Цели:
- уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми следует определять принадлежность слова к той или иной части речи на примере “конфликтных” слов, расширить представление о значении глаголов в речи;
- развивать мыслительную деятельность учащихся (умения делать выводы и умозаключения), коммуникативные способности;
- формировать интерес к изучению русского языка, умения сотрудничать друг с другом.
Оборудование:
- учебник русского языка “К тайнам нашего языка” 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, тетрадь- задачник 2 часть;
- интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой учащихся.
- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Какое настроение нужно, чтобы урок получился удачным? Давайте подарим улыбки друг другу и гостям.
2. Девиз урока.
- Что ещё пригодится для активной работы на уроке? Правильно, девиз:
“Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!”
Сегодня на уроке мы будем: думать, рассуждать, слушать, наблюдать, доказывать, писать.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Повторение изученного о частях речи.
- Послушайте и скажите, о чём пойдёт речь?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят здания,
И рожь в полях растёт. (О глаголе)
- А какая часть речи, помогая глаголу, делает нашу речь понятной?
(Имя существительное).
- Что такое глагол?
- Что такое имя существительное?
- Могут ли глаголы и имена существительные изменяться?
- Давайте изменим глаголы по временам, а существительные по падежам.
2. Работа в группах.
- Вспомним правила работы в группе (выбрать выступающего, уметь выслушать товарища, принять общее решение).
1 группа получает карточку с заданием изменить имя существительное цветок по падежам. Каждый учащийся в группе вставляет по очереди падеж, вопрос и имя существительное.
2 группа получает задание распределить слова (решаю, решал, буду решать, читаю, читал, прочитаю, лежать, сидеть, бег, ходьба) по временам:
Настоящее время – что делаю?:
Прошедшее время - что делал?:
Будущее время - что буду делать? Что сделаю?:
III. Постановка учебной проблемы.
- Слова какой части речи вы распределили по временам?
- Какие слова остались лишними? Почему?
- Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?
- Давайте посмотрим, как Антон определил части речи, стр. 84.
- Вы согласны с рассуждением Антона?
- С какой проблемой столкнулись?
(Как правильно определить часть речи).
- Действительно, в русском языке есть так называемые “конфликтные” слова. А что такое конфликт? ( Конфликт – это спор, разногласие). У “конфликтных” слов трудно определить часть речи, например: зелень, зеленеть, вечер, вечереть, шум, шуметь.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, как нужно действовать, чтобы правильно определить часть речи и составить памятку- подсказку.
IV. Решение проблемного вопроса.
- Чтобы ответить на наш проблемный вопрос: как определить часть речи, давайте вспомним три особенности, которыми различаются части речи и посмотрим на какую особенность Антон обратил внимание, а на какие - нет?
1. На какой вопрос отвечает слово.
/Фраза прикрепляется на доску.
- Можно ли ошибиться в вопросе? (Можно.)
- Обратил на эту особенность внимание Антон? (Нет).
2. Что слово обозначает?
/Фраза прикрепляется на доску.
- Можно ошибиться в том, что обозначает слово. (Можно.)
Слово может обозначать действие, например: бег, ходьба, но не быть глаголом и наоборот. Ошибся Антон? (Да).
- Сможем ли по этим двум особенностям верно определить часть речи у “конфликтных” слов? (Нет).
- Какая особенность поможет нам найти правильное решение. Что же ещё мы можем определить у слова?(Как оно изменяется.)
3. Как может изменяться слово.
/Фраза прикрепляется на доску.
- Раньше мы учитывали эту особенность? (Нет).
- Уточним действия, которые нужно выполнять, чтобы правильно определить часть речи, стр.84.
- Вспомним о главных различиях в изменении частей речи, упр. 255.
- Как нужно попробовать изменить слово, чтобы решить, глагол это или имя?
( Если глагол, по временам, если имя по падежам.)
-А имя существительное или имя прилагательное?
(Если имя существительное, то по родам не изменяется, если имя прилагательное - изменяется.)
V. Применение новых знаний на практике.
1. Выполнение упражнения.
- Давайте на примере “конфликтных” слов уточним, важны ли три особенности, по которым можно точно решить, какой частью речи является слово.
- Откройте тетради, запишите число.
- Выполним упражнение 256. Запишите в столбик слова, выделенные в названии этой части учебника, которые поставили нас перед проблемой, узнай, как можно изменить слова: по падежам и по временам. Напиши свой ответ рядом со словом, укажи часть речи.
лежать – по временам, глагол
сидеть – по временам, глагол
бег – по падежам, имя существительное
ходьба – по падежам, имя существительное
- Сравним наши ответы с ответами Антона. Они такие же?
- Так важна ли третья особенность?
2. Работа над составлением памятки.
- Продолжим составление памятки. Допишите недостающие этапы памятки.
- на какой вопрос отвечает слово;
- что слово обозначает;
- как может изменяться:
по временам? глагол
по падежам? имя
изменяется ли по родам?
нет - имя существительное
да - имя прилагательное
VI. Развитие умения применять новые знания на практике.
- А теперь применим наши знания на практике, работая в парах с “конфликтными” словами. Не забывайте о памятке.
Парам 1 ряда даются слова - любовь, тревога, радость, защита, память, мир. Подберите глаголы.
Парам второго ряда даются слова – ненавидеть, печалиться, успокаиваться, нападать, забывать, ссориться. Подберите имена существительные. Запишите в тетрадях пары слов.
На интерактивной доске при проверке над парами слов 1 ряда появляется солнышко, поляна с цветами.
- Эти действия мы должны совершать, для того, чтобы быть чуткими и внимательными ко всему живому в природе, к родителям, друзьям.
На интерактивной доске при проверке над парами слов 2 ряда появляется туча и дождик.
- От этих действий на душе человека становится мрачно, тоскливо, поэтому я хочу чтобы вы не совершали такие поступки. Не зря говорят: “Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё лучшее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека”. Помните об этом.
VII. Итог урока.
- Какую проблему мы поставили в начале урока? (Как правильно определять части речи).
- Как решили эту проблему? (Составили памятку по определению частей речи).
VIII. Домашнее задание.
Упр. 258, памятка, индивидуальные задания по карточкам.
IX. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.
- Ребята, у кого осталось хорошее настроение? Следовали мы девизу урока?
(Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь.)
- Оцените свою работу на уроке на лесенке знаний:
- зелёный цвет - кто при изучении темы получил прочные знания и не допустил ошибок;
- жёлтый цвет – кто имеет хорошие знания, иногда допускал ошибки;
- красный цвет – кто испытывал трудности при выполнении заданий.
Учитель оценивает деятельность детей на уроке.
- На уроках русского языка мало уметь писать, надо уметь думать!
Спасибо за урок!