"А мы играем в КВН… Для чего? Для кого?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Приоритетной задачей современного образовательного учреждения является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной жизненной позиции и расширение пространства для самореализации. Далеко не все педагогические ресурсы достаточно используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. Не просто игра, а именно игра в форме КВН.

Любая творческая деятельность школьников, молодежи оказывает большое влияние в воспитании их культуры, мировоззрения, а о полезности КВН, с точки зрения творческой занятости школьников, и говорить не нужно – это очевидно. Как правило, у детей к подростковому возрасту интерес к творчеству свертывается, подросток начинает критично относиться к нему, и основная масса средних, а особенно старших школьников, уходит из творческого пространства.

Этот возраст очень часто называют «трудным», переходным. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для ребят самым важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности школьников среднего и старшего возраста. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этот период, что подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. В этом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, и дети стремятся расширить сферу такой самостоятельной деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми.

В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой выступает игровая деятельность, игра творческая, интеллектуальная, яркая и привлекательная, востребованная у подростков, соответствующая их интересам. «Мы начинаем КВН… Для чего? Для кого?». Что представляет собой Клуб Веселых и Находчивых, если рассматривать его через призму воспитательных задач?

Еще Л.Н. Толстой заметил, ничто так не сближает людей, как добрая, теплая хорошая шутка. Юмор – это особый взгляд на мир. Это очень эффективный способ отдыха. Это особое отношение к сложным ситуациям, а часто и безболезненное решение их. Шутка, легкая ирония, смех помогают погасить самый серьезный конфликт, выйти из стрессовой ситуации, демонстрировать самообладание даже в тех случаях, когда страх может парализовать волю и сознание человека, а этого иногда так не хватает подросткам!

Смех может приуменьшить зло, ослабить гнев и возмущение. Юмор помогает справиться со своими страхами и сохранить надежду на успех в будущем. Шутка позволяет легко, без ненужного напряжения переносить жизненные невзгоды, видеть абсурдность сложной ситуации и находить выход из нее. Кроме того, юмор предусматривает умение в определённые моменты несерьезно относиться к самому себе и серьезно – к своему делу.

И, наконец, обладание юмором – это способность испытывать радость от самой жизни, от возможности существовать на этом свете. Воспитательная сила смеха еще и в том, что смеющийся человек больше склонен любить самого себя, а это – великое дело!

А главное, через юмор, шутку, игру появляется возможность для самореализации подростка. Кто не знаком с проблемой "Чем заняться ребенку после уроков", у того просто не было детей. Сегодня многих родителей уже не устраивает, чтобы их чадо "чем бы ни тешилось, лишь бы не плакало". Ни для кого не новость, что энергетический поток жажды самореализации подростков, их желания выразиться, стать заметным, получить признание, найти себя легко выражается через асоциальные формы: "наскальную живопись", хулиганство (как попытка добиться признания силой) и т.д.

Создание коллектива команды КВН является альтернативным, положительным моментом в организации познавательного досуга школьников, в формировании их коммуникативности и гуманизации межличностных отношений. Как правило, специального отбора в команду КВН не существует, самое главное, чтобы ребенок имел желание (и его родители были согласны). Задача руководителя – научить этого ребенка говорить, сочинять, петь, танцевать, держаться на сцене, общаться и т.д., т.е. создать условия для проявления творческого потенциала ребенка, тем самым дав ему возможность стать ярким, успешным, талантливым, интересным для окружающих.

Что даёт игра в КВН детям? Коммуникабельность, раскрепощенность, возможность самоутверждения. Нет ни одной команды, куда сразу бы пришли талантливые и красивые, веселые и находчивые. Туда зачастую идут те, кто не может по-другому самоутвердиться в жизни, в учебе. Для подростка просто необходимо создание такой “стартовой площадки” для нового витка его личностного роста. При этом главное правило, которому руководитель учит детей: «Думай об успехе команды, тогда придет и твой личный успех». Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, совершенно по-другому оценить себя и свои творческие возможности. Подготовка к выступлению – это огромный организационный тренинг на групповую и личную самоорганизацию. Умение достигать поставленного результата к точно определенному сроку, умение нести ответственность, умение подчиняться и работать в группе – на сегодняшний день такие же необходимые навыки, как, например, умение читать.

Поверьте, это здорово, если есть возможность развить артистичность, умственные способности, чувство юмора, смелость, ведь не каждый способен выйти на сцену. Работа в команде дисциплинирует, вырабатывает чувство локтя, взаимопомощи – это наиболее важные положительные моменты, и этого так не хватает подрастающему поколению. В команде КВН рождается коллектив единомышленников. Юмор способствует возникновению эмоционального и интеллектуального сопереживания. А оно, в свою очередь, формирует в процессе общения уважение друг к другу. В команде разрешается шутить над всеми, но шутить аккуратно и по-доброму. Но лучше, если человек научится подшучивать над собой! Замечая и высмеивая свои недостатки, волей-неволей приходится с ними бороться. Да и от нападок других людей (кстати, не всегда добрых) юмор помогает надежно защититься. Острота и шутка, веселые стихотворные строки, забавные сюжеты заставляют задуматься над их смыслом и обнаружить недостатки, которых эти колкости касаются. Юмористика позволяет не только обнаружить и высмеять, осудить порок, но и вызывает желание избавиться от него, а это несет сильный воспитательный заряд.

Но юмор, как справедливо отмечал Цицерон, рождается из многих знаний и стараний. Подлинный юмор всегда проникнут тонким изяществом и благовоспитанностью. К сожалению, часто основой современного смеха является агрессия и своеволие, поэтому задача грамотного руководителя сориентировать подростков на духовно-нравственные ценности общечеловеческого содержания и гуманистическое мировоззрение. Не зря в школьной лиге КВН существуют достаточно четкие границы допустимости шуток. Наркотики, курение, алкоголь, половые отношения, национализм, пропаганда насилия и жестокости, унижение чести и достоинства, нецензурная лексика – не допускаются даже на стадии «мозгового штурма». Переставая шутить на эти темы, ребята постепенно теряют интерес к ним и начинают относиться к этим вещам по-другому, а именно, отрицательно.

А ещё игра в КВН дает мощный интеллектуальный толчок. Главный девиз КВНщика: «Думать, искать, найти – и засмеяться!» Ребятам приходится отталкиваться от событий в мире, стране, городе, школе… Они должны быть в курсе этих событий: стараться слушать новости по телевидению и радио, читать книги, журналы, газеты, приносить заметки с интересными сюжетами. Можно сказать, что на таких занятиях проходят давно забытые в воспитательной работе политинформации, только в более интересной и естественной форме. В результате расширяется кругозор, появляются необходимость и желание в получении дополнительных знаний. И ребятам начинает нравиться быть не только веселыми и талантливыми, но и умными! Они понимают, что если они не будут в курсе «всего на свете», то не о чем будет шутить. Неожиданная мысль, новый подход к известной проблеме вызывают удивление, а удивление очень часто становится причиной смеха. К формам познавательной функции комизма относятся острота, афоризм, неожиданная ассоциация. Эти формы помогают КВНщикам обратить внимание на что-то незамеченное ранее, а также запомнить какой-либо материал благодаря метким оценкам людей и освещению различных сторон жизни, верному и остроумному толкованию каких-либо законов, событий, явлений. Остроумная манера выражаться, речь, включающая шутку, афоризм, эпиграмму порождают положительные эмоции, способствующие познавательной активности. «Юмор и знание – две великие надежды цивилизации» – так сказал Конрад Лоренц, австрийский ученый XX столетия. Положительные эмоции играют важнейшую роль в обучении.

А ещё КВН – один из способов познакомиться с множеством профессиональных сфер, связанных со сценой, телевидением, рекламой, продюсированием и т.д. Это возможность попробовать себя, понять, что нравится, что нет. И ведь это не просто теоретическое знакомство – здесь все познается через голову, руки и ноги: сами сочиняю сюжеты и шутки, записывают фонограммы, ставят танцы и миниатюры, шьют костюмы, изготавливают реквизит. И часто многие ребята благодаря игре в КВН смогли выбрать свой путь в жизни, профессию. Может, кто-то думал, что он – никто, а стал здесь, в команде, всем.

Развлечения, смех помогают переключиться с серьезной деятельности на активный отдых, содержательно, интересно провести время, быстрее и полнее восстановить свои силы после напряженной работы. А кроме того шутка помогает в самых нелепых и отчаянных ситуациях сохранить надежду на успех, развлекать и увлекать окружающих и сохранять собственную бодрость. Юмор делает жизнь веселее, радостнее, что в наши дни просто необходимо. Без смеха наша жизнь стала бы пресной, унылой.