Урок по теме "Парные согласные на конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать умение проверять написание парных согласных на конце слова

Задачи:

  • Образовательные: вывести правило проверки парного согласного на конце слова, научиться его применять.
  • Развивающие: развивать речь учащихся, совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации, развивать навыки адекватной самооценки.
  • Воспитывающие: формировать умение взаимодействовать со сверстниками

Тип урока: ОНЗ (“открытие” новых знаний)

Основные этапы урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа.
8. Рефлексия.

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез

Регулятивные:

  • выполнение пробного учебного действия
  • фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточности имеющихся знаний
  • контроль
  • коррекция

Коммуникативные:

  • продуктивное взаимодействие со сверстниками
  • умение оформлять свои мысли в устной форме

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: групповая и парная.

Предполагаемый контроль: текущий, взаимоконтроль, самоконтроль

Планируемый результат: выведено правило и сформировано умение применять его на практике.

Используемое оборудование: компьютеры, программное обеспечение – ПервоЛого, карточки для индивидуальной работы, эталоны, оценочный листок, сигнальные карточки.

Ход урока

№ п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Мотивация к учебной деятельности

Задача этапа:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое учебная деятельность.

Два шага учебной деятельности:

– Понять, что я не знаю.
– Самому найти решение.

Общие задачи урока:

– Повторить.
– Узнать.
– Научиться.

Фронтальная работа.

Учащиеся вспоминают этапы учебной деятельности, общие задачи урока.

2 Актуализация знаний.

Задачи этапа:

– повторить полученные ранее знания,
– актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение,

– На какие группы делятся согласные звуки? Проверим то, что знаем

 
Ученики получают карточку 1.

Вставь вместо пропусков буквы парных согласных звуков.

Б -? ? – Ф Г – К Д – Т З – ? Ж – Ш

Сравните свою работу с образцом

– Назовите получившиеся пары.

– Кто справился, поставьте на своем оценочном листочке “+”. У кого были ошибки – “?”.

(Выяснить причины допущенных ошибок).

Ученики сравнивают результаты выполненной работы с образцом.
Чистописание – Назовите пропущенную букву первой пары. Составьте из элементов письменный вариант этой буквы на маркерной доске. Элементы буквы прописаны на доске (Должна получиться “п” строчная)

– Проверьте по образцу и пропишите строчку в рабочей тетради.

Учащиеся работают на маркерных досках, сверяют свою работу с образцом и прописывают букву в тетради.
3 Постановка учебной задачи

Задача этапа:

– зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

– С этим заданием вы справились. Значит, справитесь и со

следующим.

 
– Отгадайте загадку. Она начинается с буквы, которую мы сейчас прописали.

Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый... (пирог).

– Запишите отгадку на маркерной доске.

Учитель выбирает разные варианты написания слова-отгадки, демонстрирует учащимся.

-Посмотрите, одинаково ли написаны слова? В чем отличие?

-Чем интересны эти буквы?

(Обратить внимание детей на образец к карточке 1)

– Где находятся буквы, которые вы по-разному написали.

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

– В чем причина того, что мы по-разному написали слово? --– -Чего мы не знаем?

– Чему должны научиться?

Учащиеся отгадывают загадку, записывают отгадку, сравнивают варианты между собой и видят, что у всех получилось по-разному

Учащиеся отвечают, что это буквы парных звонких и глухих согласных. Они находятся в конце слова.

Ученики пробуют самостоятельно определить тему урока.

Дети понимают, что нужно знать правило и надо научиться писать слова правильно.

Физкультминутка“ Стрельба глазами”

(Ученики “стреляют” вправо-влево, вверх-вниз)

 
4 Построение проекта выхода из затруднения.

Задача этапа:

– построить план и определить средства достижения цели.

– Раньше писать слова правильно нам помогало правило.

 
– Давайте попробуем сами составить правило написания парных согласных на конце слова.

Организуется парная работа на макбуках.

На компьютерах в программе ПервоЛого заранее сделана заготовка, в которой необходимо правильно расставить действия по порядку.

– Нам предстоит поработать в паре. Как мы должны работать

Дети вспоминают правила работы в паре.

Работа в паре.

Ученики составляют правило.

– Найдите на экране слово “правило”, откройте файл.

– Расставьте действия по порядку.

1. Читаю слово

2. Изменяю (один – много)

зуб – зубы

3. Записываю слово правильно: зуб

– Посмотрите, правильно ли вы составили правило? Оцените свою работу.

– Прочитаем хором.

Проверка по образцу.
5 Реализация построенного проекта.

Задача данного этапа: исправить ошибки, опираясь на полученные знания.

– Пользуясь нашим правилом, давайте узнаем, как же правильно надо писать слово “пирог”.

  1. Пирог.
  2. Пирог – пироги.
  3. Пишу слово с буквой “г”

– Вот и получился теперь настоящий пирог. Давайте сделаем для него начинку из капусты.

Отвечает “сильный” ребенок, опираясь на полученные знания.
6 Физкультминутка “Капуста”

– Мы капусту рубим, рубим

(“Рубим капусту” на поверхности воображаемого стола рёбрами ладоней)

– Мы капусту солим, солим

(Обе руки сложены щепотью и “солим”)

– Мы капусту мнем, мнем

(Сжимаем и разжимаем кулаки)

– А морковку трем, трем

(Трем ладони друг об друга)

– Все перемешаем,
– В бочки набиваем,

(Ладонь на ладони, “уминаем капусту”, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.)

– В погреб опускаем.

(В таком положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони).

– Эх, вкусная капуста!

(Выпрямляемся и гладим по животу)

Говорят текст и выполняют действия.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задача этапа:

– создать условия для выполнения учащимися заданий по новой теме.

– А теперь давайте потренируемся в правильном написании слов с парным согласным на конце. Пользуемся новым знанием.

– Отгадайте первую загадку:

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).

 
– Напишите отгадку на маркерной доске.

Ученик выходит, показывает свою доску и объясняет ответ.

– Следующая загадка:

Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал велик я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

– Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте на оценочном листе “+”. У кого были ошибки – “?”

Фронтальная работа с опорой на знания.
7 Самостоятельная работа

Задачи этапа:

– организовать самостоятельное выполнение задания,

– зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности.

– Что нужно сделать, чтобы понять, научились ли вы пользоваться новым правилом?

 
Карточка 2

Спиши по образцу, вставляя пропущенные буквы.

Дуб – дубы,
гла…– глаза,
вра… – враги

Самопроверка по образцу

– Оцените свою работу на листочке.

Выяснить причину ошибок.

Выполнение самостоятельной работы в рабочей тетради, проверка по эталону.
8 Рефлексия

Задачи этапа:

  • зафиксировать новое знание.
  • организовать самооценку учебной деятельности на уроке.

– Кто узнал для себя что-то новое?

– Кто научился сам решать поставленную задачу?

– С помощью сигнальных карточек оцените свою работу на уроке. (Зеленая – все задания выполнил без ошибок, а красная – были ошибки).

Ответы детей.