Цель: научить различать звуки [д-т] – [д’- т’] изолированно, на материале слов, слогов, предложений.
Задачи.
Образовательные:
- закрепить знания о механизмах образования звуков [д-т] – [д’- т’] и их акустических особенностях;
- сформировать навыки различения звуков;
- закрепить и уточнить словарь на основе слов, содержащих звуки [д-т] – [д’- т’] по теме “Овощи”.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- закрепить акустические и артикуляционные отличия звуков [д-т] – [д’- т’] в самостоятельной речи;
- формировать буквенный гнозис;
- отработать умения правильного чтения и письма слов с этими буквами.
Воспитательные:
- воспитать трудолюбие и адекватное отношение к своему дефекту.
Оборудование: зеркала, арт. профили, предметные и сюжетные картинки, карточки буквы, схемы целеполагания и характеристики звуков, компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, ММ презентации.
Данный урок позволяет развивать у учащихся следующие УУД.
Познавательные.
1. Развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, схем и анализировать ее.
2. Находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные.
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы со схемами и алгоритмами.
2. Развивать умение прогнозировать предстоящую работу.
3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные.
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Высказывать свою точку зрения, обосновывая ее, приводя аргументы.
Личностные.
1. Развитие доброжелательности, взаимопомощи, готовности к сотрудничеству.
Ход урока
1. Орг.момент. Работа над дыханием.
Л. - Здравствуйте ребята! Давайте спокойно подышим. (Логопед регулирует вдох и выдох с помощью жестов и карточек)
Л. - Молодцы! Сели ровно настроились на работу.
2. Артикуляционная гимнастика.
Л. - Чтобы правильно и четко говорить, подготовим наш артикуляционный аппарат. Поставим зеркала и выполним упражнения.
Упражнения для губ (улыбка, трубочка).
Упражнения для языка (солдатик, грибок, горка).
(Логопед следит за выполнением и индивидуально поправляет правильность выполнения)
Л. - Молодцы!
3. Сообщение темы.
Л. - Ребята, посмотрите на доску. Назовите, что нарисовано на картинках? (На доске картинки “уточка”, “удочка”)
Л. - Произнесите еще раз, послушайте – эти слова похожи по звучанию, а чем они различаются?
Ребята, посмотрите, поменялся только 1 звук, и изменилось все слово. Назовите эти звуки еще раз.
У этих звуков есть мягкие пары, назовите.
Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
Д. - “Звуки [д-т] – [д’- т’]”.
4. Целеполагание.
Л. - Давайте проговорим, чему будем учиться на занятии.
(Логопед следит за правильностью постановки задач, обучающиеся по схеме целеполагания определяют, чему будут учиться)
Д. - Мы будем слушать, произносить и различать звуки [д-т]- [д’- т’], определять место звуков в словах, читать и писать буквы “т”-“д” и слова с этими буквами, работать со словами, предложениями и текстами.
5. Произношение звуков изолировано.
Л. - Ребята, я показываю картинку, вы - произносите выделенный нами звук.
(Логопед поочередно показывает на картинки “уточка”, “удочка”, обучающиеся произносят звуки изолированно)
Л. - Молодцы.
6. Анализ артикуляции.
Л. - Ребята, давайте разберем артикуляцию этих звуков.
(Логопед вывешивает артикуляционные профили)
Ребята, смотрим в зеркало, произнесите звуки [д-д’]:
- В каком положении губы?
Д. - Губы в улыбочке. В каком положении зубы?
Д. - Зубы разомкнуты, приоткрыты. Где находится кончик языка?
Д. - Язык при звуке [д] поднят за верхние зубы и стучит по зубкам. При произнесении звука [д’] кончик языка опущен вниз, за нижние зубы, а спинка языка выгнута горочкой и стучит по шишечкам (альвеолам). Какая воздушная струя?
Д. - Воздушная струя теплая, короткая (прерывистая). Голосовые связки работают?
Д. - Голосовые связки работают. Чем отличаются звуки [д-д’] по артикуляции?
Д. - При произнесении звука [д] кончик языка за верхними зубами, а при произнесении звука [д’] за нижними.
Л. - Возьмите зеркала, произнесите звуки [т-т’]. В каком положении губы?
Д. - Губы в улыбочке. В каком положении зубы?
Д. - Зубы разомкнуты, приоткрыты. Где находится кончик языка?
Д. - Язык при звуке [т] поднят за верхние зубы и стучит по зубкам. При произнесении звука [т’] кончик языка опущен вниз, за нижние зубы, а спинка языка выгнута горочкой и стучит по шишечкам (альвеолам). Какая воздушная струя?
Д. - Воздушная струя теплая, короткая (прерывистая). Голосовые связки работают?
Д. - Голосовые связки не работают.
- Ребята, чем отличается артикуляция звуков [т-т’]?
Д. - При произнесении звука [т] кончик языка за верхними зубами, а при произнесении звука [т’] за нижними.
Л. - Хорошо. А кто сможет определить и назвать чем отличаются по артикуляции звуки [д-д’] и [т-т’]?
Д. - При произнесении звуков [д-д’] голосовые связки работают, а при произнесении звуков [т-т’] не работают.
6. Характеристика звука.
Л. - Ребята, дадим характеристику звуков, работаем у доски и в тетрадях.
(Обучающиеся у доски и в тетрадях записывают характеристику звуков, на доске появляется запись: [д-д’] - согл., звон., тв.-мягк. [т-т’] – согл., глух., тв.-мягк.)
Л. - Чем отличаются звуки [д-д’] - [т-т’]?
Д. - Звуки [д-д’] - звонкие, а звуки [т-т’] – глухие.
7. Развитие фонематического слуха.
Л. - Поиграем в игру “Поймай звук”, приготовили ладошки. Хлопаем, если услышим звуки [т - т'], топаем, если звуки [д - д'].
В звуках: д',т,т',т,д,т,д',д,т',т,т',д.
В слогах: ат, ти, ди, ту, да, ат.
В словах: дачка – тачка, том – дом, день – тень, дело – тело, уточка – удочка, кадушка – катушка.
8. Физминутка.
9. Связь звука с буквой.
Л. - Скажите, чем звуки отличаются от букв?
Д. - Звуки слышим, произносим. Буквы видим и пишем.
Л. - Какой буквой на письме обозначаются звуки [д-д’]?
Сколько элементов в заглавной букве “дэ”?
Сколько элементов в строчной букве?
В каких других буквах встречаются элементы строчной буквы “дэ”?
Какой буквой на письме обозначаются звуки [т-т’]?
Сколько элементов в заглавной букве “тэ”?
На какие другие буквы похожа заглавная буква “тэ”?
Сколько элементов в строчной букве?
В каких других буквах встречаются элементы строчной буквы “тэ”?
(Обучающимся раздаются карточки)
Л. - Ребята, найдите на листочках буквы “те” и “де”, обведите их.
Сколько букв нашли?
10. Дифференциация в слогах.
Л. - Читаем слоги. (Логопед вывешивает на доску слоговые дорожки)
Л. - “Немой диктант” - я показываю слог, а вы его записываете в тетрадь, будьте внимательны.
11. Дифференциация в словах.
Л. - Ребята, посмотрите на доску и назовите что изображено на картинках. (Презентация 1)
Из первых звуков этих слов нужно составить новое слово. Какое получилось слово?
Л. - Какие овощи вы знаете? (Презентация 2)
Л. - Ребята, нам надо сходить на базар за овощами, овощи будем складывать в 2 корзинки, посмотрите – в 1 овощи со звуками [д-д’], а во 2 - [т-т’]. Будем делать запись и в тетрадях.
Поделите тетрадь на 2 столбика. В первый столбик, какие слова будете записывать?
Д. - В первый столбик слова со звуками [д-д’], а во 2 - [т-т’].
(Работаем у интерактивной доски, распределяя картинки с овощами по корзинкам, и параллельно ведем запись слов у доски и в тетрадях)
12. Дифференциация в словосочетаниях.
Л. - Ребята, прочитайте словосочетания на доске, правильно ли они составлены? Что не так?
(На доске карточка)
ароматный тыква сочное помидор вареная картофель горький редька |
Л. - Исправьте окончания в словосочетаниях и объясните. Запишите по 1 словосочетанию на изучаемые звуки.
13. Дифференциация в предложениях.
Л. - У вас на партах есть карточки со словами, из них нужно составить предложения. (Обучающиеся работают над составлением предложений, а логопед индивидуально оказывает помощь)
Л. - Запишите свои предложения в тетрадь, зашифруем буквы “тэ” в квадратик, а буквы “дэ” в треугольник.
14. Дифференциация в тексте.
Л. – Ребята, прочитайте текст, что в нем интересного? (На доске текст с пропущенными буквами)
Растут овощи на огоро…е и думают, что будет с ними когда они созреют. Капус…а решила, что её лис…ья раскрасят золо…ой краской, и она будет ра…овать лю…ей необыкновенной красо…ой. …ыква думала, что из неё сделают красивую шка…улку. А вот поми…ор хотел стать самым вкусным салатом. Осенью собрали все овощи. Из капус…ы сварили борщ, из …ыквы – вкусный …жем, а поми…оры засолили на зиму. |
Д. - В тексте пропущены буквы “тэ” и “дэ”.
Л. - Читаем текст и вставляем нужную букву.
О чем прочитали, давайте перескажем.
15. Итог.
Л. - Ребята, о каких звуках мы говорили на уроке?
Чем отличаются эти звуки по артикуляции?
Вспомним характеристику звуков?
Какие слова со звуками [д-д’] запомнили?
Какие слова со звуками [т-т’] запомнили?
Давайте скажем, чему учились на уроке. (Обучающиеся по схеме целеполагания называют чему научились)
Какие задания вызвали затруднения? Оцените свою работу на уроке.