"Как отличить глагол от других частей речи?" 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми следует определять принадлежность слова к той или иной части речи на примере “конфликтных” слов, расширить представление о значении глаголов в речи;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся (умения делать выводы и умозаключения), коммуникативные способности;
  • формировать интерес к изучению русского языка, умения сотрудничать друг с другом.

Оборудование:

  • учебник русского языка “К тайнам нашего языка” 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, тетрадь- задачник 2 часть;
  • интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой учащихся.

- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Какое настроение нужно, чтобы урок получился удачным? Давайте подарим улыбки друг другу и гостям.

2. Девиз урока.

- Что ещё пригодится для активной работы на уроке? Правильно, девиз:

“Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!”

Сегодня на уроке мы будем: думать, рассуждать, слушать, наблюдать, доказывать, писать.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Повторение изученного о частях речи.

- Послушайте и скажите, о чём пойдёт речь?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят здания,

И рожь в полях растёт. (О глаголе)

- А какая часть речи, помогая глаголу, делает нашу речь понятной?

(Имя существительное).

- Что такое глагол?

- Что такое имя существительное?

- Могут ли глаголы и имена существительные изменяться?

- Давайте изменим глаголы по временам, а существительные по падежам.

2. Работа в группах.

- Вспомним правила работы в группе (выбрать выступающего, уметь выслушать товарища, принять общее решение).

1 группа получает карточку с заданием изменить имя существительное цветок по падежам. Каждый учащийся в группе вставляет по очереди падеж, вопрос и имя существительное.

2 группа получает задание распределить слова (решаю, решал, буду решать, читаю, читал, прочитаю, лежать, сидеть, бег, ходьба) по временам:

Настоящее время – что делаю?:

Прошедшее время - что делал?:

Будущее время - что буду делать? Что сделаю?:

III. Постановка учебной проблемы.

- Слова какой части речи вы распределили по временам?

- Какие слова остались лишними? Почему?

- Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?

- Давайте посмотрим, как Антон определил части речи, стр. 84.

- Вы согласны с рассуждением Антона?

- С какой проблемой столкнулись?

(Как правильно определить часть речи).

- Действительно, в русском языке есть так называемые “конфликтные” слова. А что такое конфликт? ( Конфликт – это спор, разногласие). У “конфликтных” слов трудно определить часть речи, например: зелень, зеленеть, вечер, вечереть, шум, шуметь.

- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, как нужно действовать, чтобы правильно определить часть речи и составить памятку- подсказку.

IV. Решение проблемного вопроса.

- Чтобы ответить на наш проблемный вопрос: как определить часть речи, давайте вспомним три особенности, которыми различаются части речи и посмотрим на какую особенность Антон обратил внимание, а на какие - нет?

1. На какой вопрос отвечает слово.

/Фраза прикрепляется на доску.

- Можно ли ошибиться в вопросе? (Можно.)

- Обратил на эту особенность внимание Антон? (Нет).

2. Что слово обозначает?

/Фраза прикрепляется на доску.

- Можно ошибиться в том, что обозначает слово. (Можно.)

Слово может обозначать действие, например: бег, ходьба, но не быть глаголом и наоборот. Ошибся Антон? (Да).

- Сможем ли по этим двум особенностям верно определить часть речи у “конфликтных” слов? (Нет).

- Какая особенность поможет нам найти правильное решение. Что же ещё мы можем определить у слова?(Как оно изменяется.)

3. Как может изменяться слово.

/Фраза прикрепляется на доску.

- Раньше мы учитывали эту особенность? (Нет).

- Уточним действия, которые нужно выполнять, чтобы правильно определить часть речи, стр.84.

- Вспомним о главных различиях в изменении частей речи, упр. 255.

- Как нужно попробовать изменить слово, чтобы решить, глагол это или имя?

( Если глагол, по временам, если имя по падежам.)

-А имя существительное или имя прилагательное?

(Если имя существительное, то по родам не изменяется, если имя прилагательное - изменяется.)

V. Применение новых знаний на практике.

1. Выполнение упражнения.

- Давайте на примере “конфликтных” слов уточним, важны ли три особенности, по которым можно точно решить, какой частью речи является слово.

- Откройте тетради, запишите число.

- Выполним упражнение 256. Запишите в столбик слова, выделенные в названии этой части учебника, которые поставили нас перед проблемой, узнай, как можно изменить слова: по падежам и по временам. Напиши свой ответ рядом со словом, укажи часть речи.

лежать – по временам, глагол

сидеть – по временам, глагол

бег – по падежам, имя существительное

ходьба – по падежам, имя существительное

- Сравним наши ответы с ответами Антона. Они такие же?

- Так важна ли третья особенность?

2. Работа над составлением памятки.

- Продолжим составление памятки. Допишите недостающие этапы памятки.

  • на какой вопрос отвечает слово;
  • что слово обозначает;
  • как может изменяться:

по временам? глагол

по падежам?  имя

изменяется ли по родам?

нет - имя существительное

да - имя прилагательное

VI. Развитие умения применять новые знания на практике.

- А теперь применим наши знания на практике, работая в парах с “конфликтными” словами. Не забывайте о памятке.

Парам 1 ряда даются слова - любовь, тревога, радость, защита, память, мир. Подберите глаголы.

Парам второго ряда даются слова – ненавидеть, печалиться, успокаиваться, нападать, забывать, ссориться. Подберите имена существительные. Запишите в тетрадях пары слов.

На интерактивной доске при проверке над парами слов 1 ряда появляется солнышко, поляна с цветами.

- Эти действия мы должны совершать, для того, чтобы быть чуткими и внимательными ко всему живому в природе, к родителям, друзьям.

На интерактивной доске при проверке над парами слов 2 ряда появляется туча и дождик.

- От этих действий на душе человека становится мрачно, тоскливо, поэтому я хочу чтобы вы не совершали такие поступки. Не зря говорят: “Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё лучшее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека”. Помните об этом.

VII. Итог урока.

- Какую проблему мы поставили в начале урока? (Как правильно определять части речи).

- Как решили эту проблему? (Составили памятку по определению частей речи).

VIII. Домашнее задание.

Упр. 258, памятка, индивидуальные задания по карточкам.

IX. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

- Ребята, у кого осталось хорошее настроение? Следовали мы девизу урока?

(Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь.)

- Оцените свою работу на уроке на лесенке знаний:

  • зелёный цвет - кто при изучении темы получил прочные знания и не допустил ошибок;
  • жёлтый цвет – кто имеет хорошие знания, иногда допускал ошибки;
  • красный цвет – кто испытывал трудности при выполнении заданий.

Учитель оценивает деятельность детей на уроке.

- На уроках русского языка мало уметь писать, надо уметь думать!

Спасибо за урок!