Днём раки скрываются у берегов под корнями деревьев в норах, а ночью выползают в поисках пищи. Раки всеядны. Они питаются растениями и животными. Тело рака покрыто твёрдым покровом, который является наружным скелетом. У рака несколько пар ног. Одна из пар ног – это клещи, которыми рак защищается, нападает и захватывает пищу. Самка рака в конце зимы вымётывает икринки, которые прикрепляются к её ногам. В начале лета из икринок появляются рачата.

6-й докладчик. Очень распространены среди животных пресных водоёмов – лягушки. Лягушки – земноводные животные, они могут жить и на земле и в воде. Питаются лягушки только подвижной пищей: насекомыми, жуками, иногда мальками рыб. Свою добычу лягушки подстерегают, выбрасывают изо рта широкий липкий язык, к которому прилипает жертва. Лягушки активны только в тёплое время года.

С наступлением осени они уходят на зимовку. Весной лягушки начинают размножаться. Самочки откладывают в воду икру и через одну – две недели из икринок появляются головастики. Они похожи на маленьких рыбок. Через 2-3 месяца из головастиков вырастают лягушата.

IV. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 192 и рассмотрите рисунок.

- Какое ещё растение встречается в пресном водоёме?

Внимательно прочитайте текст на страницах 194-195.

- О каком насекомом не рассказали выступающие?

- Чем интересно это насекомое?

V. Продолжение изучения нового материала.

Инсценировка “Рыбак у водоёма”.

Рассказ рыбака.

В пресных водоёмах живут рыбы. Они передвигаются в воде при помощи плавников. Тело рыб сплюснуто по бокам, что помогает быстро двигаться в воде. Оно покрыто чешуйками, по которым можно узнать возраст рыб. Окраска многих рыб зависит от окружающей среды. У ручного окуня, обитающего в лесных озёрах с тёмным дном, окраска имеет тёмный цвет, а там, где дно светлое – окуни имеют светлую и яркую окраску. Окунь часто затаивается в зарослях, где он скрывается от врагов или подкарауливает добычу.

К хищным рыбам пресных водоёмов относится щука, которая также подкарауливает свою жертву в зарослях растительности.

В мелких водоёмах можно встретить таких раб, как карася, плотву, ерша.

Рыба является ценным питательным продуктом. Человек вылавливает большое количество рыбы и употребляет её в пищу. Для увеличения количества рыбы применяются различные меры по охране и воспроизводству рыбы. Рыбу разводят на специальных заводах, где выращивают в бассейнах личинки до мальков. Окрепших мальков выпускают в естественные водоёмы: реки, озёра, пруды.

VI. Беседа.

- Можно ли в домашних условиях создать маленький водоём?

Загадка.

На столе стеклянный пруд, а рыбачить не дают? (аквариум)

- Почему называется аквариум? “аква – вода” (перевод с латинского)

Люди, любящие природу, создают у себя дома небольшие животные уголки – аквариумы.

Они отбирают в природе самых ярких и красивых рыбок и выращивают их в домашних условиях, создают новые виды.

Далее демонстрация слайдов с различными видами аквариумных рыбок.

- У кого дома есть аквариум?

- Как надо ухаживать за рыбками?

VII. Итог урока.

- Какие обитатели водоёма показались вам наиболее интересными?

- Почему водоём называют природным сообществом?

VIII. Домашнее задание.

Задание “Подумай!” на странице 198.