Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Музеи и памятные места г. Сургута"

Разделы: Внеклассная работа


“Музей – грандиозная памятная книга человечества”.
Л.В. Луначарский

1. Обоснование актуальности и необходимости разработки предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль школьного и других музеев и памятных мест как центров гражданско-патриотического, общекультурного воспитания учащихся. В системе патриотического и общекультурного воспитания юных граждан музеи и памятные места родного города становятся образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Использование данной программы позволит учащимся:

  • приобщиться к творческой и научно-исследовательской деятельности по изучению истории своей малой Родины;
  • повысить интерес к изучению истории;
  • включиться в контекст музейно-педагогических проблем;
  • создать коллектив единомышленников, способных решать проблемы как учебно-воспитательного, так и научно-исследовательского характера;
  • развить коммуникативные способности.

Программа составлена с учетом требований новых образовательных стандартов, в соответствии с планом внеурочной деятельности для обучающихся параллели 5-х классов и Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”.

Данное планирование разработано на основе:

1. Программы для 5-8 классов общеобразовательной школы: Кузьмин И.А., Сергеева М.А., Костромина Н.А. Воспитание на социокультурном опыте. – М.: Издательский дом “Истоки”, 2011;

2. Авторской программы “Краеведение” в начальной школе учителя нач.классов Ивановой Е.В.;

3. Школьного проекта “ История и культура моего города начинается с меня” МОБУ средней общеобразовательной  школы № 15 городского округа г.Райчихинска (2011-2012 уч.г.)

4. “Памятные даты, места, улицы Сургута рассказывают”: краткий справ. Ч. 1 / [О-во охраны памятников истории и культуры; ред. : В. Я. Алексеев, А. Н.Сибирцев., А.К. Кузнецова.

2. Цель программы.

Обновление содержания структуры воспитания на основе истории, культуры города. Углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Реконструкция воспитательного процесса школы, подчинение его одной идее.

3. Задачи программы.

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п., становление лицея культурным центром в микрорайоне города, вовлечение социума в подготовку и проведение мероприятий.

Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

4. Особенности программы.

Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей “малой Родине”, географическом положении и климатических условиях, гидрографии, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях. Познакомятся с богатой историей местности с древнейших времен до современности, коренных жителях данной местности, их культурой и традициями, получат навыки толерантного поведения в многонациональном городе, познакомятся с городами-побратимами, узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность, составлять экскурсионные маршруты. Смогут объяснить жителям и гостям города о расположении мест для отдыха, смогут показать и рассказать об основных исторических, археологических природных, архитектурных памятниках; познакомятся с путями сообщения в городе.

5. Принципы реализации программы:

  • принцип наглядности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип научности;
  • учет возрастных особенностей;
  • принцип результативности;
  • принцип актуальности;
  • принцип межпредметности.

6. Ожидаемые результаты программы:

  1. Реконструкция воспитательного процесса школы. Подчинение его одной идее.
  2. Организация группового дела.
  3. Учёт специфических характеристик каждого ребёнка в его восприятии мира.
  4. Воспитание у учащихся и жителей микрорайона лицея чувства гордости и ответственности за свой город. Воспитание патриотизма.
  5. Совершенствование нравственных качеств учащихся.
  6. Стремление к познанию.
  7. Активизация работы школьного музея.

7. Механизм выполнения программы (наличие соисполнителей, взаимодействие с ними). Предполагаемые партнёры в реализации проекта:

  1. Муниципальное бюджетное учреждение культуры “Сургутский краеведческий музей”.
  2. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Галерея современного искусства "Стерх".
  3. МБУК “Сургутский художественный музей”.
  4. Историко-культурный центр “Старый Сургут”.
  5. Мемориальный комплекс геологов-первопроходцев “Дом Ф.К. Салманова”.
  6. Музей истории ООО “Сургутгазпром”.
  7. Музей Купеческая усадьба.

8. Научно-методическое обеспечение программы.

  1. Для реализации данного проекта необходима дополнительная литература:
  2. Печатные издания о Тюменской области, о городе Сургуте.
  3. Видеофрагменты, материалы Интернет, статьи периодических изданий.
  4. Работа в архивах, библиотеках, в компьютерном классе (для обработки материала).

Структура программы

Малая Родина.

Большая” и “малая” Родина. Название страны, области, города. Наш край в далеком прошлом. Главные улицы города.

Способы получения информации.

Основные источники информации: периодическая печать, художественная литература; архивные фонды, фонды музеев, планы и карты, произведения скульптуры, живописи, архитектуры; материалы статистики.

Что нас окружает.

Природа и мы. Парки и скверы города.

Рождение города.

Наша Родина. Музеи города Сургута. Герб города. Города-побратимы.

Понятие о народной культуре.

Традиционные и народные праздники, народные забавы. Народные приметы. Пасхальные праздники. Символы. Устное народное творчество.

Листая страницы истории.

Прославленные земляки нашего города. Почетные граждане города. Знаменитые люди города в истории России. Сургут в годы Великой Отечественной войны.

Моя семья и мои близкие. Родословная человека.

Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времен в истории родного города. Создание генеалогического дерева.

Растительный и животный мир моего края.

Экскурсия в краеведческий музей.

Растения и животные Сургутского района Тюменской области.

Нормы и правила поведения в природе.

Правила поведения в природе.

Организация природоохранной деятельности.

Природоохранные памятники Сургута и Сургутского района: природно-археологический заповедник “Барсова гора”, Юганский государственный природный заповедник (с. Угут Сургутский район).

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование раздела Общее количество учебных часов Теоретических Практических Форма контроля
1 Малая Родина. 3 1 2 Фотовыставка.
2 Способы получения информации. 2 1 1 Оформление библиографических данных по отдельным темам.
3 Что нас окружает. 3 1 2 Игра-путешествие по станциям

“По дорогам родного города”.

4 Рождение города. 3 1 2 Устный опрос по теме.
5 Понятие о народной культуре. 8 2 6 Исследовательская работа “Традиции моего народа: прошлое и настоящее”.
6 Листая страницы истории. 4 2 2 Подготовка докладов о знаменитых людях нашего города.
7 Моя семья и мои близкие.

Родословная человека.

2 1 1 Выставка творческих работ “Герб моей семьи”
8 Растительный и животный мир моего края. 3 1 2 Составление “Красной книги” растений Тюменской области.
9 Нормы и правила поведения в природе. 2 1 1 Составление памятки “Как правильно вести себя на природе”.
10 Организация природоохранной деятельности. 5 3 2 Создание мультимедийной презентации “Растительный и животный мир природно-археологического заповедника “Барсова гора”.
  Итого: 35 14 21  

Список использованной литературы.

  1. Прищепа А.И. “История Сургута второй половины ХХ века”.- Сургут:Диорит, 2005.-256с.:ил.
  2. “История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней”.Отв.ред. Д.А.Редин.-Екатеринбург:Изд-во “Волот”, 2000.
  3. Давыдова А.О. “Коренные сургутяне”.- Сургут:ГУП ХМАО “Сургутская типография”, 2004.-180с, ил.
  4. “Почетные граждане города Сургута”:Сб.статей/Колл.авторов.-Сургут:Диорит, 2006.-192с, ил.
  5. Зубарев А., Матвеев В. “Автограф победителей”.-Сургут:ГУП ХМАО “Сургутская типография”, 2005.
  6. “Долгое эхо войны”/Авт.-сост. Кондрякова Г.В., Сенькина З.С.-Екатеринбург:Сред.-Урал.кн.изд-во, 2005.-168с, ил.
  7. Краеведческий календарь: памятные даты города Сургута/МУК ЦБС; сост. Г.Н.Библая; ред.Н.В.Жукова.-2010-с.28
  8. Сургут-Википедия. (http://ru.wikipedia.org/wiki/СургутHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/СургуN%8")