“Музей – грандиозная памятная книга человечества”.
Л.В. Луначарский
1. Обоснование актуальности и необходимости разработки предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль школьного и других музеев и памятных мест как центров гражданско-патриотического, общекультурного воспитания учащихся. В системе патриотического и общекультурного воспитания юных граждан музеи и памятные места родного города становятся образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Использование данной программы позволит учащимся:
- приобщиться к творческой и научно-исследовательской деятельности по изучению истории своей малой Родины;
- повысить интерес к изучению истории;
- включиться в контекст музейно-педагогических проблем;
- создать коллектив единомышленников, способных решать проблемы как учебно-воспитательного, так и научно-исследовательского характера;
- развить коммуникативные способности.
Программа составлена с учетом требований новых образовательных стандартов, в соответствии с планом внеурочной деятельности для обучающихся параллели 5-х классов и Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”.
Данное планирование разработано на основе:
1. Программы для 5-8 классов общеобразовательной школы: Кузьмин И.А., Сергеева М.А., Костромина Н.А. Воспитание на социокультурном опыте. – М.: Издательский дом “Истоки”, 2011;
2. Авторской программы “Краеведение” в начальной школе учителя нач.классов Ивановой Е.В.;
3. Школьного проекта “ История и культура моего города начинается с меня” МОБУ средней общеобразовательной школы № 15 городского округа г.Райчихинска (2011-2012 уч.г.)
4. “Памятные даты, места, улицы Сургута рассказывают”: краткий справ. Ч. 1 / [О-во охраны памятников истории и культуры; ред. : В. Я. Алексеев, А. Н.Сибирцев., А.К. Кузнецова.
2. Цель программы.
Обновление содержания структуры воспитания на основе истории, культуры города. Углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края. Реконструкция воспитательного процесса школы, подчинение его одной идее.
3. Задачи программы.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п., становление лицея культурным центром в микрорайоне города, вовлечение социума в подготовку и проведение мероприятий.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
4. Особенности программы.
Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей “малой Родине”, географическом положении и климатических условиях, гидрографии, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях. Познакомятся с богатой историей местности с древнейших времен до современности, коренных жителях данной местности, их культурой и традициями, получат навыки толерантного поведения в многонациональном городе, познакомятся с городами-побратимами, узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность, составлять экскурсионные маршруты. Смогут объяснить жителям и гостям города о расположении мест для отдыха, смогут показать и рассказать об основных исторических, археологических природных, архитектурных памятниках; познакомятся с путями сообщения в городе.
5. Принципы реализации программы:
- принцип наглядности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип научности;
- учет возрастных особенностей;
- принцип результативности;
- принцип актуальности;
- принцип межпредметности.
6. Ожидаемые результаты программы:
- Реконструкция воспитательного процесса школы. Подчинение его одной идее.
- Организация группового дела.
- Учёт специфических характеристик каждого ребёнка в его восприятии мира.
- Воспитание у учащихся и жителей микрорайона лицея чувства гордости и ответственности за свой город. Воспитание патриотизма.
- Совершенствование нравственных качеств учащихся.
- Стремление к познанию.
- Активизация работы школьного музея.
7. Механизм выполнения программы (наличие соисполнителей, взаимодействие с ними). Предполагаемые партнёры в реализации проекта:
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры “Сургутский краеведческий музей”.
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Галерея современного искусства "Стерх".
- МБУК “Сургутский художественный музей”.
- Историко-культурный центр “Старый Сургут”.
- Мемориальный комплекс геологов-первопроходцев “Дом Ф.К. Салманова”.
- Музей истории ООО “Сургутгазпром”.
- Музей Купеческая усадьба.
8. Научно-методическое обеспечение программы.
- Для реализации данного проекта необходима дополнительная литература:
- Печатные издания о Тюменской области, о городе Сургуте.
- Видеофрагменты, материалы Интернет, статьи периодических изданий.
- Работа в архивах, библиотеках, в компьютерном классе (для обработки материала).
Структура программы
Малая Родина.
“Большая” и “малая” Родина. Название страны, области, города. Наш край в далеком прошлом. Главные улицы города.
Способы получения информации.
Основные источники информации: периодическая печать, художественная литература; архивные фонды, фонды музеев, планы и карты, произведения скульптуры, живописи, архитектуры; материалы статистики.
Что нас окружает.
Природа и мы. Парки и скверы города.
Рождение города.
Наша Родина. Музеи города Сургута. Герб города. Города-побратимы.
Понятие о народной культуре.
Традиционные и народные праздники, народные забавы. Народные приметы. Пасхальные праздники. Символы. Устное народное творчество.
Листая страницы истории.
Прославленные земляки нашего города. Почетные граждане города. Знаменитые люди города в истории России. Сургут в годы Великой Отечественной войны.
Моя семья и мои близкие. Родословная человека.
Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество; связь поколений и времен в истории родного города. Создание генеалогического дерева.
Растительный и животный мир моего края.
Экскурсия в краеведческий музей.
Растения и животные Сургутского района Тюменской области.
Нормы и правила поведения в природе.
Правила поведения в природе.
Организация природоохранной деятельности.
Природоохранные памятники Сургута и Сургутского района: природно-археологический заповедник “Барсова гора”, Юганский государственный природный заповедник (с. Угут Сургутский район).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество учебных часов | Теоретических | Практических | Форма контроля |
1 | Малая Родина. | 3 | 1 | 2 | Фотовыставка. |
2 | Способы получения информации. | 2 | 1 | 1 | Оформление библиографических данных по отдельным темам. |
3 | Что нас окружает. | 3 | 1 | 2 | Игра-путешествие по станциям “По дорогам родного города”. |
4 | Рождение города. | 3 | 1 | 2 | Устный опрос по теме. |
5 | Понятие о народной культуре. | 8 | 2 | 6 | Исследовательская работа “Традиции моего народа: прошлое и настоящее”. |
6 | Листая страницы истории. | 4 | 2 | 2 | Подготовка докладов о знаменитых людях нашего города. |
7 | Моя семья и мои близкие. Родословная человека. |
2 | 1 | 1 | Выставка творческих работ “Герб моей семьи” |
8 | Растительный и животный мир моего края. | 3 | 1 | 2 | Составление “Красной книги” растений Тюменской области. |
9 | Нормы и правила поведения в природе. | 2 | 1 | 1 | Составление памятки “Как правильно вести себя на природе”. |
10 | Организация природоохранной деятельности. | 5 | 3 | 2 | Создание мультимедийной презентации “Растительный и животный мир природно-археологического заповедника “Барсова гора”. |
Итого: | 35 | 14 | 21 |
Список использованной литературы.
- Прищепа А.И. “История Сургута второй половины ХХ века”.- Сургут:Диорит, 2005.-256с.:ил.
- “История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней”.Отв.ред. Д.А.Редин.-Екатеринбург:Изд-во “Волот”, 2000.
- Давыдова А.О. “Коренные сургутяне”.- Сургут:ГУП ХМАО “Сургутская типография”, 2004.-180с, ил.
- “Почетные граждане города Сургута”:Сб.статей/Колл.авторов.-Сургут:Диорит, 2006.-192с, ил.
- Зубарев А., Матвеев В. “Автограф победителей”.-Сургут:ГУП ХМАО “Сургутская типография”, 2005.
- “Долгое эхо войны”/Авт.-сост. Кондрякова Г.В., Сенькина З.С.-Екатеринбург:Сред.-Урал.кн.изд-во, 2005.-168с, ил.
- Краеведческий календарь: памятные даты города Сургута/МУК ЦБС; сост. Г.Н.Библая; ред.Н.В.Жукова.-2010-с.28
- Сургут-Википедия. (http://ru.wikipedia.org/wiki/СургутHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/СургуN%8")