Программа летней смены "Команда твоего успеха"

Разделы: Внеклассная работа


1 Полное название программы Программа летней смены “Команда твоего успеха” детского оздоровительного лагеря им.КонстантинаЗаслонова, ст.Комсомольск
2 Номинация “Лучшая программа загородного оздоровительного лагеря
3 Автор программы Подпорина А.А
4 Руководитель программы Подпорина А.А
5 Название проводящей организации “ОАО РЖД” ДВост- ФИЛИАЛ Дирекция социальной сферы
6 Аннотация программы (цель, задачи, результат). Цели и задачи программы

Цель: Организация отдыха и оздоровления детей через создание специальных условий на основе истории олимпийского движения.

Задачи:

• Развивать нравственно-волевые качества личности и способствовать формированию нравственного поведения;

• повысить уровень воспитания, культуры поведения и общения, культуры досуга;

• обогатить и совершенствовать мотивационные потребности сферы ребенка, формировать систему общечеловеческих нравственных ценностей;

Ожидаемый результат:

• сохраняют и улучшают здоровье;

• развивают интерес к истории спорта и истории Олимпийских игр ;

• раскрывают свой творческий потенциал

• приобретают знания об идеалах олимпизма и принципах честной игры;

• повышают уровень культуры межличностного общения;

7 Адрес организации г.Хабаровск, ул.Комсомольская 67

Администрация лагеря: Ул.Чапаева 1. каб.№14,

8 Телефон, факс, e-mail 8(4217)28-37-43, факс 28-49-28, 89244160017
9 Актуальность программы В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Но не менее важно заложить основы и здоровья душевного. Необходимым условием этого является наличие ясных моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
10 Форма проведения Летняя смена в загородном лагере
11 Специализация программы Социально-педагогическая направленность программы
12 Сроки проведения 15 июля по 4 августа
13 Количество смен 1 смена
14 Место проведения Детский оздоровительный лагерь им.К.Заслонова
15 Общее количество детей-участников за смену 400 человек
16 Общее количество участников за сезон (в т.ч ---
17 География участников Хабаровский край
18 Условия участия в программе Участники одной смены ДОЛ им.К.Заслонова
19 Условия размещения участников 8 спальных корпусов, из них 4 благоустроенных.
20 История осуществления программы -----
21 Наиболее важные публикации о программе -----
22 Особая информация и примечания ------
23 Ожидаемые результаты Организованы психолого-педагогические условия для качественного отдыха детей; реализована игровая модель на основе истории олимпийского движения; создана атмосфера дружелюбия, свободы выбора и принятия; демонстрация нравственно-волевых качеств личности через участие в мероприятиях смены; соответствие модели поведения ребенка законам отряда и законам лагеря; популяризация системы общечеловеческих ценностей через мероприятия смены.

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы

Ожидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов(спортивных, творческих, познавательных), о поиске “нового себя”, купание и игры - “поля творческой свободы”.

Несомненно, каникулы, время отдыха, но и одновременно – период значительного расширения практического опыта ребенка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирование новых умений, развития способностей.

Летом 2012 года весь мир ожидает замечательное, увлекательное, спортивное соревнование, праздник, который является для каждого спортсмена знаковым событием – это летние Олимпийские игры.

Олимпийское движениеучитывает много различных факторов, пропагандирует физическое совершенство, высшие достижения на основе индивидуальных возможностей и способностей детей разных национальностей, культур, предлагая в спектре олимпийских видов спорта большой выбор.

Программа “Команда твоего успеха” - это возможность в игровой форме сформировать у ребенка чувство гордости, за свою команду, за свою страну на основе сопричастности летних Олимпийских игр в Лондоне, проходящих с 27 июля по 12 августа, сформировать интерес к Олимпийскому движению, способствовать формированию нравственных основ личности в условиях жизненного выбора. На примере Олимпийской сборной России создать свою “Команду успеха”.

Основополагающие принципы для создания образовательно-воспитательной системы:

1. Принцип игры, как основа жизнедеятельности ребенка. Игра – метод организации и сплочения коллектива, важнейшее тренинговое средство развития человечески, психологических качеств. Она развивает, обучает, воспитывает, социализирует, дает отдых. Формирует и развивает творческие способности. Ее можно рассматривать как основную форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности личности и коллектива.

2. Принцип ценностно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности; позиция равенства. Ведущим у взрослого в отношении ребенка является принцип “Первый среди равных”.

3. Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности ребенка является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности посредством занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.

4. Соответствие требованиям времени. В воспитании ребенка особенно актуальным является единство действий педагогов и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями участников смены для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка, как личности, соблюдения его прав как человека (Международная конвенция Прав ребенка).

1.2. Концептуальная основа программы

Успешность является необходимым фактором для гармоничного развития человека. И если стремление к успеху есть у каждого ребенка, то способы, средства и методыдостижения цели остаются для многих загадкой. Одной из главных педагогических задач является помощь ребенку в определении пути, поиска необходимых средств, методов для достижения его личной цели.

Современная ситуация в обществе диктует нам свои условия и критерии успешного человека, которые подтверждаются исследованиями нравственных качеств жизни:

• Уверенность.

• Позитивное мышление.

• Стремление к достижению цели.

• Умение общаться.

• “Стильный образ” как умение современно и модно выглядеть.

Эти ценности столь просты и кажутся столь очевидными, что может возникнуть вопрос: нужно ли вести специальную работу, чтобы они открылись детям? Думая о будущем и судьбе современных детей, да, нужно. Состояние общества таково, что естественной трансляции этих ценностей не происходит. С одной стороны, семьи решают проблему выживания или обеспечения того уровня жизни, который считают необходимым, и решение этой задачи поглощает все душевные силы взрослых. С другой стороны, крен в индивидуализм и неограниченный культурными нормами поведения демократизм в общении с детьми дает в качестве результата инфантильность, безответственность, расслабленность даже способных учеников. Эта расслабленность касается и физического, и умственного труда, и чувств детей.

И педагогу необходимо по настоящему убежденно открыть детям эти истины, они сделают очень важное дело в формировании их душевного здоровья, основ эмоционального благополучия, психологической устойчивости к жизненным стрессам и способности прожить свою жизнь счастливо.Развивая в себе эти характеристики, ребенок как настоящий “олимпиец” движется к успеху.

2012 год объявлен Президентом РФ годом Истории в России. Одновременно с этим весь мир с трепетом ждет очень важного события – Летние Олимпийские игры – 2012 в Лондоне. В совокупности два этих события взаимообогащают и взаимодополняют друг друга в решении проблемы духовно-нравственного развития личности гражданина РФ. Олимпийская сборная РФ, по сути своей, команда людей-героев, которые титаническими усилиями, подготовкой приносят славу своей стране, на грани своих возможностей, завоевывая победу. Ребенок тоже может стать героем. Таким образом стремление к самосовершенствованию может сделать его героем.

Игровая модель: создание условий для раскрытия своего героического дарования через участие в мероприятиях смены. Участник смены знакомится с таким понятием как героизм и его разновидностями: физиологический, моральный, витальный. Предлагаются разные пути прохождения испытаний для достижения “Олимпа успеха”.

1.3. Цели и задачи программы

Цель: Организация отдыха и оздоровления детей через создание специальных условий на основе истории олимпийского движения.

Задачи:

• рзвивать нравственно-волевые качества личности и способствовать формированию нравственного поведения;

• повысить уровень воспитания, культуры поведения и общения, культуры досуга;

• обогатить и совершенствовать мотивационные потребности сферы ребенка, формировать систему общечеловеческих нравственных ценностей;

• приобщить детей к осознанному выбору здорового образа жизни.

1.4 Ожидаемый результат

• сохраняют и улучшают здоровье;

• развивают интерес к истории спорта и истории Олимпийских игр ;

• раскрывают свой творческий потенциал

• приобретают знания об идеалах олимпизма и принципах честной игры;

• повышают уровень культуры межличностного общения;

1.5 Участники программы

Участниками программы являются отдыхающие загородного лагеря в возрасте 7-15 лет.

1.6 Диагностика результативности программы

1. Использование в воспитательной работе методов психологической диагностики с помощью стандартизированных психологических методик (тесты, Айзенка, Розенцвейга, Люшера и др.)

2.Для получения представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей используется:

• Наблюдение – при многопрофильности оценки личности в ходе участия ребенка в конкретной деятельности;

• Анкеты:

а) при изучении направленности интересов, мотивов действий

б) по выявлению влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей и взрослых в коллективе;

• Тесты – ситуации, незаконченное предложение, рисунки, шкалы, графики и т.д.;

• Метод ранжирования – позволяет анализировать отношения, сложившиеся в группе, эффективность и рейтинг популярности проводимых дел.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В рамках реализации программы и создания “Команда моего успеха” участники смены будут сами определять, каким они хотят видеть свое поколение и через отрядные, лагерные мероприятия будут представлять свои позиции по таким направлениям как фестиваль культуры “театр Аполлона”, фестиваль “Боги Олимпа”

Содержание программы “Команда моего успеха” предполагает использование различных форм деятельности, которые осуществляются на 3 уровнях:

  • Массовом (общелагерные мероприятия: творческие, спортивные, интеллектуальные, патриотические, социальные и т.д.);
  • Групповом (огоньки, игры-эстафеты, командные, конкурсные, игровые, шоу - программы, тренинги и т.д.);
  • Индивидуальном (игры, викторины, тренинги индивидуальные конкурсные программы, кружковая деятельность и т.д.);

А также:

  • занятость детей через организацию активно общественного отдыха;
  • спортивно-оздоровительные мероприятия,
  • диагностика участников смены на “входе и выходе”, исследование и изучение состояний участников в течение смены

Творческие клубы и мастерские

Философия нашего детского лагеря в отношении прикладного детского творчества заключается в том, чтобы дать ребенку навыки и умения, которые ему могли бы пригодиться в жизни. Научить его делать красивые и полезные вещи. Дать почувствовать радость от творчества, от того, что получается и получается хорошо. Для этого отобран ряд прикладных видов деятельности и методик.

Дети в летние каникулы будут заниматься:

– Скрапбукингом — искусством оформления рамок, фотоальбомов и т.п. Ребенок сам делает оригинальное фото, распечатывает его и оформляет рамку или миниальбом в необычном формате. Под руководством инструктора принимается за оформление собственнойфотоистории в стиле скрап.

– Киригами — ребенок может создать собственный герб – либо по предложенной схеме, либо самостоятельно сочиненный. Тех, кого “дворянские” гербы не вдохновляют или кажутся слишком сложными, могут создать объемную открытку.

– Декупажем — специальной аппликационной техникой, заменяющей роспись. На обложке блокнота – деревянном браслете - просто картоне - на рамке – стаканчике – тарелке - бутылке ребята будут создавать оригинальные композиции.

– Моделированием из полимерной глины — изготовлением бижутерии (бусы, браслеты) или подсвечников и т.п. Младшие могут сделать сувениры (пирожные, медали, игрушки) из массы для лепки, затвердевающей на воздухе, из полимерной глины со свойствами резины (ластики и штампики).

– Мыловарение — ребята научатся изготавливать декоративное мыло. Полученный в результате продукт может быть отличным сувениром и хорошим подарком. Добавляя масла и флористические элементы в основу, играя с формой, можно добиться потрясающихрезультаттов..

– Фелтингом — т.е. валянием шерсти сухим способом, иглами. Свалять можно как игрушки, так и бижутерию, украшения. Если девочкам можно предложить сделать стильные бусы из войлока, то мальчики могут попытаться свалять сувенирные валеночки.

– Квиллингом — особым видом скручивания. Из узких бумажных полосок составляются потрясающие композиции. Это могут быть открытки, украшения для альбомов, рамок, самостоятельные предметы-сувениры.

– Бумагопластикой — из обычной белой бумаги путем старательного сминания и склеивания смятых комков получаем смешных овечек (или баранов) и т.п..

– Роспись футболок — техника, с помощью которой ребенок может создать оригинальную футболку, раскрасив выданную в лагере с помощью специальных текстильных красок.

Кроме того планируется работа по следующим направлениям:

- театральная студия,

- танцевальный клуб,

- музыкальный клуб,

- клуб “Эрудит”,

- ИГРОТЕКА,

- клуб живописи.

-баскетбол.

- теннис

- веревочный курс

- занятия в крытом бассейне, в том числе обучение плаванию не умеющих плавать,

- “911” — курс полимедицины и оказания первой доврачебной помощи,

- секция стрельбы из пневматического оружия,

- тренажерный атлетический зал,

- футбольная секция,

- секция настольного тенниса,

- проводятся занятия по волейболу, баскетболу, снайперу, бадминтону.

В течение смены будут проведены следующие формы общелагерных игр:

- Веревочный курс “Команда мечты”

- вечер мудрости “Дневники Афины”

- туристическая маршрут-игра “Странствия Одиссея”

- танцевальный конкурс Стартинейджер “Олимпийский поезд дружбы”

- фестиваль культуры “Театр Аполлона””,

- Олимпийскийгексатлон— спортсоревнования между отрядами.

- большая игра “команда героев Олимпа”

- Интеллектуальный марафон “Кругосветное путешествие”

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Подпорина А.А. – зам.директора по В.Р.
  • Консультанты- вожатые, с опытом работы в ДОЛ им.К.Заслонова, прошедшие ШПВ в ФГОУ ВПО АмГПГУ
  • Вожатые – студенты ФГОУ ВПО АмГПГУ, ФГОУ КнАГТУ