Урок обществознания в 11-м классе "Смертная казнь: за и против"

Разделы: История и обществознание


Цель занятия:

  1. формирование правовой культуры у учащихся;
  2. формирование интеллектуальных умений: делать выводы, анализировать, комментировать, отстаивать свою точку зрения;
  3. способствовать социализации учащихся в обществе; самореализации, самоадаптации.

Форма занятия: диспут

Оборудование: плакаты: «Правила проведения диспута», «Золотые правила курса «Мой выбор», две урны для голосования, карточки для голосования.

Запись на доске «Казнить нельзя помиловать» (без запятой, после обсуждения запятая будет поставлена в зависимости от результатов голосования).

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня на нашем уроке мы рассмотрим тему «Смертная казнь: за и против» (из раздела «Уголовное право»). Тема сложная, неоднозначно оцениваемая в нашем обществе, вызывающая дискуссии. Подписав Конвенцию о правах человека, РФ ввела мораторий на смертную казнь (т.е. смертная казнь приостановлена, заменяется пожизненным заключением). Сегодня мы выскажем свою точку зрения по данному вопросу (являемся ли сторонниками, или противниками смертной казни). Вы будете работать в группах (сторонники и противники), мы выслушаем мнения экспертов и присутствующих. Хочу отметить, что это не просто игра, здесь не будет победителей и проигравших. Когда будут выслушаны мнения всех участников дискуссии, будет проведено голосование (вы опустите жетоны в ящики за и против, именно в тот, который ближе вашим убеждениям и гражданской позиции). И в зависимости от голосования мы поставим запятую в этом предложении «Казнить нельзя помиловать». Навязывать свою точку зрения мы никому не собираемся. Каждое мнение имеет право на существование и достойно уважения. Вы делаете свой выбор.

Напоминаю правила ведения диспута.

Начало диспута: две команды (сторонники и противники смертной казни) приводят свои доводы и аргументируют свою точку зрения. В ходе дискуссии каждая группа аргументировала свой выбор.

Противники смертной казни:

  1. Возможны ошибки следствия и может погибнуть невинный человек;
  2. Люди, исполняющие приговор становятся убийцами;
  3. Жестоко – жестокость порождает жестокость;
  4. Грех – главная библейская заповедь «Не убий»;
  5. Не остановит других преступников.

Сторонники смертной казни

  1. Общество избавится от особо опасных преступников;
  2. Преступник будет знать, что он не останется безнаказанным;
  3. Родственники потерпевших удовлетворены совершившимся возмездием;
  4. Уменьшаются затраты на содержание преступников;
  5. Казнь – это не убийство, убивает человек, а казнит государство.

Задание: два участника от каждой команды в плакатах выражают свое отношение к смертной казни.

Мнение высказывают эксперты, гости и приглашенные.

Далее голосование, подсчет голосов.

Итог занятия:

Подводит учитель. Если побеждают противники смертной казни, то

«Казнить нельзя, помиловать».

Если побеждают сторонники смертной казни, то

«Казнить, нельзя помиловать».