Задачи:
- Развивать языковой анализ и синтез.
- Развивать навыки словообразования.
- Закрепить правила правописания имен собственных.
- Познакомить с историей Москвы.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать внимание, память, познавательный интерес.
Оборудование: проектор, компьютер, демонстрационный экран, презентация, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
- Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
2. Основная часть.
- Сегодня мы снова отправляемся в путешествие. Ведь путешествуя можно узнать что-либо новое, посмотреть на окружающий нас мир.
2 слайд
- Чтобы узнать, куда мы отправимся, надо отгадать ребус. (Ребус “Столица”).
- Сделайте звуковой анализ слова “столица”.
3 слайд
- У меня возник вопрос: с какой буквой мы напишем слово “столица” – с “а” или “о”? (С буквой “о”).
- Можем ли мы проверить, какую букву надо написать?
4 слайд
- Слово “столица” - изначально “стольный град”, происходит от слова “стол”.
- Стол по форме может быть круглым или овальным. Буква “о” также имеет похожую форму.
- С помощью картинки можно также запомнить написание слова.
- Что же такое столица?
- Столица – это официальный главный город государства, в котором, как правило, находятся высшие органы власти и управления.
- Как по-другому можно назвать государство? (Страна, держава, владение, царство, княжество, территория, край, земля).
- В каком государстве мы живём? (Россия).
- Как называют жителей России? (Россияне).
- Как называется столица нашего государства? (Москва).
- Как называют жителей Москвы? (Москвичи).
5 слайд
- У меня снова возник вопрос: как мы напишем слова “Россия” и “Москва”.
- Можно ли проверить безударную гласную в этих словах?
- Слово “Россия” произошло от названия славянских племён “россов”.
- Слово “Москва” произошло, как считают учёные, от славянского слова “моск”, что значит “вязкий”, “топкий”, т.к. берега реки и её верховье были очень топкими, а сама река вытекала из топкого болота. Этим словом стали называть реку. А уже название реки перешло городу. Стоит город Москва на Москва-реке.
- Если запомните, то можно проверять так. А можно запомнить по картинкам.
6 слайд
- Росичи были воинами. В те времена племенам приходилось постоянно защищать свои земли.
7 слайд
- Одним из символов Москвы является Спасская башня, на которой есть часы. Они круглые. Буква “О” тоже круглая.
- Откройте тетради. Запишите число. Запишите слова “столица”, “Россия”, “Москва”. Как вы напишете слова “Россия”, “Москва”? Почему? Напомните правило.
8 слайд
- Разделите слова на слоги. Сделайте слого-ритмические схемы этих слов.
- Проверим.
9 слайд
- Москва – столица нашей Родины. Вы видите герб Москвы – это символ города. На гербе мы видим всадника, поражающего змея или дракона. Московскому гербу уже более 500 лет. В те времена он был гербом государства Московского. Только в 18 в. этот герб стал гербом города Москва.
10 слайд
- Зашифруйте слова “символ”, “всадник” по слоговой таблице.
- Проверим.
- А теперь я хочу рассказать вам о Москве.
11 слайд
- Как я уже говорила город стоит на Москва-реке. Река эта – крупная водная артерия. Это очень живописная река. Длина её 473 км, 80 км – в черте города.
- В черте города её берега одеты в гранит. Река судоходна.
- Город Москва достаточно древний.
12 слайд
- Кто же стал основателем города?
- Улитка вам поможет это узнать. Прочитайте предложение.
- Запишите предложение. Как вы написали слова “Москва”, “Юрий Долгорукий”.
13 слайд
- На месте села Кучково, которое принадлежало боярину Кучке, князь Юрий Долгорукий основал город-крепость. Место это было очень удобным: целая сеть рек делала это место бойким для общения разных княжеств и торговли. На месте Москвы с незапамятных времён были поселения различных племен: финно-угорских, славянских и других. 4 апреля 1147 года в Москве Юрий Долгорукий встречался со своими союзниками, где князья договорились “жить в любви и единстве до конца живота, иметь одних друзей и врагов и сообща стеречься от недугов”. Крепость была заложена на холме. Сначала она была деревянная. За её стенами находили себе защиту крестьяне сёл Кучкова и новые поселенцы. Москва некоторое время называлась даже Кучковым, а лишь потом за нею утвердилось по реке название: “Москва”.
- Основным сооружением Москвы и её символом стала эта постройка.
14 слайд
- Расшифруйте слово. (Кремль).
- Сделайте звуковой анализ слова “кремль”.
15 слайд
- Расположен Кремль на Боровицком холме. Первые укрепления были построены в 1156г. Укрепление было окружено широким и глубоким рвом и валом. Крепость была деревянной. После её разрушения, во время нашествия татаро-монголов, стены и башни были построены из дуба, более крепкого материала.
- В 14 в. (1367г.) при князе Дмитрии Донском, стены из дуба заменяются стенами и башнями из белого камня. На территории Кремля строятся Успенский и Благовещенский соборы.
- В 15 в. (1485 – 1495 гг.) при Иване III стены и башни снова перестраиваются: новые стены и башни выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. С этого времени Кремль обретает в значительной мере свой современный вид.
- В 16 в. строится Архангельский собор с колокольней Ивана Великого. Отлита Царь-пушка.
- В 17-19 вв. идёт активное строительство зданий на территории Кремля: Теремной дворец, Арсенал, Сенат, Оружейная палата, Большой Кремлёвский дворец. Отлит Царь-колокол.
- В 20 в. На территории Кремля был построен Государственный Кремлёвский дворец.
16 слайд
- Теперь Московский Кремль является государственным историко-культурным музеем-заповедником.
- Кремль в разные времена был разным.
- Кремль из дерева. Кремль какой? (Деревянный).
- Из дуба. Кремль какой? (Дубовый).
- Из белого камня. Кремль какой? (Белокаменный).
- Из кирпича. Кремль какой? (Кирпичный).
17 слайд
- Ещё одной достопримечательностью столицы является ... .
- Прочитайте ребус.
Ребус “Красная площадь”
18 слайд
- Площадь была устроена перед стенами Кремля в конце 15 – начале 16 в. Называлась она “Торг”. Посмотрев на слайд, нетрудно догадаться, почему она получила такое название. А со второй половины 17 в. она стала называться “Красная”.
- Как вы думаете, что означало в русском языке слово “красная”? (Красивая).
- Раньше красивую девушку называли “красна девица”, юношу – “красным молодцем”.
- Как мы будем писать слово “красная”? (С большой буквы).
19 слайд
- Ансамбль Красной площади составляет Кремль, Собор Василия Блаженного (Покровский собор), Верхние и Средние торговые ряды, Исторический музей и Казанский собор. На площади в начале 19 в. Поставлен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Эти люди – патриоты нашей страны. Минин и Пожарский собрали войско и повели его на Москву, которая в то время была занята польскими войсками. В октябре 1612 г. ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов.
- Какие слова в словосочетании “памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому” вы напишете с большой буквы? (Козьме Минину, Дмитрию Пожарскому).
Физминутка
20-21 слайд
22 слайд
- В Москве много других достопримечательностей.
- Название их вы прочтёте, собрав слова из каждого третьего слога.
(Музей, театр, памятник).
- Сделайте слоговые схемы этих слов, записав на них гласные и поставив ударение.
23 слайд
Музеи города.
24 слайд
Театры города.
25 слайд
Памятники города.
26 - 27 слайд
- Ещё Москва славится своими ... .
- Название постройки прочитайте, поставив буквы по порядку чисел.
(Церковь).
28-29 слайд
- Москва – древний город. Народ во все времена жил с верой. Поэтому очень много строилось монастырей, соборов, церквей, часовен. Все они посвящались какому-нибудь событию или святому. В Москве насчитывается около 1000 храмов. Поэтому Москву часто называют ... .
- Прочитайте слово при помощи “ключа”:
Б 2, А 4, Д 1, В 3, Г 4
(Златоглавая).
- Запишите слово, разделив на слоги. Сделайте слогоритмическую схему слова.
- Проверим.
30 слайд
- Москва красивый город, в котором сочетается старина и современность.
31 слайд
- У меня на слайде схемы предложений. Придумайте предложения к данным схемам.
32 слайд
- У вас на карточках написаны слова. Первое слово написано жирным шрифтом. К нему подобраны слова, которые являются родственными, однокоренными, но они записаны без пропусков. Отделите слова друг от друга карандашом. Запишите в тетрадь.
- Проверим.
33 слайд
- У меня есть рассказ детей о Поездке в Москву. Прочитайте его, заменяя картинки словами.
34 слайд
- В конце нашего путешествия давайте вспомним о Москве. Заполните мнемотаблицу.
3. Заключительная часть.
- Сегодня мы с вами побывали в столице нашей Родины городе Москве.
- Понравилось вам путешествие?
- Что больше всего запомнилось?
- Какое правило повторили?
- Что делали? Какие задания выполняли?
- Молодцы!