Урок-игра "Классы цветковых растений"

Разделы: Биология


Цель урока: в игровой форме закрепить знания о многообразии цветковых растений, провести контроль знаний по теме и умений определять растения различных семейств по определительным карточкам.

Оборудование: Таблицы и гербарий растений разных семейств, модели цветков разных семейств, определительные карточки, карточки с номерами и названиями семейств Покрытосеменных растений, тексты с описанием растений, цветные бланки для ответов учащихся, итоговая таблица для подсчета результатов.

Ход урока

Правила игры

Для проведения урока заранее класс делится на 4 –5 групп по 4-5 человек и все получают задания по дополнительной подготовке к обобщающему уроку. Каждой команде присваивается порядковый номер и цвет. Учащиеся для жюри также определяются заранее, их знания проверяются. Они будут подсчитывать очки и помогать учителю вносить результаты в итоговую таблицу (приложение 1). Каждый ученик получает бланк для ответов. (приложение 2). За правильные ответы на конкурсах № 1 и 4 ученикам дается 1 балл и 1 балл команде, если все ответили правильно.

Учитель. Цветковые растения являются самой большой группой среди других растений. Их роль в природе и жизни людей очень многообразна, без них не было бы и человеческой цивилизации. А знаем ли мы растения? Попробуем это проверить с помощью игры. Для победы команде необходимо сотрудничать, слушать и уважать друг друга.

1 конкурс. Разминка «Отличительные признаки классов».

На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определенном порядке.

1 Сетчатое 5 Злаковые, лилейные
2 Мочковатая 6 Две семядоли
3 Розоцветные, пасленовые, бобовые 7 Параллельное или дуговое
4 Одна семядоля 8 Стержневая

Учитель читает текст, а ученики на бланке записывают номера ответов. Необходимо предупредить учащихся, что исправления считаются ошибкой. Консультанты быстро проверяют бланки и вносят балы в таблицу.

«У растений класса однодольные, корневая система …, у двудольных –…. Зародыш семени у двудольных имеет …, а у однодольных –…. У растений класса однодольные жилкование листьев …, у двудольных –…. Из изученных семейств растений к классу двудольные относятся …, к классу однодольные –…». (ответы – 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3 ,5)

2-й конкурс. «Найди ошибку».

У каждой группы схема, отражающая систематическое положение предложенных растений. Задача учащихся: найти ошибки и написать правильно (1 балл). Например:

№1

Царство Растения
Класс Двудольные
Отдел Покрытосеменные
Род Тюльпан
Семейство Лилейные
Вид Тюльпан степной

(Приложение 3)

3-й конкурс. «Найди лишнее растение»

Для этого конкурса каждая команда получает 4 гербария одного семейства и 1 – другого и определительные карточки. Они должны определить растения (1 балл), доказать принадлежность к данному семейству и классу (1 балл) и найти лишнее растение (1 балл). А также необходимо выбрать модель цветка «своего семейства». Представители других команд могут задавать конкретизирующие вопросы. Выигрывает команда, правильно определившая растения и доказавшая их систематическое положение. Название «лишнего» растения выписывается на доске под номером команды. Если все команды не ошиблись, то из первых букв «лишних» растений получится слово. Для данного конкурса обязательно отбираются «лишние» растения хорошо знакомые учащимся (их определяли на уроках по изучению семейств растений).

Учитель: Определите растения, найдите «чужака» и вы узнаете, какое растение является символом чистоты, величия и невинности. Христиане считали, что оно проросло из слез Евы, когда она покидала рай. Успех зависит от результатов всех команд.

Например: «Лилия».

  1. Семейство «Розоцветные»: Слива колючая, земляника лесная, ландыш майский, черемуха обыкновенная, манжетка обыкновенная.
  2. Семейство «Лилейные»: Лилия тигровая, ирга круглолистная, тюльпан лесной, пролеска двулистная, гусиный лук.
  3. Семейство «Бобовые»: Донник желтый, чина луговая, горох посевной, лапчатка гусиная, клевер горный.
  4. Семейство «Крестоцветные»: Сурепка обыкновенная, пастушья сумка, редька дикая, хрен обыкновенный, ирис болотный.
  5. Семейство «Пасленовые»: Ярутка полевая, табак душистый, томат обыкновенный, паслен темноплодный (баклажан), паслен клубненосный (картофель).

4-й конкурс. «Отгадай задуманное растение»

Один представитель от каждой команды (по очереди) выходит из класса. Учащиеся загадывают известное всем растение. Гербарий или картинки с растениями прикреплены к доске, например: земляника, подсолнечник, ландыш, пшеница, фасоль, клевер, картофель, пастушья сумка, белая акация, петунья, вишня. Ученик задает вопросы по морфологическим признакам и особенностям растения. Отвечать можно только «да» и «нет». Оценивается умение правильно задавать вопросы и знание признаков растений. Победители получают 1 балл, а также поощряются наиболее активные учащиеся (это индивидуальный конкурс).

Например, загадали «подсолнечник». Ученик задает вопросы:

  • Это растение из класса двудольные? (да)
  • Жизненная форма – дерево? (нет)
  • Оно ядовитое? (нет)
  • У него цветки одиночные? (нет)
  • Его используют в пищу? (да)
  • Это подсолнечник.

5-й конкурс. «Вылечи себя сам».

При выполнении данного задания проверяется применение знаний о растениях на практике. Можно провести жеребьевку по выбору семейства.

Учитель: Представьте себе, что у человека болит горло, кашель, насморк, повышена температура. Какое народное средство вы могли бы порекомендовать для облегчения состояния больного, используя знания о растениях выбранного семейства?

Каждая команда по очереди предлагает одно средство и получает 1 балл, за 2-е средство еще 1 балл.

Например:

  1. Для лечения воспаленных дыхательных путей рекомендуют вдыхание парами свежесваренного и раздавленного картофеля с соблюдением мер безопасности от ожогов.
  2. Для лечения начинающегося кашля используют сок лука. Несколько луковиц мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. При насморке 1–2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую помещают в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через нее попеременно дышат то одной ноздрей, то другой по 5 – 10 минут 3 – 4 раза в день. От насморка поможет чеснок. 3 зубчика раздавить, залить горячим молоком, немного остудить и добавить десертную ложку меда. Пить маленькими глоточками.
  3. Как жаропонижающее средство используют плоды малины, заваренные в виде чая. 2 столовые ложки сухой малины заливают стаканом кипятка на 15–20 минут, процеживают и пьют как чай с последующим укутыванием в постели. Можно использовать малиновое варенье.
  4. Как потогонное и отхаркивающее средство используют настой корневища пырея ползучего. 15–20 г корневищ заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10–12 часов.
  5. Донник лекарственный используется как отхаркивающее и противовоспалительное средство. 2 столовые ложки травы заливают стаканом кипятка. Кипятят на водяной бане 15 минут, охлаждают и принимают по половине стакана 2–3 раза в день.
  6. Настой ромашки аптечной применяют как противовоспалительное, антисептическое и обезболивающее средство при заболеваниях полости рта. 2 столовые ложки заливают стаканом горячей воды. Кипятят 30 минут, остужают. Отжимают и применяют для полоскания.

6-й конкурс. «Загадки»

Представители команд выбирают номера, под которыми закодированы загадки по семействам. Побеждает(ют) команда(ы), правильно отгадавшая(ие) все загадки (от 1 до 4 баллов).

Учитель: Проверяем эрудицию. Каждая команда получает конверт с загадками. Если команде не удалось отгадать все загадки, можно попросить помощь класса. В этом случае дополнительный балл получает отгадавший.

1. Семейство Крестоцветные.

  • На плечах Игнашки
    43 рубашки –
    Все ткани отбеленной,
    А поверх – пиджак зеленый.
    (кочан капусты)

  • Кругла, а не шар.
    С хвостом, а не мышь,
    Желта, как мед,
    А вкус не тот. (репа)

  • Корень, стебель, лист, плоды –
    Все негодно для еды,
    А засажен огород!
    Что же мы положим в рот?
    (соцветие цветной капусты)

  • На грядке за амбаром
    Разросся стебель шаром.
    (капуста кольраби)

2. Семейство Розоцветные.

  • Шли два мальчика, увидели ее, один другого спрашивает: «Это черная? Нет, это красная. А почему она белая? Потому что зеленая.» О чем они говорили? (о красной смородине)

  • Вкус у ягоды хорош,
    Но сорви ее пойди-ка:
    Куст в колючках, будто еж-
    Вот и назван… (ежевика)

  • Царицей цветов я зовусь,
    На вид я прекрасна, нежна,
    Но тронешь меня невзначай,
    Почувствуешь, как я сильна.
    (роза)

  • Не жил в ягоде жучок,
    И не кушал червячок,
    А сорвал ее с куста –
    Глядь – середка вся пуста.
    (плод малины)

3. Семейство Пасленовые.

  • Под землей птица
    Гнездо свила,
    Яиц нанесла.
    (картофель)

  • Вот так диковина:
    На ветке – морковина!
    Висит, краснеется,
    На солнце греется.
    (перец красный) 

  • Ягода – красна!
    Ягода – вкусна!
    Режь да соли!
    Ешь да хвали! (помидор)

  • Помидору брат,
    А кумачу не рад:
    Он в лиловой рос одежке,
    Не краснеет даже в лежке.
    (баклажан)

4. Семейство Сложноцветные.

  • Золотое решето черных домиков полно,
    Сколько черненьких домков, столько
    Беленьких жильцов.
    (подсолнечник)

  • Стоят в поле сестрички
    Желтый глазок,
    Белые реснички.
    (ромашка)

  • В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
    Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.
    Головка голубая и длинный стебелек,
    Но кто его не знает? Это…(василек)

  • На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерочек прошуршал,
    и развеял этот шар. (одуванчик)

5. Семейство Лилейные

  • Ручьями очищается и хвоя и валежник,
    И первым появляется в проталине (подснежник)

  • С первых дней апреля
    Из дубовой прели
    Выглянул цветочек:
    Синенький глазочек,
    Зеленая одежка,
    Луковая ножка. (пролеска)

  • Название какого цветка –
    «вкусная конфета».
    (ирис)

  • Появились бубенчики –
    Белые горошки.
    Распустились колокольчики
    На зеленой ножке.
    (ландыш)

7-й конкурс. «Знаешь ли ты культурные растения?»

Учитель зачитывает краткую информацию о растениях, известных учащимся, в форме загадок. Команды должны письменно ответить на своих бланках. Итоги конкурса помогают подвести консультанты. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

Например:

  1. Древнеримский агроном Луций Колумелла писал об этом растении, что оно первое бедствие для пшеницы (сорняк), но в Германии из его плодов варят кашу, питательную и диетическую. В России из него варили кисель, такой плотный, что придумали поговорку о «молочных реках и кисельных берегах», символизирующих достаток. Он полезен не только людям, но и лошадям. (овес)
  2. Это растение используется для производства молока, творога, сыра, масла, шоколада и даже мяса. Его можно назвать «зеленой коровой». Что это? (соя)
  3. Это однолетнее растение выращивается очень давно. Бывает и куст и лиана. Семена разноцветные, блестящие, с разным рисунком. Но в сыром виде их употреблять нельзя, ее ядовитые вещества разрушаются при тепловой обработке. (фасоль)
  4. Родина этого растения – побережье Средиземного моря. В древней Греции говорили, что оно обладает всеми известными на Земле «семью благами»: горячим, холодным, сухим, влажным, сладким, горьким, острым. На греческом языке оно звучит как «брассо», т.е. «хрустеть», в Древнем Риме – «голова». Это холодоустойчивый и влаголюбивый овощ. (белокочанная капуста)
  5. Считается, что это растение было первым хлебным злаком. Родина – Центральная Америка. Это однолетнее, светолюбивое, теплолюбивое растение, достигающее до 3-х метров высоты (иногда выше). Спутникам Колумба оно показалось очень странным: «казалось, что они из золота, а их листья – из серебра».(1)(кукуруза)
  6. Все органы этого холодостойкого растения используются в пищу, из семян делают лекарство, способное заменить хинин от малярии. Все растение – маленькая аптека. А в Древнем Египте и Древней Греции оно было символом горя. Ботаническое название переводится как «растущее на камне», так как по легенде оно выросло на скале, там где пролилась кровь сына греческого царя. В России используется с 11 века. (петрушка)

Итоги урока

Жюри подводит итоги, считает балы и переводит их в оценки.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в мир цветковых растений. К сожалению, мы не можем на одном уроке осветить все многообразие и значение этого мира. По количеству набранных баллов можно оценить ваши знания, эрудицию и активность на уроке, умение сотрудничать и коллективно искать ответы. Поэтому я предлагаю выполнить творческое задание: найти интересную информацию о цветковых растениях и составить вопросы для викторины.

Приложения.