Первоклассник в многонациональной современной школе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Первый класс – принципиально новый этап в жизни ребёнка. Отношения с внешним миром это его новая социальная позиция – роль школьника, ученика. Возрастает интерес детей к социальному миру.А если ты ещё ребёнок мигрантов, и в семье у тебя говорят на каком-то ином языке, то овладение русским языком становится жизненной необходимостью. Отмечу попутно важный факт, который осложняет обучение двуязычного первоклассника в школе - учебники, программы (даже по ФГОС) ориентированы на человека, для которого русский язык является родным. Разумеется, я не стала переделывать, приспосабливать учебники (УМК “Школа России”) и методики, но постараюсь обеспечить для детей-инфонов определённое лингвометодическое сопровождение, которое помогло бы им овладеть русским языком хотя бы в той степени, которая необходима для освоения школьной программы и нормальной коммуникации с учителями и одноклассниками.

Передо мной как учителем стоит задача так организовать урок, чтобы стимулировать у первоклассника потребность в учебной деятельности. Чтобы у первоклассника ни возник дискомфорт, я пытаюсь в обращении к нему не употреблять непонятную лексику, мало распространённые фразеологические обороты и слишком громоздкие синтаксические конструкции и т.п. Так же в свою работу включаю игры и занятия, которые способствуют освоению определённых языковых моделей и расширению лексикона и уточнению области использования каждой из лексических единиц.

Учащиеся в моём классе умеющих читать было всего несколько человек, а остальные только что приступили к обучению грамоте. В добукварный период я столкнулась с тем, что некоторые дети меня понимали, но высказать свои мысли русскими словами не могли. Поэтому мы начали учиться (буквально) говорить по-русски. При введении букв мы “общались с помощью картинок” используя “Русский алфавит в картинках”. Но не весь, а только изученные буквы. Так получались “Подсказки”. Я собирала из разных источников, а что и составляла сама. На каждые пройденные 3-4 буквы “подсказка” обновлялась. Так появилась целая серия “подсказок”.

БЛОКНОТ 1. (Приложение)

Исходя из особенностей моего класса, я особое внимание уделяла использованию электронного приложения к “Азбуке” авторов В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина.(УМК “Школа России”). Электронные ресурсы, имеющиеся в данном приложении, отлично вписываются в современный урок. На темы, которых нет в данном приложении, я разработала несколько презентаций. Предлагаю одну из таких разработок: “Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К”.

В работе с детьми-билингвами мне очень помогли научные работы и статьи С. Н. Цейтлин.

Тема Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К.
Педагогическая цель Создание условия для развития умения сопоставлять слоги и слова с буквами Г и К, связной речи, памяти.
Тип урока Решение частной задачи. Презентация.
Планируемые результаты

(предметные)

Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; различают парные по глухости – звонкости согласные звуки [г]–[ к] и [ г’] – [к’] в словах.
Личностные результаты Определяют границы собственного знания и “незнания”
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: регулируют собственную учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно).

Познавательные:

общеучебные – привлекают для решения учебной задачи имеющиеся знания из жизненного опыта;

логические – осуществляют сравнение и сопоставление звуков [г]–[ к] и [ г’] – [к’] и букв Г и К.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы.

Основное содержание темы, понятия и термины Согласные звуки [г] – [ к] и [г’] – [к’], буква Г. Предложение, рассказ, скороговорка, загадки.
Образовательные ресурсы “Лента букв”, “Блокнот подсказок” (индивидуально), карточки для самостоятельной работы и работы в паре.

Этапы урока (Приложение)

1. Организация начала урока.

2. Речевая разминка. Актуализация изученных знаний.

3. Постановка учебной задачи.

4. Закрепление знаний и способов действий.

1. Характеристика букв по плану.

2. Повторение знаний о звуках

3. Работа со слоговой таблицей.

Физкультминутка

4. Чтение столбиков слов.

5. Работа с текстом рассказа “Весна” (учебник, с. 121).

Зрительная физкультминутка.

6. Игра “Весёлые звуки”.

7. Составление предложений по картинке.

8. Работа с “лентой букв”.

5. Рефлексивно-оценочный.

Используемая литература

1. “Азбука” авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина. УМК “Школа России”.

2. Поурочное планирование. Начальная школа. “Школа России”. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению) 1 класс. Система уроков по учебнику В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. Автор-составитель Е.В. Кислякова., Волгоград, 2012 г.

3. Занимательное азбуковедение. В.В. Волина, М. Просвещение. 1991 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3