Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья ребёнка.
Основные составляющие этой системы:
1. Организация рационального двигательного режима.
2. Непрерывное мониторивание состояния здоровья дошкольников и своевременная коррекция возникающих отклонений.
3. Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
4. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.
5. Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.
По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность), образовательные (информационно-обучающие и воспитательные), социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения) и психологические (технологии профилактики и коррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья дошкольников и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании – это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.
Для этой цели, наряду с разнообразными лечебно – оздоровительными мероприятиями, направленными на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе нашего детского сада, огромное внимание уделяется технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья.
Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог “взрослой жизни”, не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Рассмотрим основные направления по обеспечению здоровьесберегающих технологий, используемые в нашем детском саду. У нас созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.
Круглогодично, планово и с обязательным анализом в детском саду проводятся разнообразные лечебно – оздоровительные мероприятия по специально разработанным программам и под контролем медицинских работников.
Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) физкультурные занятия проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся разнообразные спортивные игры и соревнования, спортивные праздники, дни и недели здоровья, в том числе на свежем воздухе.
Применяются различные методы неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа. В группах воспитатели, под контролем медицинского работника, проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна. Осуществляется воздушное, солнечное (летом) закаливание, босохождение, оздоровительный бег.
Важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.
Осуществляется витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты). Кроме того, дети получают кислородный коктейль курсами. Находят применение и народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций. В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится профилактическое смазывание слизистой носа противовирусной мазью.
Систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости. Также с детьми проводится фонетическая и логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, ритмопластика, ортопедическая гимнастика, психогимнастика, “гимнастика маленьких волшебников”, релаксация (с участием музыкального руководителя и психолога).
Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Дети декретированных возрастов проходят углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из амбулатории. Это позволяет проследить в динамике за состоянием здоровья детей, провести коррекцию возникающих функциональных отклонений.
Учитывая вышесказанное, можно судить об эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в детском саду в настоящий период. Заболеваемость детей ОРВИ и гриппом уменьшается с каждым годом. Если в 2010 году наблюдалось 160 случаев ОРВИ и гриппа, 2011 году – 142 случая, то в 2012 году – 121 случай.
Коллектив детского сада не останавливается на достигнутых результатах и продолжает совершенствовать работу по формированию здорового образа жизни, здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей.