Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.
Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
«Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности» (2). Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
С чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения? Работа эта начинается с обучения детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые формы работы на уроке, в том числе с ролевым распределением работы в группе.
Какие исследовательские навыки и умения формируются на уроках?
Мыследеятельностные:
- умение видеть проблемы;
- умение выдвигать идеи (мозговой штурм);
- умение ставить цели и формулировать задачи;
- умение задавать вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение обоснованно выбирать способы или методы пути в деятельности;
- умение планировать свою деятельность;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение доказывать и защищать свои идеи;
- умение делать самоанализ, рефлексию.
Презентационные:
- построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе;
- выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности;
- изготовление предметов наглядности.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- выражать себя;
- находить компромисс;
- взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисково-информационные:
- умение находить информацию;
- умение структурировать материал;
- умение выделять главное;
- умение делать выводы и умозаключения.
Проведение инструментального эксперимента:
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и т. д.).
Остановимся на некоторых из них.
Умение видеть проблемы – свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др.
С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др.
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)». Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». При обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова:
может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.
Важным средством мышления является вывод или умозаключение, этому мы систематически обучаем школьников, побуждая их самостоятельно сформулировать новые открытия.
Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.
Ещё одно важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся – умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем. Схема – «дом с колоннами». Главную идею обозначим большим треугольником, а колонны – это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначим прямоугольником, лежащим в основании. Как видим, даже такая простая схема – хороший помощник для того, чтобы выявить логическую структуру текста. Можно также использовать схемы «Паучок» и «Дерево».
Возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Безусловно, ведь прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать "вкус" к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?
В качестве примера коллективной исследовательской деятельности всех учащихся в рамках урока приведу фрагмент урока русского языка в 3-ем классе по теме «Неопределённая форма глагола».
После этапа актуализации знаний, когда дети воспроизвели свои знания о глаголе (до этого мы среди слов разных частей речи отыскивали глаголы), я сообщила тему: «Неопределённая форма глагола», записала её на доске и задала вопрос:
– Что вы уже знаете о глаголах неопределённой формы? Как вы узнаёте такие глаголы? (Дети вспомнили, что глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать?). О чём бы вы хотели ещё узнать по этой теме?
Дети высказывали свои мысли, среди которых прозвучал вопрос «Почему эти глаголы так называют?». Я подвела итог, предложив провести исследование, чтобы найти ответ на этот вопрос и сообщила, что главной целью нашего исследования будет поиск ответа на вопрос: «Почему неопределённую форму глагола называют неопределённой?»
Далее я поинтересовалась:
– Какие у вас есть идеи, предположения (гипотезы) по этому вопросу?
Дети высказывали свои идеи. Я зафиксировала их на доске, предложила проверить их. Идеи были таковы. Возможно, эту форму глагола так назвали потому что…
- …у этих глаголов неизвестное время.
- …у них неизвестное лицо.
- …у них неизвестное время и лицо.
- …у них нельзя найти окончания.
- …у них нельзя найти род.
- …у них не определяются род, время, лицо, число.
Далее мы спланировали работу по достижении поставленной цели через выполнение следующих задач:
- Вспомнить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы, найти их среди предложенных глаголов.
- Определить время, лицо (род), число, окончания у глаголов, результаты изобразить в виде схемы.
- Вывести определение неопределённой формы глагола, опираясь на схему.
- Сравнить свои выводы с учебником.
При работе над выполнением 1-й задачи, я предложила ряд глаголов, предложив . Работая в малых группах, дети распределили глаголы на две группы. у нас получились две группы глаголов:
Смотрела | Смотреть |
Хожу | Ходить |
Принесёшь | Принести |
Зажгут | Зажечь |
По итогам этой работы на доске начали составлять схему, записав вопросы:
н.ф.
что делать? что сделать?
Дополнили каждый столбик своим примером.
– Мы выполнили первую задачу, переходим ко второй.
– Мы знаем, что у глаголов можно определить время. Как узнать время глагола? А что ещё мы умеем определять у глаголов настоящего и будущего времени? Прошедшего времени? Как мы будем действовать дальше? Дети предложили определить эти признаки у всех глаголов, которые мы записали. Работу провели фронтально. Легко справились с глаголами 1-ой группы, а с глаголами 2-ой группы испытали затруднения с определением всех признаков, в том числе и с выделением окончания. Исходя из этого, сделали вывод и оформили его, продолжив схему:
(Вопрос поставили потому, что сомневались, что это окончания.)
Далее, опираясь на схему, попробовали сформулировать определение понятия глагола неопределённой формы.
Затем мы сравнили свои открытия с открытиями учёных, обратившись к учебнику. Выяснили, что в правиле содержится нового, о чём мы не знали до чтения учебника (что неопределённую форму глагола называют инфинитив, что это начальная форма глагола, что -ть, -ти – это суффиксы глаголов неопределённой формы).
Затем мы вновь вернулись к нашим гипотезам и подвели итоги нашей работы. Верны ли были наши предположения? Чья гипотеза оказалась самой близкой к истине? Интересно ли было? Понравилось ли так работать? Помогла ли схема, которую мы составили сделать вывод? Какие новые знания мы получили? Где они нам пригодятся? Благодаря подобным урокам дети знакомятся с основами исследовательской деятельности, готовятся к будущим самостоятельным исследованиям.
Последовательно, шаг за шагом мы формируем у детей исследовательские умения, используя в своей работе:
– проблемное, частично-поисковое обучение под руководством учителя;
– уроки-исследования (в начале постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
– кратковременные исследования-наблюдения с описанием (под руководством учителя);
– задания, направленные на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
– учитель знакомит детей с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др., знакомит с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, учит работать со словарями и другими источниками информации.
– осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
– на занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
– осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.
– на уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
– с целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся рекомендуется использование:
- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.д.);
- связи материала с наглядно– образным игровым материалом;
- связи с литературным сказочным материалом;
- игр-исследований, фантастических исследований;
- ролевых игр;
- игр-путешествий.
Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.
Литература
- Алексеева В