Цель: Обеспечить понимание учащимися правила деления на десятичную дробь; сформировать умение выполнять деление десятичной дроби на десятичную дробь в типовых ситуациях.
Задачи:
- проверить умение учащихся выполнять умножение десятичной дроби на 10, 100 и т.д., деление десятичной дроби на натуральное число, понимание как изменяется частное при изменении делимого или делителя;
- создать условия для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи;
- подвести учащихся к получению правила деления на десятичную дробь;
- научить выполнять новое действие в простейших ситуациях;
- проверить умение применять правило в простых ситуациях;
- обеспечить условия для оценки учащимися собственной деятельности на уроке, для проектирования учащимися задач на следующий урок.
Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Средства обучения:
- Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.– М.: Мнемозина, 2010.
- Математика. 5 класс: Самостоятельные работы для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева и др.– М.: Мнемозина, 2009.
- Презентация.
Дидактическая структура урока
Этапы | Деятельность | Планируемые результаты | |
учителя | ученика | ||
Организационный момент | Приветствует; проверяет готовность к уроку; предлагает определить количество букв в полном имени, разделить это количество на 5 и сесть по очереди 1) при делении получилось целое число 2) при делении получилась дробь больше 1 3) при делении получилась дробь меньше 1 |
Воспринимают речь учителя; Выполняют задания учителя |
Готовность, включение в деловой ритм. |
Подготовка к изучению нового материала | 1.Организует актуализацию опорных знаний через устную фронтальную работу (слайды 2, 3. Приложение 1) | Выполняют задания устно | Обучающиеся делают вывод о недостатке знаний при выполнении деления на десятичную дробь |
Просит несколько заданий
прокомментировать, используя соответствующие правила. Предлагает помочь мальчику Мише (слайды 4,5). Организует выявление и фиксацию затруднения, беседуя с учащимися. |
Комментируют ответы Формулируют правила |
||
Целеполагание | 2.Формулировка темы урока | Обучающиеся формулируют тему урока | |
Задает вопросы, подводящие к основным моментам | Отвечают на вопросы | ||
– О чем мы будем говорить на уроке? – Какую цель ставим перед собой и какие задачи для ее достижения мы будем решать? |
-о делении на десятичную дробь -о помощи мальчику – получить правило и научиться его применять |
||
Две задачи: 1. Узнать как делить на дес. дробь 2. Научиться делить на дес. дробь Открывает на доске тему и задачи (тема и задачи написаны заранее и сначала закрыты от ребят) |
Обучающиеся формулируют цель и задачи урока. | ||
Обеспечение получения обучающимися правила деления на десятичную дробь. | Предлагает найти как можно больше
способов решения проблемы, уточнить, какие знания и умения могут
помочь в достижении цели Подводит обучающихся к необходимости использования рациональных способов, т.к. применение перевода в другие единицы длины и площади занимает достаточно много времени |
– Как использовать знания по теме
“Единицы длины и площади”. – Как делить на натуральное число, как преобразовать десятичную дробь в натуральное число. |
Обучающиеся строят алгоритм выполнения деления на десятичную дробь, формулируют правило. |
Предлагает сравнить записи в
решениях. Организует обсуждение способа выполнения деления, сопоставляет мнения обучающихся. Акцентирует внимание обучающихся на характер изменения частного при изменении делителя и делимого. |
Обсуждают варианты действий. | ||
1 учащегося просит
прокомментировать задание по рисунку 140 на стр. 216.
(Проектор выключает) 1.Организует работу по № 823[1] а) подводит к пониманию условия задания; б) предлагает обучающимся в парах обсудить и найти путь решения; в) организует обсуждение алгоритма действий; г) контролирует правильность оформления задания. Обсуждая гипотезы, можно попросить учащихся вспомнить, как проверить результат деления, и на конкретном примере проверить. №823(1,2,3)[1] предлагает выполнить на доске (как образец), №823(4,5,6) [1] – в парах с последующей самопроверкой Предлагает сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную дробь Предлагает прочитать правило в учебнике и сравнить со своими вариантами Обращает внимание на поставленные задачи (Вернемся к задачам нашего урока. Какую задачу мы с вами решили?) Какую задачу нам осталось решить? |
Слушают ученика, дополняют, если
это необходимо В парах читают задание, выдвигают предложения о необходимых шагах. Приходят к последовательности: 1.делитель представить в виде натурального числа 2.чтобы частное не изменилось, умножить на соответствующее число(10, 100 и т.д.) и делимое 3.найти значение полученного выражения №823(1,2,3) выполняют 3 ученика на доске( по одному), остальные в тетради №823(4,5,6) выполняют в парах Предлагают свои варианты формулировки правила, учатся формулировать собственное мнение и позицию Читают правило в учебнике Сравнивают с выдвинутыми предложениями. Обучающиеся фиксируют выполнение первой задачи Научиться применять изученное свойство. |
||
Закрепление знаний и способов действия | Предлагает выполнить №824(вг),№827(вг),№829(аб) [1] | №824(вг), 827(в) решают три ученика
(по одному) выполняют на доске, комментируя, остальные в тетради. №827(г),№829(аб) сразу три ученика. Затем остальные проверяют. |
Обучающиеся научатся применять правило деления на десятичную дробь в вычислительных заданиях. |
Для быстро справляющихся с
заданием: Стр.118 С-46.2 1 вариант №2 [2] |
|||
Самостоятельная работа | (Включает проектор) Предлагает выполнить задания самостоятельно на отдельных листочках (слайд 6) |
Индивидуально выполняют задания | Обучающиеся проверят умение
применять правило деления на десятичную дробь в простых заданиях; Тренируют способность к самоконтролю и самооценке |
Организует самопроверку по образцу | Осуществляют самоконтроль | ||
Рефлексия | Организует деятельность по самоанализу и самооценке. | ||
Предлагает вернуться к заданиям,
вызвавшим затруднения в работе в начале урока – Можем сейчас вычислить? А почему сейчас можем? (слайд 7) Возвращает учащихся к задачам поставленным ранее. Выполнены ли они? Что помогло в достижении цели? Какие задания вызвали затруднения? Почему? Что нужно еще сделать, чтобы хорошо усвоить новый способ действия? |
Отвечают на вопросы, анализируют и
оценивают результат
Рефлексия своих действий. Осуществляют пошаговый анализ своих действий |
Оценка учащимися собственной
деятельности на уроке Постановка задач на следующий урок |
|
Домашнее задание | Повторить правило округления
десятичных дробей (§ 41) Выучить правило деления на десятичную дробь (§ 46) №826(а), №828(а),840 Как называется профессия по благоустройству участков? |
Записывают домашнее задание Сдают листочки учителю. |
Литература
- Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.– М.: Мнемозина, 2010.
- Математика. 5 класс: Самостоятельные работы для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева и др.– М.: Мнемозина, 2009.