Цели урока:
Учебные:
- обобщить, систематизировать и закрепить знания о первоначальных химических понятиях;
- закрепить знания о химических элементах ;
- систематизировать ранее полученные знания о классах неорганической химии;
- автоматизировать умение учащихся ориентироваться в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
- автоматизировать умение учащихся определять валентность элементов по химическим формулам.
Развивающие
- развитие познавательного интереса к предмету
- развитие информационной и коммуникативной компетентностей
- развитие критического мышления, умения выделять наиболее значимый материал
Воспитательные:
- развивать умение работать в коллективе, сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.
Форма проведения урока: викторина
Форма организации учащихся: в процессе подготовки – индивидуальная и групповая, на уроке – коллективная
Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления ранее полученных знаний.
Оборудование: таблица ПСХЭ, проектор, экран, распечатанные карточки с заданиями.
Цель. Заинтересовать учащихся, повысить уровень их внимания к новому предмету.
1 конкурс. Анаграммы. (Первоначальные химические понятия.)
Я — газ редчайший на Земле.
Мне близки радий и свинец,
Но если переставить буквы мне,
То я уже истории творец.
(Радон — народ)Я — энергии источник.
И сказать могу вам точно:
“Сумел Клапрот меня открыть,
Эжен Пелиго— получить”.
Но если буквы переставить
И в углу меня поставить,
Буду стойко там стоять,
Молча мусор собирать.
(Уран — урна)Две вещи с различным совсем назначеньем,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая — в опытах очень значима.
Вторая — сосуд для хмельного вина.
(Колба — бокал)
Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.
(Титан — тиран)
2 конкурс. Цепочка.
Начальные слова для команд — Висмут Вольфрам (и далее как в города, но используя названия химических символов)
3 конкурс. Шуточные вопросы-загадки.
- Какой элемент не имеет постоянной “прописки” в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?(водород)
- Какой элемент всегда рад?(радон)
- Какой газ утверждает, что он— это не он?(неон)
- Какой неметалл является лесом?(бор)
- Какой химический элемент состоит из двух животных?(мышьяк)
- Какой элемент вращается вокруг Солнца?(уран)
- Какой элемент является настоящим гигантом?(титан)
- Какой метал, по древней мифологии обречен на вечные муки?(тантал)
4 конкурс. Сколько нас?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | N | B | Br | Na | K | P | Mg | Hg | C | Au |
2 | Zn | Na | O | H | J | C | Ag | Na | Fe | O |
3 | F | Cl | S | C | Au | P | Hg | H | P | Ba |
4 | Al | B | P | Br | Hg | I | C | K | Na | Ca |
5 | O | Н | C | Mg | Mn | Na | Cu | Hg | P | Pb |
6 | S | Na | F | Zn | Hg | Fe | Al | C | Ba | P |
Сколько раз повторно записаны знаки химических элементов
- 1 команда Na____,С_____, Р_____,Hg____?
- 2 команда F_____,Аg____,Мg____,Н_____?
5 конкурс. “Крестики и нолики” (металлы или неметаллы)
хлор | ртуть | золото |
кремний | азот | кислород |
никель | водород | железо |
барий | кремний | кальций |
калий | магний | углерод |
фосфор | хлор | алюминий |
6 конкурс. “Найди родственников”
Распредели вещества по классам и дайте им названия:
1 — оксиды и кислоты
2 — основания и соли
СО2, СаSO4, Н2SO4,Са(ОН)2, МgO, СаО, Аl, АlCl3,Н2О, SO2, MgSO3, Fe2O3, СаSO4,Н2SO3,СаСО3.
7 конкурс. Кто быстрее угадает?
В результате, какого взаимодействия получится сульфат железа (II)?
1 команда
- SO2+Fe(OH)2
- Fe+ZnSO4
- FeO+H2SO4
- Fe2O3+H2SO4
2 команда
В результате, какого взаимодействия получится вода?
- Са+НI
- NaOH+HI
- CaO+H2O
- SO3+ H2O
8 конкурс. Химический хоккей.
Какие пары веществ взаимодействуют? (вопросы задаются быстро)
- СО2 и Н2О
- МgO и НCl
- SO3 и СО2
- К2SO4 и НСl
- SiO2 и Н2О
- NaОH и НСl
- Сu и НСl