Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Иностранные языки


Цели:

обучающие – учить ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов-признаков;

развивающие – развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения(сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);

воспитывающие – воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки;

здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования интерактивной доски и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –

личностные:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

метапредметные:

коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре.

регулятивные:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться на страницах учебника;
  • находить ответы на вопросы.

Средства формирования УУД: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений, учебник «Русского языка» для 2-го класса – Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина, карточки для творческой работы.

Тип урока: ОНЗ.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новое интересное открытие. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Прочитайте девиз урока.

«Грамоте учиться, всегда пригодится» СЛАЙД 1

Как вы его понимаете?

Грамота это знания.

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

– Трудиться, работать самому.

Зачем нужны знания?

Чтобы быть умным, образованным.

(Умный человек легко приспосабливается к новым обстоятельствам, к жизни.)

Слайд 2 (Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.)

Ребята, как вы должны действовать при открытии знаний?

– Мы должны повторить ранее изученный материал.

Слайд 3 Словарная работа

Правильно закончите стихотворные строки.

  1. Каждый день по много раз входим мы в знакомый … (класс)
  2. Я в кроссворде слово спрятал, что за слово, а, … (ребята)
  3. Сидела на скамеечке маленькая … (девочка)
  4. Коля Котиков не знал, где лежит его …(пенал)

– Как называются слова, которыми закончили строчки?

Словарные слова.

Запишите в тетради словарные слова с красной строки через запятые.

Класс, ребята, девочка, пенал.

– Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

– На какие две группы можно разделить эти слова?

На слова отвечающие на вопрос кто? и что?(слова обозначающие одуш. и неодуш. предметы)

Слайд 4 Напишите эти слова в 2 столбика

– Какие вопросы напишем?

что? кто?
класс ребята
пенал девочка

Запишите ещё по 1 слову к каждой группе. Где можно найти материал?

– В словаре в конце учебника.

– Открываем словарь, пишем слова. Проверьте по эталону.

– Оцените своего соседа. Обменяйтесь тетрадями, проверьте записанное.

– Если всё правильно выполнено ставьте( + )на полях, если есть ошибки ставьте( -)

II. Постановка проблемы, поиск решения проблемы.

Постановка учебной задачи.

– Рассмотрите центральный кадр диафильма на с. 50 учебника.

– Что удивило мальчиков?

Новый платок у Кати.

Расскажите, какой он?

Фиолетовый, лёгкий, красивый, новый, модный.

Слайд 5

(Что?) Платок (какой?) новый, модный,

(Кто?) Катя (какая?) аккуратная, красивая.

– Что обозначают слова: платок, Катя?

– Они обозначают предметы.

– А что показывают остальные слова?

Показывают какие это предметы.

– Как вы думаете, как можно назвать слова которые показывают какие предметы?

(Если дети затрудняются, учитель помогает с формулировкой: слова-названия признаков.)

Какой вывод сделаем?

Слайд 6

Вывод:

Слова –названия признаков обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Где сейчас может пригодиться новое знание?

– При выполнении упражнений.

Сайд 7 Физминутка для глаз

III. Введение в тему урока. Определение основного вопроса урока.

Проблемная ситуация.

Работа по заданиям в учебнике. Вова Колесников не дописал предложение. Помогите ему закончить. (Чтение и осмысление основного вопроса урока: с какими словами связаны слова – названия признаков и на какие вопросы они отвечают)

Задание на слайде.

Слайд 8

  • В нашем классе нов… ученица.
  • В нашем классе нов… шкаф.
  • В нашем классе нов… окно.
  • В нашем классе нов… парты.

– Какие буквы допишем в каждом предложении?

– Какие варианты слова нов… получились?

– От какого слова вы ставили вопрос к слову нов….

От слов – названий предметов.

Выполните задание по образцу. Напишите в тетрадях.

Образец: ученица (какая?) новая,..

Проверка по эталону.

Слайд 9

Ученица(какая?) новая, шкаф (какой?) новый, окно(какое?)новое, парты (какие?) новые.

Оцените себя. Правильно выполнили ставьте (+) на полях, если есть ошибка (-)

IV. Открытие новых знаний.

1) Работа по учебнику. Наблюдение над ролью слов-признаков в тексте .

Упр. 62, с. 51 (формируется умение устанавливать связь слов –названий признаков со словами названиями предметов)

Слайд 10

Послушайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака.

Эта страница зеленого цвета,
Значит, на ней постоянное лето.
Бродят в траве золотые букашки
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот темно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.

– На какие вопросы отвечают выделенные слова?

– С какими словами они связаны?( со словами – названиями предметов)

Прочитайте стихотворение без выделенных слов.

Слайд 10

Эта страница цвета,
Значит на ней лето.
Бродят в траве букашки
Вся как бирюза
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно самолет стрекоза
Вот божья коровка,
Спинку свою разделив пополам
Вскинула крылья ловко
И полетела по делам

Какой текст ярче, красивее? Почему? ( есть слова – названия признаков)

– Какой вывод сделаем? Дети делают вывод.

Слайд 11

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

V. Физминутка.

VI. Первичное применение нового знания.

Самостоятельная работа с самопроверкой эталона.

Теперь настало время проверить, сможете ли применить новое знание о словах названиях –признаков.

1) Творческая работа. (Работа в парах)

Вспомним алгоритм работы в парах.

Слайд 12

Слайд 13

На партах есть карточки с текстом. Наша цель сделать рассказ более красивым. Как это сделать? Как вы думаете?

– Мы думаем, что нужно вставить вместо пропусков слова-названия признаков.

Работаем в парах. Кому трудно подобрать эти слова можете воспользоваться словами для справок.

Этот _______________ зверёк живёт в лесу. У него _______________ уши и _________________ хвост. Шубка у зверька летом _______________, а зимой _________________. Морковь и ___________________ капуста – любимое лакомство. Зайка всего боится.

Слова для справок: пушистый, длинные, маленький, серенькая, беленькая, вкусная, хрустящая.

(Несколько пар читают текст.)

Сосчитайте, сколько предложений в тексте. (5)

(Прочитайте 1 предложение, 2 предложение, 3 предложение)

– О ком этот текст? (о зайце)

–Заяц какой? (трусливый)

– Как можно озаглавить текст? (Заяц. Трусливый заяц. )

– Какие слова помогают описать тот или иной предмет подробно?

Слова-названия признаков.

Слайд 13

Проверка по эталону

Нет ошибок ставьте (+), с ошибкой (-)

VII. Рефлексия.

(СЛАЙД

– Чему учились на уроке?

– Учились ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.

– Какие выводы сделали?

  1. Слова – названия признаков обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
  2. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

СЛАЙД 14 Оцени себя

Как бы вы оценили свою работу на уроке

На партах лист самооценки. Оцените себя.

– Если выполняли правила поведения на уроке ставьте рядом со смайликом (+), нет – (-)

– Если выполняли правила работы в паре ставьте рядом со смайликом (+)

Сосчитайте свои (+) на полях тетради.

– Сколько получилось баллов?

Кто доволен своей работой?

Выберите какой смайлик подходит вашей работе?

У меня всё получилось!

У кого не всё получилось?

Какой смайлик подходит вашей работе?

– Надо тренироваться

Молодцы! Вы справились трудностями. Спасибо за урок.

СЛАЙД 14

Домашнее задание: написать небольшой текст о своём любимом животном, используя слова – названия признаков.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык (первые уроки): Учебник для 2 класса. – изд. 2-е, перераб. – М.:Баласс, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 2 класса (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М.: Баласс, 2012. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  4. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык 1 и 2 классы. Методические рекомендации для учителя. – изд.2-е, перераб. М.: Баласс, 2012.

Презентация.