Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Вид урока: проблемная лекция с элементами беседы.
Цели и задачи урока.
- Обучающий аспект: познакомить учащихся с элементами подгруппы галогенов; показать практическую роль галогенов и их соединений в природе и жизни человека.
- Воспитательный аспект: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание положительного отношения к знаниям.
- Развивающий аспект: продолжить развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, проводить эксперимент, делать выводы, применять полученные знания на практике.
Методы и методические приемы.
- Словесные: диалогический метод изложения знаний с элементами исследования (при формировании теоретических и фактических знаний);
- наглядные: (для развития наблюдательности, повышения внимания);
- проблемно-поисковые: выполнение лабораторных опытов и демонстрационного эксперимента (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к процессу обучения);
- методы контроля и самоконтроля: текущий контроль знаний с помощью графического диктанта.
Структура урока.
- Объявление темы, целей урока.
- Сообщение домашнего задания и комментарий к нему.
- Изложение нового материала (эвристическая беседа с опорой на эксперимент).
- Проведение офтальмопаузы.
- Текущий контроль знаний с помощью графического диктанта.
- Подведение итогов урока.
Оборудование и реактивы.
Плакат по технике безопасности; карты-инструкции с заданиями; на столах учащихся – раздаточные таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и «Растворимость гидроксидов и солей в воде», графопроектор.
Для лабораторных опытов (на каждую парту): штатив для пробирок, растворы хлорида натрия, бромида натрия, иодида натрия, нитрата серебра, чистые пробирки (3 штуки).
Для демонстрационного эксперимента: раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты, штатив для пробирок.
Эпиграф.
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия» (Майкл Фарадей).
Оформление доски.
Дата, тема урока, домашнее задание, девиз (эпиграф – слова М.Фарадея). (Приложение 1. Слайд 3).
Ход урока.
I. Вступление.
Ознакомление с темой урока, целями и задачами урока. (Приложение 1. Слайд 2).
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию нового материала. Мы с вами приступаем к изучению химических элементов подгруппы галогенов. Но для начала давайте вспомним, как взаимосвязаны положение химических элементов в ПСХЭ и строение их атомов.
- Где расположены галогены в ПСХЭ? (ответ: в VII А подгруппе ПСХЭ). http://www.xumuk.ru/
- Какое количество внешних электронов содержится в оболочке атомов этих элементов? (ответ: 7 электронов. http://www.xumuk.ru/esa/ )
- Какие степени окисления могут проявлять элементы галогены в соединениях? (ответ: от низшей -1 до высшей +7 за исключением фтора, у которого степень окисления всегда составляет -1).
- Как изменяется радиус атомов в подгруппе (ответ: от фтора к астату радиус атомов увеличивается).
- Как изменяются окислительно-восстановительные свойства элементов в подгруппе? (ответ: с ростом порядкового номера, т.е. от фтора к астату окислительные свойства ослабевают, восстановительные усиливаются).
- Что означает термин «галоген»? (ответ: галогены – значит солероды).
- В виде каких молекул существуют галогены в свободном состоянии? (ответ: в виде двухатомных молекул).
- В каком агрегатном состоянии существуют простые вещества – галогены? (ответ: фтор и хлор при обычных условиях – газы желтовато-зеленого цвета, бром – летучая красно-бурая жидкость, иод – твердое кристаллическое вещество темно-серого цвета, легко образующее фиолетовые пары) (Приложение 1. Слайд 4).
2. Соединения галогенов. К важнейшим соединениям галогенов относятся галогеноводороды и их производные. Получить эти вещества можно взаимодействием соответствующих галогенов с водородом. Давайте рассмотрим этот процесс на примере хлороводорода (выполнить задание 2стр.89 в рабочей тетради). Один ученик пишет уравнения на доске, остальные работают в тетрадях. Проверяем задание. (Приложение 1. Слайд 5).
Н2 + Cl2 = 2HCl (получение в промышленности),
H2SO4 (конц) + 2NaCl = 2HCl ↑+ Na2SO4 (в лаборатории, реакция Глаубера).
Физические свойства хлороводорода. Хлороводород HCl – бесцветный удушливый газ, тяжелее воздуха. На воздухе, поглощая пары воды, он превращается в мельчайшие капельки хлороводородной кислоты. Вот и говорят, что концентрированные растворы хлороводорода, из которых постоянно испаряется HCl, «дымят» на воздухе.
Раствор хлороводорода в воде – это соляная (или хлороводородная кислота). Кислота сильная, поэтому ей свойственны все свойства сильных кислот. Давайте вспомним, какие свойства сильных кислот мы знаем (выполняем упр 4 (стр.90 в рабочей тетради). Два ученика пишут уравнения у доски (Приложение 1. Слайд 6).
Химические свойства соляной кислоты.
1) Диссоциация: HCl → H+ + Cl- (кислая среда)
2) С металлами, стоящими в ЭРНМ левее водорода: Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
3) С основными и амфотерными оксидами и гидроксидами:
CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O
ZnO + HCl = ZnCl2 + H2O
Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O
Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
4) С солями слабых кислот: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 ↑ + H2O или в ионном виде:
CO32- + 2H+ = CO2 ↑ + H2O
Также сильными кислотами являются бромоводородная и иодоводородная кислоты, а вот фтороводородная (плавиковая) – слабая, ее диссоциация идет необратимо: HF ↔ H+ + F-
Проводим физкультминутку (Приложение 1. Слайд 7).
Соли галогеноводородных кислотназываются соответственно фторидами, хлоридами, бромидами, иодидами. Наиболее важное значение для человека имеет хлорид натрия NaCl или поваренная соль. Поваренная соль уже в древности стала главным «химическим реактивом» за обеденным столом. У славянских народов «съесть вместе пуд соли» - значит хорошо узнать друг друга. По русскому обычаю подносят гостям хлеб-соль, тем самым желая им здоровья. Во времена Гомера (VIII в до н.э.) соль ценилась выше золота. Как гласила пословица, «без золота прожить можно, а без соли нельзя». Из истории мы знаем, что нехватка соли вызывала «соляные бунты», а из-за месторождений каменной соли происходили военные столкновения. Кроме этого, хлорид натрия жизненно необходим каждому человеку: ведь в составе крови почти 0,9% хлорида натрия. Вот такое интересное вещество – обычная поваренная соль. (Приложение 1. Слайд 8).
Качественная реакция на галогенид-ионы. Чтобы обнаружить в растворах или в солях галогенид-ионы, проще всего воспользоваться раствором нитрата серебра AgNO3. Нитрат серебра реагирует с солями – галогенидами с образованием творожистого осадка. Ученики выполняют парную лабораторную работу (упр.11 стр.92 в рабочей тетради), пишут уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, четверо работают у доски:
Ag+ + Cl- = AgCl↓ (белый осадок)
Ag+ + Br- = AgBr↓ (светло-желтый осадок)
Ag+ + I- = AgI↓ (желтый осадок)
По окончании работы обсуждаем результаты эксперимента, делаем вывод: качественной реакцией на галогенид-ионы является взаимодействие с катионом серебра. (Приложение 1. Слайд 9).
Кислородные соединения галогенов. Разберем их на примере кислородных соединений хлора. Существуют оксиды хлора Cl2O, ClO2 и Cl2O7 . Получить эти оксиды можно только из кислородных кислот хлора или солей хлора. Кроме оксидов, есть кислородные кислоты. (Учитель показывает карточки с формулами кислот, ученики пишут их в тетрадь, определяют степень окисления хлора в каждой кислоте). Проверяем выполненное задание. (Приложение 1. Слайд 10).
Все оксиды хлора по характеру кислотные, при растворении в воде образуют кислоты.
1) Cl2O + H2O = 2HClO
2) ClO2 + H2O = HClO2 + HClO3 (составить электронный баланс)
3) Cl2O7 + H2O = 2HClO4. (Приложение 1. Слайд 11 ).
III. Заключительная часть.
Итак, мы сегодня изучали галогены и их важнейшие соединения. А теперь давайте проверим, что вы усвоили на сегодняшнем уроке. Для этого мы напишем небольшой химический диктант. Нужно вписать в предложения недостающие слова. (Приложение 1. Слайд 12).
- Галоген – самый активный окислитель - это… (фтор).
- Термин «галоген» обозначает … (солероды).
- Соли плавиковой кислоты называются … (фторидами).
- Какая соль в старину ценилась дороже золота… (поваренная).
- Какая соль поможет различить галогенид-ионы…(нитрат серебра).
- По характеру оксиды хлора …(кислотные).
Проверяем правильные ответы, выставляем оценки. (Приложение 1. Слайд 13).
А перед тем, как записать домашнее задание, давайте немного почитаем стихи (Приложение 1. Слайд 14).
Домашнее задание: § 19,упр3,4 (с115) по учебнику, 9,10(ГИА) по рабочей тетради; закончить уравнения электронного баланса. (Приложение 1. Слайд 15).
Список литературы
Для учащихся:
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 560 с.: ил. – («Занимательные уроки»).
- Габриелян О.С. Химия.9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» /О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – 10-е изд.,доп. - М.: Дрофа, 2010. – 191, [1]с.:ил.
- Габриелян О.С. Химия, 9 класс. – М.: Дрофа. 2006.
Для учителя:
- Аликберова Л.Ю. Протонная теория кислот и оснований: разработка уроков/Л.Ю.Аликберова. – М.: Чистые пруды,2006.- 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып.3(9)).
- Габриелян О.С. Химия, 9 класс. – М.: Дрофа. 2006.
- Классификация неорганических соединений: 8 класс/ Г.Ф.Здешнева, М.А.Мирзабекова, Н.Н.Прус. – М.: Чистые пруды, 2006.- 32с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып.1(7)).
- Слесарев В.И. и др. Тренажер по химии для абитуриентов и студентов. – СПб: Химиздат,2003. – 424с.