Цель: формировать умение проверять написание парных согласных на конце слова
Задачи:
- Образовательные
Тип урока: ОНЗ (“открытие” новых знаний)
Основные этапы урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа.
8. Рефлексия.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез
Регулятивные:
- выполнение пробного учебного действия
- фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточности имеющихся знаний
- контроль
- коррекция
Коммуникативные:
- продуктивное взаимодействие со сверстниками
- умение оформлять свои мысли в устной форме
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: групповая и парная.
Предполагаемый контроль: текущий, взаимоконтроль, самоконтроль
Планируемый результат: выведено правило и сформировано умение применять его на практике.
Используемое оборудование: компьютеры, программное обеспечение – ПервоЛого, карточки для индивидуальной работы, эталоны, оценочный листок, сигнальные карточки.
Ход урока
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивация к учебной деятельности Задача этапа: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое учебная деятельность. Два шага учебной деятельности: – Понять, что я не знаю. Общие задачи урока: – Повторить. |
Фронтальная работа. Учащиеся вспоминают этапы учебной деятельности, общие задачи урока. |
2 | Актуализация знаний. Задачи этапа: – повторить полученные ранее знания, – На какие группы делятся согласные звуки? Проверим то, что знаем |
|
Ученики получают карточку 1. Вставь вместо пропусков буквы парных согласных звуков. Б -? ? – Ф Г – К Д – Т З – ? Ж – Ш Сравните свою работу с образцом – Назовите получившиеся пары. – Кто справился, поставьте на своем оценочном листочке “+”. У кого были ошибки – “?”. (Выяснить причины допущенных ошибок). |
Ученики сравнивают результаты выполненной работы с образцом. | |
Чистописание | – Назовите пропущенную букву первой
пары. Составьте из элементов письменный вариант этой буквы на маркерной
доске. Элементы буквы прописаны на доске (Должна получиться “п”
строчная) – Проверьте по образцу и пропишите строчку в рабочей тетради. |
Учащиеся работают на маркерных досках, сверяют свою работу с образцом и прописывают букву в тетради. |
3 | Постановка учебной задачи Задача этапа: – зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. – С этим заданием вы справились. Значит, справитесь и со следующим. |
|
– Отгадайте загадку. Она начинается с
буквы, которую мы сейчас прописали.
– Запишите отгадку на маркерной доске. Учитель выбирает разные варианты написания слова-отгадки, демонстрирует учащимся. -Посмотрите, одинаково ли написаны слова? В чем отличие? -Чем интересны эти буквы? (Обратить внимание детей на образец к карточке 1) – Где находятся буквы, которые вы по-разному написали. – Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. – В чем причина того, что мы по-разному написали слово? --– -Чего мы не знаем? – Чему должны научиться? |
Учащиеся отгадывают загадку, записывают
отгадку, сравнивают варианты между собой и видят, что у всех получилось
по-разному Учащиеся отвечают, что это буквы парных звонких и глухих согласных. Они находятся в конце слова. Ученики пробуют самостоятельно определить тему урока. Дети понимают, что нужно знать правило и надо научиться писать слова правильно. |
|
Физкультминутка“ Стрельба глазами” (Ученики “стреляют” вправо-влево, вверх-вниз) |
||
4 | Построение проекта выхода из
затруднения. Задача этапа: – построить план и определить средства достижения цели. – Раньше писать слова правильно нам помогало правило. |
|
– Давайте попробуем сами составить
правило написания парных согласных на конце слова. Организуется парная работа на макбуках. На компьютерах в программе ПервоЛого заранее сделана заготовка, в которой необходимо правильно расставить действия по порядку. – Нам предстоит поработать в паре. Как мы должны работать |
Дети вспоминают правила работы в паре. Работа в паре. Ученики составляют правило. |
|
– Найдите на экране слово “правило”,
откройте файл. – Расставьте действия по порядку. 1. Читаю слово 2. Изменяю (один – много)
3. Записываю слово правильно: зуб – Посмотрите, правильно ли вы составили правило? Оцените свою работу. – Прочитаем хором. |
Проверка по образцу. | |
5 | Реализация построенного проекта. Задача данного этапа: исправить ошибки, опираясь на полученные знания. – Пользуясь нашим правилом, давайте узнаем, как же правильно надо писать слово “пирог”.
– Вот и получился теперь настоящий пирог. Давайте сделаем для него начинку из капусты. |
Отвечает “сильный” ребенок, опираясь на полученные знания. |
6 | Физкультминутка “Капуста” – Мы капусту рубим, рубим (“Рубим капусту” на поверхности воображаемого стола рёбрами ладоней) – Мы капусту солим, солим (Обе руки сложены щепотью и “солим”) – Мы капусту мнем, мнем (Сжимаем и разжимаем кулаки) – А морковку трем, трем (Трем ладони друг об друга) – Все перемешаем, (Ладонь на ладони, “уминаем капусту”, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.) – В погреб опускаем. (В таком положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони). – Эх, вкусная капуста! (Выпрямляемся и гладим по животу) |
Говорят текст и выполняют действия. |
Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи. Задача этапа: – создать условия для выполнения учащимися заданий по новой теме. – А теперь давайте потренируемся в правильном написании слов с парным согласным на конце. Пользуемся новым знанием. – Отгадайте первую загадку:
|
||
– Напишите отгадку на маркерной доске. Ученик выходит, показывает свою доску и объясняет ответ. – Следующая загадка:
– Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте на оценочном листе “+”. У кого были ошибки – “?” |
Фронтальная работа с опорой на знания. | |
7 | Самостоятельная работа Задачи этапа: – организовать самостоятельное выполнение задания, – зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности. – Что нужно сделать, чтобы понять, научились ли вы пользоваться новым правилом? |
|
Карточка 2 Спиши по образцу, вставляя пропущенные буквы.
Самопроверка по образцу – Оцените свою работу на листочке. Выяснить причину ошибок. |
Выполнение самостоятельной работы в рабочей тетради, проверка по эталону. | |
8 | Рефлексия Задачи этапа:
– Кто узнал для себя что-то новое? – Кто научился сам решать поставленную задачу? – С помощью сигнальных карточек оцените свою работу на уроке. (Зеленая – все задания выполнил без ошибок, а красная – были ошибки). |
Ответы детей. |