Цели:
Образовательные:
- Сформировать на уроке новое понятие « пейзаж»;
- Отработать навыки работы с текстом описанием природы;
- Сформировать у учащихся представления о пейзаже в художественном произведении, в лирике, в живописи;
- Формировать умение составлять текст описания природы.
Развивающие:
- самостоятельно определять пути изучения материала;
- самостоятельно добывать знания по заданной теме;
- сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развитие познавательных умений;
- развитие умений учебного труда.
Воспитательные:
- Формирование чувства любви к малой и большой Родине;
- Формирование чувства прекрасного;
- Развитие требовательности к себе и другим;
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям»
Оборудование:
- выставка картин известных художников (И.И. Шишкин «Рожь», «Дубовая роща»; И.И Левитан «Березовая роща», « В лесу осенью»; В. Васнецов « Зимний пейзаж»).
- фотовыставка «Природа моего края».
- Подборка пейзажных стихов А.С.Пушкина «Унылая пора!..», «Зимний вечер»; Ф.И Тютчева « Есть в осени первоначальной...», Н.А. Некрасов «Славная осень…»; С.А.Есенин «Поет зима, аукает…»
- Маршрутные листы, отпечатанные на компьютере.
- Толковый словарь, словарь синонимов.
- Учебник Никитиной «Русская речь».
- Памятки «Выразительные средства», «Как работать над описанием картины?»
Ход урока
1. Слово учителя.
Урок мне хотелось бы начать со стихотворения Н.Рыленкова «Все в тающей дымке…».
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Эдесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…
Ребята, сегодня мы работаем над интересной темой «Описание природы».
Мы живем в удивительно прекрасном крае, но не всегда видим красоту, нас окружающую, потому что, как говорит Н.Рыленков, «здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…». Давайте попробуем сегодня всмотреться в природу, изображенную на картинах, описанную в стихах, и обратим внимание на картину за окном.
2.Работа в группах. Учащиеся делятся на группы по времени года, в которое родились. Каждая группа работает с текстом – отрывком из рассказа Соколова-Микитова «Русский лес» (Приложение 2).
3.Самостоятельная работа учащихся.
Изучение учащимися «Маршрутного листа», который получают все учащиеся.
Маршрутный лист.
Изучите маршрутный лист, выберите любую станцию.(5 мин)
Выполните задание. (подготовка 10-15 мин )
Познакомьте со своим описанием класс.
Оцените свое выступление и выступления одноклассников.
1 станция: Артистическая. (Приложение 1) 3 уровень сложности задания.
Задание. Прочитайте стихотворения известных русских поэтов. Какое стихотворение понравилось вам больше? Что помогло поэту передать красоту природы? Прочитайте понравившееся вам стихотворение выразительно перед классом. Опишите устно картину, которую нарисовал поэт. Используйте в своей речи выразительные средства из стихотворения.
2 станция: Выставка картин. (2 уровень сложности задания)
Задание. Посетите выставку картин известных художников. Нравятся ли вам эти пейзажи? А какой вам понравился больше? Расскажите, как художник передает красоту природы? Опишите картину, которая вам понравилась. Попробуйте в своей речи использовать выразительные средства. Форма представления любая: письмо другу, дневниковые записи, репортаж с выставки, отзыв.
3 станция. (Фото к уроку – Приложение 4)
Фотовыставка. (2 уровень сложности)
Задание. Нравятся ли вам эти фотографии? Как фотограф может обратить наше внимание на красоту обычного уголка природы? На фото природа нашего края. Может быть, вам знакомы эти места? Опишите фотографию, которая вам показалась самой удачной. Попробуйте в своей речи использовать выразительные средства. Форма представления любая: письмо другу, дневниковые записи, репортаж с выставки, отзыв.
4 станция. Творческая. (1 уровень сложности)
Напишите миниатюры «Времена года». Проанализируйте еще раз рассказ И.Соколова – Микитова «Русский лес». Попробуйте использовать приемы автора в изображении леса в разное время года»
5станция. Вид за окном. (2 уровень сложности)
Задание. У природы нет плохой погоды…
Опишите вид за окном. Какие выразительные средства вы используете в своем описании? Какая основная мысль раскрывается в вашем описании?
Слушаем и оцениваем:
Кто, на ваш взгляд, лучше справился с заданием? Что именно вам понравилось в этом описании? Что бы вы добавили к этому выступлению? А как вы оцениваете свое выступление?
Учитель консультирует учеников. Учащиеся могут пройтись по станциям, рассмотреть фотографии, картины, почитать подборку стихов, изучить теоретический материал по теме и выбрать ту станцию, на которой им захочется остановиться.
4. Представление «продукта». Учащиеся выносят на суд одноклассников свои описания. Внимания учащихся достигаем тем, что они должны будут оценить работы своих одноклассников, высказать замечания, внести добавления.
5. Обсуждение выступлений. Учащиеся высказывают свои замечания, ориентируясь на вопросы, предложенные в маршрутном листе.
6. Рефлексия. В подготовленном классе возможно составление синквейна.
Природа.
Переменчивая, прекрасная, хрупкая
Удивляет, восхищает, радует
Природа – чудо вокруг нас.
Красота!Природа.
Незаметная, прекрасная, изменяющаяся
Вслушайся, вглядись, запечатлей
Красота природы открывается внимательному.
Стань внимательным!
7. Заключительное слово учителя.
Вернемся к стихам Н.Рыленкова:
…здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
русской природы.
8. Итог урока.
Что мне дал урок? Чему я научился? Полезен ли был для меня урок?