Введение
В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивного подходов (Ж.Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросах о роли самого учащегося в учебном процессе. Основой достижения развивающей цели обучения признается именно активность обучающегося – знание не передается в готовом виде, строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской и проектной деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе детей над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Ученик более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе навыков проектно– исследовательской деятельности.
Большое значение проектно-исследовательской деятельности для развития творческих способностей и исследовательских умений младших школьников, стимулирует широкое распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Очень важно, чтобы ребенок на первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающего мира, удивиться его тайнами в процессе познания, испытать радость творчества и восторг познания в открытии.
1. АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.
Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя. Проблемное исследование обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка, предлагает не только индивидуальный, но и групповой поиск неизвестного, раскрывает индивидуальное творчество ребенка, самостоятельность экспериментов, совместность группового исследования. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно развитие логики, интеллекта, творческой индивидуальности.
Например, обучающимся второго класса по теме «Ударение» ставится проблема в начале урока:
– В слове у – голь ударение падает на первый слог. Как правильно произносить у-глем или у-глём? Выделять ударением первый слог или второй?
Так были созданы условия для порождения мыслительного акта. Начиная с самого первого этапа возникновения вопроса и формулируя проблему, учитель включает детей в поисковую работу. На завершающем этапе доказательства и обоснования найденного решения совсем непросто индивидуально объяснить этапы поиска и решения поставленной проблемы. Следовательно, необходимо в таких ситуациях на первых стадиях использования проблемно-исследовательских приемов использовать групповую форму работы. Создание таких условий невозможно без реализации в обучении принципов проблемности и диалогичности рекомендованных А.М. Матюшкиным в своей работе «Мышление, обучение, творчество».
Основные этапы исследований:
Дедуктивное исследование Индуктивное исследование – мотивация (создание
проблемной ситуации);
– исследование;– связывание информации;
– подведение итогов;
– рефлексия;
ОБОБЩЕНИЕ
– обмен информацией;
– организация информации.– постановка новых вопросов;
– применение.
В результате такой работы дети учатся:
– ставить исследовательские вопросы;
– формулировать проблему;
– выдвигать гипотезы;
– составлять план работы;
– вести наблюдения;– планировать и проводить опыты;
– выделять главную информацию;
– систематизировать информацию;
– проверять гипотезы;
– представлять материал в разной форме.
Как подчеркивает известный американский педагог и психолог Дж. Дьюи, каждый из этих процессов осуществляется «при свете другого», что и обеспечивает человеку возможность открытия, с одной стороны, и проверенное критическое мышление – с другой.
2. РАБОТА НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ.
Составной частью практической направленности в течение всего времени обучения младшего школьника является работа над исследовательским проектом. Включение обучающихся данного возраста в проектно– исследовательскую деятельность предусматривает решение дидактических и практических задач, углубляет знания теории, вооружает детей младшего школьного возраста технологией и умениями творческого подхода к исследованию проблем. Целью исследовательского проекта является продуктивная деятельность, обеспечивающая максимально позитивную деятельность учащихся. Целью современной системы образования является реализация главной задачи «научить ребёнка учиться», поэтому педагог должен придавать процессу обучения исследовательский характер, научить учащихся анализировать собственную деятельность. Рассмотрим сущность исследовательского проекта. Любая форма исследования начинается с разработки исследовательского проекта: для чего и кому нужен проект, определяется тема, цели и задачи. Затем идет отбор, анализ и изучение литературы и других информационных источников по теме. Обсуждается и выбирается вид работы (изделия). Конструируем, составляем план работы (содержание). Подбираем материалы, выполняем зарисовки, эскизы, схемы и выбираем лучший вариант. После всего выбираем технологию изготовления и продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы. Следующая стадия выполнение исследовательского проекта: воплощаем замысел. Определяем последовательность выполнения (для группового проекта распределяем роли и обязанности). Процесс выполнения и оформления проекта (изготовление изделия). Анализ готового проекта: дополнения, исправления, коррекция, изменения. И наконец, защита исследовательского проекта: проверка соответствия готового проекта поставленным целям и задачам, анализируем причины возникших проблем, целесообразность и эффективность путей их устранения. Выходим с защитой исследовательского проекта на конкурс, конференцию или другую форму творческих, исследовательских и проектных работ обучающихся. Для многих учителей использование в своей деятельности методов проектного исследования станет первым шагом к построению такого педагогического процесса, в условиях которого младшие школьники перейдут из разряда пассивных обучаемых в действительные субъекты учения и собственной жизни. А самое главное, очень быстро приобретут умения учиться и самостоятельно добывать знания.