Игра как способ развития познавательной активности учащихся на уроках

Разделы: Начальная школа


Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Рождаясь, ребенок играет с погремушкой, соской, пустышкой, затем его привлекают простые кубики, которые можно ставить один на другой, яркие мячики. Затем машинки, пупсы, красочные книжки, позже простой конструктор, пазлы. Игры сменяют друг друга, они не покидают человека во взрослом возрасте. Значение игры сложно переоценить. В игровой форме ребенок впервые выполняет функции взрослого человека, готовится стать самостоятельным, решает важные для него задачи. Девочка, играя с куклой, готовится стать матерью, ухаживает за куклой, шьет ей одежду, читает стихи и сказки, поет веселые песенки и колыбельные. Мальчики в игре готовятся стать защитниками Отечества, водителями, охотниками, рыбаками и т.д.

В младшем школьном возрасте дети могут играть по собственному желанию, по инициативе взрослого, по обычаю или традиции предков. На уроке для развития познавательной активности используются игры, которые организует учитель. Значение этих игр в воспитании и развитии сложно переоценить.

При изучении темы «Во что играли наши предки» во втором классе по предмету «Уроки предков» ученики знакомятся с традиционными народными играми, в которые играли народы севера.

На уроке ученики узнают о роли игры в жизни человека, о разнообразии игр, об игровых действиях в конкретных играх и, конечно, для закрепления выполняют игровые действия на практике. Эти игры, согласно исследованиям, проведенным в последнее время, способствуют формированию у учеников универсальных этнических и психических способностей человека, ученики приобретают важные психологические черты этноса, который создал игру.

Во время таких игр необходима творческая эмоциональная атмосфера, создающая особое настроение.

Во время игры младшие школьники учатся общаться, развивают речь, умение четко и ясно выражать свои мысли, творческие способности, знакомятся с культурой предков. В игре прививается любовь к собственной культуре, уважение к старшему поколению, родной природе, воспитывается потребность в получении знаний, воспитываются такие чувства, как доброжелательность, тактичность, взаимопомощь, взаимоотношения. Они разного направления: спортивного, ролевого, творческого.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • формирование представлений о роли игры в жизни малочисленных народов севера;
    • о видах игр, в которые играли долгане и нганасане;
    • об игрушке, как основной форме духовного воспитания ребенка.
  • Развивающие:
    • развитие устной и письменной речи, мыслительных операций, памяти;
    • развитие культуры речи;
    • развитие умения четко и ясно выражать свои мысли.
  • Воспитательные:
    • воспитывать потребность в получении знаний;
    • воспитывать потребность работать в коллективе, в парах;
    • воспитывать такие чувства, как доброжелательность, тактичность, взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел дружок-звонок,
Начинается урок.
Все дела мы отложили,
На урок поспешили.
Друг другу улыбнемся,
За урок возьмемся.
Узнаем пока неизвестную
Информацию очень полезную.

2. Сообщение целей и задач урока

– Ребята, отгадайте загадку. Слайд 3 (Приложение 1)

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю..? (Игрушки)

Знакомы ли вам эти предметы?
Стукнешь о стенку –
А я отскочу. Бросишь на землю –
А я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать
Я никак не хочу. (Мяч)

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)

Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
Ребятам весело со мной:
На ножке я кручусь одной. (Юла)

Когда апрель берёт свое
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня. (Скакалка)

Под ногами доска,
А в руках веревки.
На доске под облака
Мы взлетаем ловко. (Качели)

– Каким словом их можно объединить? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Тема урока «Во что играли наши предки» (слайд 4)

3. Объяснение нового материала

– Как вы думаете, можно ли прожить жизнь без игр и игрушек? Какая была бы наша жизнь без них?
– Люди играют в различные игры с тех самых пор, когда появилось человечество. В игры играют не только дети, но и взрослые. Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Малыши играют сначала погремушками, потом машинками и куклами, строят домики из кубиков, дети постарше собирают из конструктора различные предметы, затем внимание ребенка переключается на настольные игры лото, азбуку, подвижные игры… Каких только игр не существует на свете! Есть игры простые и сложные, старые и новые, весёлые и серьезные. У каждого народа издавна существовали свои традиционные игры для детей и взрослых, для женщин и мужчин. Игра была основной и очень важной частью праздников. И была она делом серьёзным.
– Наши предки – долганы, ненцы, нганасаны, энцы, эвенки – делали своим детям игрушки сами, ведь в тундре негде их купить. Почти все игры связаны с занятиями взрослых. Это охота, оленеводство, рыболовство. Для игр взрослые делали из соломы фигуры людей (слайд 5),  вырезали из дерева маленькие фигурки животных (слайд 6), ставили их на колеса, делали маленькие санки. Почти у каждого ребенка были маленькие нарты с оленями на колесиках. Соберутся ребятишки вместе, запрягут своих игрушечных оленей, составят большой агриш (слайд 7) и станут кочевать на новое место. А там надо правильно поставить маленькие игрушечные чумы, с умом выбрать место для стойбища, а маленькие пастухи пойдут караулить своё игрушечное стадо оленей. Во время игры девочки выполняют роль хозяйки очага – установят жилище, обустроят очаг, будут нянчить самодельных кукол.

Физминутка

– А теперь все тихо встали…
– А сейчас мы в лес пойдём…
– А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.

Основой самодельной долганской куклы служил сучок размером 15-20 см с развилкой (слайд 8). Конец сучка закругляли – получалось что-то наподобие лица, а развилка изображала ноги. Остов (основа) обшивался тряпочками и получалась своеобразная кукла. Этой кукле девочки шили одежду, отец делал кукле маленькую люльку.
А родители ненецких детей делали девочкам куклы, головой которых служили клювы птиц (слайд 9). Женская кукла (девочка) имела маленький клюв вместо головы, а большой клюю служил головой для мужской куклы. Для кукол шилась одежда разная – мужская и женская. У женской куклы на голове закрепляли тесьму или нитки и заплетали из них две косы,  в них вплетались украшения – бусинки, монетки, бисеринки (слайд 10).
Самые первые игрушки сделаны очень давно. Около 10000 лет назад, а может и ещё раньше. Тогда их делали из костей животных, рогов, слоновой кости, камня, глины, дерева, т.е. из самых разных материалов. Это мячи, волчки, свистульки (слайд 11), погремушки, игрушечные животные, куклы, домики. У каждого народа они разные, отражающие его историческую судьбу, и в тоже время одинаковые, с общечеловеческими чертами.
Для детей игра это способ познакомиться с будущей взрослой жизнью. В детстве человек как бы проживает историю человечества, в играх он проигрывает настоящую жизнь настоящую историю.
Пяти-шестилетние мальчики чаще всего играли в охоту. Взрослые делали им маленькие луки, тупые стрелы (слайд 12). Юные охотники стреляли из них в стволы деревьев, в подбрасываемые предметы, учились выслеживать зверя. В игре дети узнавали повадки и особенности зверей, все оттенки их поведения. Играя в охотников, дети учились ставить капканы, выслеживать зверя, спать под открытым небом, вставать на заре. И конечно учились беречь свою землю, бережно к ней относиться, зря не убивать животных и птиц, охранять окружающую среду. Огромная любовь к своей земле нашла отражение в стихах долганской поэтессы Огдо Аксеновой

Я с малых лет люблю Таймыр,
Укрытый тундровым ковром.
Здесь родина моя, мой мир,
Мои снега и теплый дом.

4. Работа с учебником

Ученики по цепочке читают название и правила игры.

– Таймырские писательницы Огдо Аксенова (слайд 13) и Любовь Ненянг (слайд 14) вспомнили и записали игры наших предков, в которые играли они сами. В учебнике на с.48 описаны эти игры. Давайте выберем самые интересные и поиграем.

5. Закрепление

1. Долганская игра «Оленьи бабки»

Эта игра может быть использована для игры на улице, в спортивном зале, в клубе, даже в классной комнате. Она развивает координационные способности, ловкость, меткость, умение собраться и сосредоточиться.
Несколько оленьих бабок ставят в ряд на расстоянии 20 см друг от друга. Играющие по очереди стараются одной бабкой сбить другие, расставленные. Побеждает тот, кто собьет больше бабок. Вместо бабок можно использовать и другие предметы, например: ластики, пластиковые емкости и т.д.

2. Объемная кукла

Это занятие позволяет повторить изученный материал по костюмам народов севера, развивать навыки работы с бумагой, повторить правила безопасной работы с ножницами, правила работы с клеем, развивает творческие и художественные способности детей.
Вырезается шаблон – голова  (круг радиусом 1,5 см) и туловище  (сегмент 2/3 круга радиусом 10 см).
Раскрашивается голова, рисуется лицо, раскрашиваются все его детали, рисуется и раскрашивается национальный костюм. По линии разреза туловище склеивается и получается бумажная кукла. Наши предки делали такие объемные фигуры из оленьей шкуры, кусочков сукна. Набивали их ватой, мхом или оленьей шерстью. Одежду изготавливали из сукна. Чтобы игрушка выглядела красиво, её одежду расшивали цветными нитками, бусинками, бисером (слайд 16).

3. Кукла из ткани

Для работы можно использовать различные кусочки ткани. Наши предки ткань закручивали в жгут, к которому пришивали руки и ноги. Из ниток и тонко нарезанных лоскутков плели косички (слайд 15).

4. Зааркань!

В снег в землю втыкают оленьи рога на расстоянии 15-20 шагов друг от друга.  Один из играющих бросает маут (слайд 17), стараясь «заарканить оленя». Если ему удалось, он снова бросает маут и делает это, пока не промахнется. Побеждает тот, кто «заарканит» больше «оленей».
– На выставочной доске ознакомимся с игрушками, которые сделали одноклассники на уроке. Проголосуйте за понравившийся вам экспонат с помощью жетона.
– Определим победителя, который набрал большее число голосов.

6. Домашнее задание

Изготовить совместно с родителями игрушку на свой выбор. Подготовить о ней рассказ по плану:

1) как называется,
2) из чего она изготовлена,
3) для чего предназначена,
4) как ей играют.

7. Итог урока

– О чем вы узнали сегодня на уроке?
– Что вам особенно запомнилось на уроке?
– О чем бы вам ещё хотелось поговорить?
– Какие игры вам были известны раньше?
– Какие ещё народные игры вы знаете?

Литература:

1. М.И. Попова. Уроки предков. Учебное пособие для 2 класса школ Таймырского автономного округа. «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург». 2006
2. Загадки. http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_play.php
3. Детские игрушки коренных народов Таймыра. Муниципальное учреждение культуры Дудинская централизованная библиотечная система. Детская библиотека. Дудинка. 2009 г.
4. Физминутка http://www.selezneva-lichnost.ru/metodicheskaya-kopilka/fizminutki.html