"Деление десятичной дроби на десятичную дробь". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: Обеспечить понимание учащимися правила деления на десятичную дробь; сформировать умение выполнять деление десятичной дроби на десятичную дробь в типовых ситуациях.

Задачи:

  • проверить умение учащихся выполнять умножение десятичной дроби на 10, 100 и т.д., деление десятичной дроби на натуральное число, понимание как изменяется частное при изменении делимого или делителя;
  • создать условия для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи;
  • подвести учащихся к получению правила деления на десятичную дробь;
  • научить выполнять новое действие в простейших ситуациях;
  • проверить умение применять правило в простых ситуациях;
  • обеспечить условия для оценки учащимися собственной деятельности на уроке, для проектирования учащимися задач на следующий урок.

Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Средства обучения:

  • Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.– М.: Мнемозина, 2010.
  • Математика. 5 класс: Самостоятельные работы для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева и др.– М.: Мнемозина, 2009.
  • Презентация.

Дидактическая структура урока

Этапы Деятельность Планируемые результаты
учителя ученика
Организационный момент Приветствует;

проверяет готовность к уроку;

предлагает определить количество букв в полном имени, разделить это количество на 5 и сесть по очереди

1) при делении получилось целое число

2) при делении получилась дробь больше 1

3) при делении получилась дробь меньше 1

Воспринимают речь учителя;

Выполняют задания учителя

Готовность, включение в деловой ритм.
Подготовка к изучению нового материала 1.Организует актуализацию опорных знаний через устную фронтальную работу (слайды 2, 3. Приложение 1) Выполняют задания устно Обучающиеся делают вывод о недостатке знаний при выполнении деления на десятичную дробь
Просит несколько заданий прокомментировать, используя соответствующие правила.

Предлагает помочь мальчику Мише (слайды 4,5).

Организует выявление и фиксацию затруднения, беседуя с учащимися.

Комментируют ответы

Формулируют правила

 
Целеполагание 2.Формулировка темы урока   Обучающиеся формулируют тему урока
Задает вопросы, подводящие к основным моментам Отвечают на вопросы  
– О чем мы будем говорить на уроке?

– Какую цель ставим перед собой и какие задачи для ее достижения мы будем решать?

-о делении на десятичную дробь

-о помощи мальчику

– получить правило и научиться его применять

 
Две задачи:

1. Узнать как делить на дес. дробь

2. Научиться делить на дес. дробь

Открывает на доске тему и задачи (тема и задачи написаны заранее и сначала закрыты от ребят)

  Обучающиеся формулируют цель и задачи урока.
Обеспечение получения обучающимися правила деления на десятичную дробь. Предлагает найти как можно больше способов решения проблемы, уточнить, какие знания и умения могут помочь в достижении цели

Подводит обучающихся к необходимости использования рациональных способов, т.к. применение перевода в другие единицы длины и площади занимает достаточно много времени

– Как использовать знания по теме “Единицы длины и площади”.

– Как делить на натуральное число, как преобразовать десятичную дробь в натуральное число.

Обучающиеся строят алгоритм выполнения деления на десятичную дробь, формулируют правило.
Предлагает сравнить записи в решениях.

Организует обсуждение способа выполнения деления, сопоставляет мнения обучающихся. Акцентирует внимание обучающихся на характер изменения частного при изменении делителя и делимого.

Обсуждают варианты действий.  
1 учащегося просит прокомментировать задание по рисунку 140 на стр. 216.

(Проектор выключает)

1.Организует работу по

№ 823[1]

а) подводит к пониманию условия задания;

б) предлагает обучающимся в парах обсудить и найти путь решения;

в) организует обсуждение алгоритма действий;

г) контролирует правильность оформления задания.

Обсуждая гипотезы, можно попросить учащихся вспомнить, как проверить результат деления, и на конкретном примере проверить.

№823(1,2,3)[1] предлагает выполнить на доске (как образец), №823(4,5,6) [1] – в парах с последующей самопроверкой

Предлагает сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную дробь

Предлагает прочитать правило в учебнике и сравнить со своими вариантами

Обращает внимание на поставленные задачи (Вернемся к задачам нашего урока. Какую задачу мы с вами решили?)

Какую задачу нам осталось решить?

Слушают ученика, дополняют, если это необходимо

В парах читают задание, выдвигают предложения о необходимых шагах.

Приходят к последовательности:

1.делитель представить в виде натурального числа

2.чтобы частное не изменилось, умножить на соответствующее число(10, 100 и т.д.) и делимое

3.найти значение полученного выражения

№823(1,2,3) выполняют 3 ученика на доске( по одному), остальные в тетради

№823(4,5,6) выполняют в парах

Предлагают свои варианты формулировки правила, учатся формулировать собственное мнение и позицию

Читают правило в учебнике

Сравнивают с выдвинутыми предложениями.

Обучающиеся фиксируют выполнение первой задачи

Научиться применять изученное свойство.

 
Закрепление знаний и способов действия Предлагает выполнить №824(вг),№827(вг),№829(аб) [1] №824(вг), 827(в) решают три ученика (по одному) выполняют на доске, комментируя, остальные в тетради.

№827(г),№829(аб) сразу три ученика. Затем остальные проверяют.

Обучающиеся научатся применять

правило деления на десятичную дробь в вычислительных заданиях.

Для быстро справляющихся с заданием:

Стр.118 С-46.2 1 вариант №2 [2]

   
Самостоятельная работа (Включает проектор)

Предлагает выполнить задания самостоятельно на отдельных листочках (слайд 6)

Индивидуально выполняют задания Обучающиеся проверят умение применять правило деления на десятичную дробь в простых заданиях;

Тренируют способность к самоконтролю и самооценке

Организует самопроверку по образцу Осуществляют самоконтроль  
Рефлексия Организует деятельность по самоанализу и самооценке.    
Предлагает вернуться к заданиям, вызвавшим затруднения в работе в начале урока

– Можем сейчас вычислить? А почему сейчас можем? (слайд 7)

Возвращает учащихся к задачам поставленным ранее. Выполнены ли они?

Что помогло в достижении цели?

Какие задания вызвали затруднения? Почему?

Что нужно еще сделать, чтобы хорошо усвоить новый способ действия?

Отвечают на вопросы, анализируют и оценивают результат

Рефлексия своих действий.

Осуществляют пошаговый анализ своих действий

Оценка учащимися собственной деятельности на уроке

Постановка задач на следующий урок

Домашнее задание Повторить правило округления десятичных дробей (§ 41)

Выучить правило деления на десятичную дробь (§ 46)

№826(а), №828(а),840

Как называется профессия по благоустройству участков?

Записывают домашнее задание

Сдают листочки учителю.

 

Литература

  1. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.– М.: Мнемозина, 2010.
  2. Математика. 5 класс: Самостоятельные работы для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева и др.– М.: Мнемозина, 2009.