Предупреждение электротравматизма

Разделы: Физика


Цели:

  • Ознакомить учащихся с вопросами опасности поражения электрическим током, источниками поражения электрическим током, защиты от поражения электрическим током, мерами оказания первой помощи при получении электротравм.
  • Развитие творческих способностей учащихся, расширение их политехнического кругозора.
  • Воспитание коллективизма, ответственности.

Имитационная модель игры: В городе Усть-Катаве на базе МАОУ СОШ №5 проводится проблемная пресс-конференция по профилактике электротравматизма среди подростков. На конференцию приглашены: инженеры, энергетики, работники медицины, биологи, представители прессы.

Подготовка к игре: За две недели до проведения урока учащимся 9 класса предложено разделиться на группы по интересам и подготовить материал по вопросам техники электробезопасности, раскрыв темы: а) опасность поражения током, б) источники поражения током, в)защиты от поражения током, г) оказание первой помощи при поражении током.

Опасность поражения атмосферным электричеством.

Урок проводится в форме деловой игры.

Оборудование: плакаты по технике электробезопасности, мультимедийное приложение к учебнику С.В. Громова и Н.А. Родиной «Физика.9 класс», презентация «Техника электробезопасности», «Атмосферное электричество», видеосюжет: «Что не должно быть на уроке».

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

1.часть: Просмотр сюжета «Что не должно быть на уроке».

Учитель: Вот такую некрасивую ситуацию вам решили представить представители прессы. А мы, собравшиеся здесь: инженеры, энергетики, работники медицины, биологи, постараемся разрешить вопросы, связанные с техникой электробезопасности.

2.часть: сообщения учащихся:

(от работников медицины) Электрический ток, питающий разнообразные установи , используемые для блага людей может принести серьезный ущерб здоровью человека, а в некоторых случаях даже вызвать смерть.

Тело человека представляет собой проводник электрического тока. В случае прикосновения к токоведущим частям установок человек становится звеном электрической цепи. Ток, замыкаясь через тело человека, может поразить кожный покров или внутренние органы. Поражения наружного покрова(ожог кожи, разрыв тканей) называют электрическими травмами. Особую опасность представляют электрические удары – поражения внутренних органов человека. При электрических ударах наносятся тяжелые поражения нервной системе, также сердечной и дыхательной.

Учитель: Какова же величина поражающего тока?

(от энергетиков) Какой ток более опаснее – переменный или постоянный? Оказывается, тот и другой при величине в 0,05А – опасен, 0,1 А. – смертелен.

Величина электрического тока, замыкающегося через тело человека, зависит от величины напряжения, под действием которого оказался человек и от электрического сопротивления его тела. Понятно, что опасность возрастает с увеличением напряжения. Бывают случаи, когда прикосновение к токоведущим частям установок заканчивается только неприятным ощущением. Благополучно окончившееся прикосновение вселяет уверенность, что опасность преувеличивается. Чтобы оценить величину поражающего напряжения, надо знать, чему равно электрическое сопротивление тела человека. Но сопротивление организма – это чрезвычайно изменчивая величина. Оно зависит от свойств кожи человека. От его душевного состояния – от ряда других причин. Как показывают измерения, сопротивление может меняться в широких пределах от 700 – до нескольких десятков тысяч Ом. Если принять, что ток в 0, 05А представляет опасность для жизни человека, то нетрудно подсчитать, что напряжение даже в 40-60-В может при неблагоприятном стечении обстоятельств создать условия, когда возможен электрический удар. Поэтому необходимо всегда помнить о возможности поражения электрическим током и знать, как уберечься от этой опасности.

(от работников медицины): Помните: сухая кожа имеет большое сопротивление, а влажная – малое. Наиболее чувствительны к электрическому току – мозг, грудные мышцы и нервные центры, которые контролируют дыхание и работу сердца. Дыхательный паралич может возникнуть при силе тока от 25 до 100 мА. Даже уже при 10 мА грудные мышцы могут сократиться так, что дыхание прекратится.

Учитель: Возникновение опасности при некоторых работах можно своевременно обнаружить. Например: ненормальный стук машины, запах газа. При обслуживании электроустановок трудно предотвратить опасность поражения током. Рассмотрим, некоторые возможные случаи возникновения опасности поражения электрическим током.

(от энергетиков): Статистика показывает, что подавляющее большинство несчастных случаев происходит вследствие случайного прикосновения человека к неизолированным проводам, клеммам, рубильникам, частям электрических устройств, находящихся под напряжением.

Различают два прикосновения: однополюсное и двухполюсное. Однополюсным называется случайное прикосновение человека к одному проводу электрической сети, а двухполюсным – одновременное прикосновение к двум проводам. Двухполюсное прикосновение представляет наибольшую опасность , так как в этом случае величина поражающего тока достигает предельного значения, что встречается очень редко.

При случае однополюсного прикосновения к сети с изолированной нейтралью в условиях нормальной работы сети, когда ни один из линейных проводов не замыкается на землю, прикосновение человека к оголенному проводу не образует замкнутой электрической цепи и, следовательно, не представляет опасности поражения током. Если же провод замкнет на землю, что может быть в результате соприкосновения провода с какой -либо заземленной конструкцией, например с водопроводной трубой или частями отопительной системы, то опасность поражения станет реальной. Такое замыкание в течение длительного времени может быть незамеченным.

Учитель: Какие еще источники опасности поражения электрическим током вам известны?

(от энергетиков): Случай обрыва провода воздушной линии, подключенной к трансформатору с заземленной нейтралью. Допустим, что обрыв провода и его замыкание на землю произошло на значительном удалении от заземлителя. Образуется электрическая цепь и аварийный ток в этой цепи будет растекаться по обширной области вокруг места замыкания провода на землю. Наибольшее объемное сопротивление растеканию тока оказывают слои земли, лежащие вблизи места замыкания провода на землю. Поэтому плотность тока в этих слоях значительна и он создает наибольшее падение напряжения. По мере удаления от места замыкания на землю полусферическая поверхность грунта увеличивается, объемное сопротивление почвы уменьшается и, следовательно, уменьшается падение напряжения.. Только на расстоянии 20м от места соприкосновения провода с землей будет «земля».

Учитель: Опасно ли для жизни человека шаговое напряжение и что это?

(от энергетиков): Приближение человека к месту упавшего оборванного провода воздушной линии передач сопряжено с опасностью поражения электрическим током. Дело в том, что ноги человека , касаясь почвы в зоне влияния аварийного тока, оказываются под напряжением. Напряжение под которым оказываются ноги в этом случае, называют шаговым. Расчетная величина шага принимается равной 80 см. Напряжение между точками почвы, отстоящими друг от друга на расстоянии 80 см имеет наибольшее значение вблизи места замыкания на землю. По мере удаления от места замыкания величина шагового напряжения уменьшается, а на расстоянии более 20м от него равна нулю. Следовательно, шаговое напряжение тем меньше, чем дальше от места «заземления» провода находится человек. При шаговых напряжениях, превышающих 100 В, человек вследствие судорог ног оказывается поверженным на землю и подвергается электрическому удару, так как в этом случае ток замыкается по опасной для жизни человека петле: руки-ноги. (плакат)

Учитель: Какова же защита от поражения электрическим током?

(от инженеров): Для устранения случайного прикосновения незащищенным частям установок, которые находятся под напряжением, эти части или установки ограждают сеткой, дверьми с блокировкой, что позволяет автоматически отключать устройство.

Применяют различные защитные средства:

  • Изолирующие подставки, коврики, галоши, перчатки.
  • Инструменты и приспособления для работы под напряжением – штанги, клещи, и монтерский инструмент
  • Приборы, указывающие напряжения, – трубки с неоновой лампой, контрольные лампы и др.
  • Для изготовления средств защиты применяют изоляционные материалы: бакелит, эбонит. дерево, резину и т. д.

Учитель: Вопросы, связанные с оказанием первой помощи и причинами поражения электрическим током, еще раз узнаем из презентации «Техника электробезопасности») (Просмотр презентации: «Техника электробезопасности»)

(от биологов): Совершенно не допустимо закапывать пострадавших в землю или засыпать землей. Этот прием основан на исключительно предрассудках. Нет в нем лечебного эффекта. Такой способ задержит неотложные меры для спасения пострадавшего).

Учитель (читает):

Уже давно вдали толпились тучи
Тяжелые – росли, темнели грозно…
Вот сорвалась и двинулась громада.
Шумя, плывет и солнце закрывает
Передовое облако, внезапный
Туман разлился в воздухе, кружатся.

Сухие листья…птицы притаились…
Из под ворот выглядывают люди,
Спускают окна, запирают двери…
(И.С.Тургенев)

А теперь поговорим об опасности атмосферного электричества.

«Молния – это величественное грозное явление природы, вызывающее у нас чувство страха» М.В. Ломоносов.

(от представителей прессы): Из выступления начальника Усть-Катавского участка филиала ООО «Областная электросетевая компания» Геннадия Писарева: «За период с мая по июль 2007 года из-за грозы произошло 6 случаев отключения высоковольтного оборудования на фидерах, питающих город с УКВЗ. 47 случаев обрыва проводов воздушных линий электропередач.14 июля во время сильной грозы молния ударила в две опоры: по улице Веселой и Кладенной. От возникшего перенапряжения в домах сгорели проводка, счетчики и радиоаппаратура. Помните : во время грозы, уходя из дома или на ночь-

  • Выключайте электроаппаратуру из сети
  • Не оставляйте технику: музыкальные центры, телевизоры, видеомагнитофоны в дежурном режиме
  • Приведите электропроводку в соответствие с существующими нормами.
  • Выполните зануление электроприемников.

Учитель: Что мы знаем о природе молнии? О защите от атмосферного электричества?

Далее просмотр видеоматериалов. «Атмосферное электричество»

Учитель: Из скольких частей весь представленный материал?

Какие это части? Где и как выполненные молниеотводы вы могли встретить в нашей местности?

(беседа с учащимися)

Учитель: А если вы оказались на природе и гроза?

(от представителей прессы):

Палатку разбил высоко на горе,
С трудом одолев перевал.
Потом перед сном, на вечерней заре,
Собрал и поодаль убрал
Свой нож, ложку, крючья, топор, ледоруб
И даже в жестянках сардины и суп-
Короче, все то, где металл.
Зачем он от палатки унес
Такие предметы? Ответь на вопрос.

(Далее учащиеся рассуждают по этому вопросу.)

(от представителей прессы): зачитывают пословицы:

  • Молния находит под землею клад.
  • Молния дважды в одно дерево не ударяет.
  • Молния не всегда рождает гром.
  • Бойся ели и дуба в грозу.

Учащиеся объясняют пословицы.

(От биологов): Помните – если вас застигнет гроза под открытым небом:

  • Не стоит укрываться под одиноко стоящим деревом
  • Не стоит ложиться на землю
  • Присесть на корточки.

Давайте вместе подумаем почему?

Учащиеся рассуждают, учитель уточняет:

(При близком разряде молнии между головой и ногами может возникнуть смертельная разность потенциалов, поэтому нельзя ложиться на землю

Приседая на корточки, голову приближают к земле, уменьшая площадь контакта с землей.

Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке раскрыты причины электротравматизма, рассмотрены: вопросы предупреждения электротравматизма и меры оказания первой помощи.

Мне понравились ваши материалы. Умеете работать с дополнительной литературой; рассуждаете, высказываете свои мысли. Особенно благодарна за выполненные компьютерные материалы. Спасибо за урок.

Литература

  1. Громов С.В., Родина Н.А. «Физика»-9 класс. М.: Просвещение, 2004 (с приложением).
  2. Поляков В.А. «Практикум по электротехнике». М.: УчПедГиз, 1989.
  3. Ушаков М.А., Пухляков Ю.Х. « Электротехника». М. Просвещение1999.