Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова; учить “читать” картину, осмысливать её содержание; привлечь внимание детей к красоте природы, способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства; совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова; формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку, картина А.А. Пластова “Первый снег”, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к сочинению.
а) Подготовка к восприятию картины.
На доске записаны два слова: первый и последний.
– Прочитайте на доске слова. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (первый зуб, первый грач, первый цветок, первый снег).
Первый снег! Какая роскошь!
Всё, что осень обожгла,
Обломала, сокрушила,
Ткань густая облекла.
Эти светлые покровы
Шиты в мерку, в самый раз,
И чаруют белизною
К серой мгле привыкший глаз.
Посмотрите на экран. Какие чувства у вас вызывает первый снег?
б) Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.
– Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский.
“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй”.
– Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
– А вот отрывок из стихотворения И. А. Бунина “Первый снег”:
… Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
– Как говорит Бунин о том, что снег идёт? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову “понесло”.
в) Творческая работа. Игра “Оживи картинку”.
На столе рисунок, ватные разноцветные шарики, клей (изобразить первый снег).
III. Рассматривание картины.
а) Знакомство с творчеством художника.
– Сегодня мы познакомимся с творчеством Аркадия Александровича Пластова. Он был сыном крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилась у него с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15 лет, он даже дал себе клятву: “Быть живописцем и никем более”. Художник Пластов создал множество ярких картин. Сюжеты для них он брал из деревенской жизни, которая была ему близка и знакома.
Картину “Первый снег” он написал в 1946 году. Здесь он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снега. В своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
б) Беседа по содержанию картины.
– Какое время изобразил художник? Почему вы догадались? ( Нет сугробов, местами ещё видна голая земля)
– Какое время суток изображено? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.)
– Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)
Передний план | Крыльцо, ещё не полностью
засыпанное снегом. Мальчик и девочка (сестра и брат). Раскидистая берёза. |
– Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
Описание мальчика | Одет по-зимнему; Давно наблюдает за снегом; Пальто с меховым воротником. |
Описание девочки | Заворожено смотрит на снег; Лёгкий платок; Нежно-голубое платьице; Домашние тапочки, отороченные мехом.. |
-Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)
в) Работа со словарём настроений.
– Посмотрите на экран, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
Радость
Удивление
ИспугВосторг
Восхищение
ГрустьВолнение
Беспокойство
Интерес
Дети выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им ещё и интересно смотреть на первый снег, они очень любопытны.)
– Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, тёплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
– Что ещё показывает художник на первом плане? ( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Берёза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так хорошо в стороны.)
– Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чём это проявляется? (Снег покрывает всю землю, крыши деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Природа тоже радуется первому снегу.)
г) выявление изобразительных средств картины.
– Обратите внимание на фон картины. Какой он тёмный или светлый? ( в картине преобладают тёплые и светлые тона: розоватые , бледно-голубые, голубовато-серые)
– А какой цвет главный и почему? (Главный цвет – розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть праздник первого снегопада.)
– Почему художник показал на картине часть берёзы, а не всё дерево? ( Хотел сказать, что в главное в картине – дети и их настроение.)
IV. Речевая подготовка к сочинению
– Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины: (снег, берёза, земля, дети, ворона, небо).
– Попробуйте описать каждое опорное слово, характеризуя их действия.
Описание берёзы | Большая старая берёза с
раскидистыми ветвями; Стала пушистой и красивой. |
Описание снега | Стеклянный дождь; Очень к лицу земле; пушистый; кружится; Порхает, как стая белых мошек; Чистый; приятный |
Описание неба | Тёмно-фиолетового цвета; Отражалось на снегу |
Описание земли | Покрыта тонким слоем розово-голубым
снегом; Возле забора небольшая проталина |
Описание вороны | Серо-чёрная ворона; Радовалась первому снегу |
– Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными.
– Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Чувство восторга, радости при виде первого снега.)
– Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.)
– Выберите лучший вариант.
V. Составление плана сочинения.
– Давайте составим план сочинения.
– Что увидели дети, выглянув в окно? Это первый пункт.
1) Первый снег.
– Какое чувство вызвало у детей появление первого снега? Это второй пункт.
2) Радость детей.
– А как природа восприняла первый снег? Какими красками художник изобразил настроение картины?
в) Краски первого снега.
г) Моё отношение к картине.
VI. Сочинение по картине А.А.Пластова “Первый снег”.
– Давайте составим устный рассказ по плану.
– Запишите текст своего сочинения.
VII. Итог урока.
Дети зачитывают свои сочинения.