Урок по культуре народов Ямала "Леонид Лар ‒ посланец Бога (Нума)"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цели.

1. Знакомить учащихся с ненецким художником – Леонидом Ларом, с его жизнью и творчеством.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде через картины художника Л. Лар.

3. Воспитывать чувство гордости за своего земляка.

Оборудование: Тест, учебники, тетради, презентация “Леонид Лар”, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и темы урока.

Сегодня на уроке заканчиваем изучение главы – творчество. Сейчас проведём тестирование по пройденным темам, затем начнём изучение главы, которая называется – мастера. В этой главе вы познакомитесь с ненецкими художниками, с мастерами по декоративно – прикладному творчеству, с певцами и с единственным ненецким композитором – С.Н. Няруй, с танцевальными и хоровыми национальными ансамблями нашего округа. А сегодня я познакомлю вас с ненецким художником – Леонидом Алексеевичем Лар.

3. Проверка домашнего задания – необходимо выбрать правильный ответ.

Тест

1. Изделия из какого материала самые прочные?

а) из дерева;

б) из глины;

в) из бересты.

2. Как называются изделия из глины?

а)гранит;

б)керамика;

в) мрамор.

3. Для прочности керамическую посуду

а) сушили на солнце;

б) охлаждали на морозе;

в) обжигали в печах.

4. Что такое орнамент?

а) узор из одинаковых повторяющихся элементов;

б) узор из предметов;

в) узор из растительности.

5. Для чего раньше служил орнамент?

а) украшение;

б) оберег от нечистых сил;

в) знак принадлежности.

6. Какую часть одежды орнаментировали?

а) капюшон;

б) все отверстия на одежде;

в) спинку одежды.

7. Когда наносился узор на керамическое изделие?

а) когда изделие сухое;

б) когда изделие сырое.

8. Что изготавливают из бересты?

а) посуду;

б) одежду;

в) нарты.

9. Бисерное шитьё появилось

а) в советское время;

б) северяне сами научились делать бисер;

в) когда голландские и русские купцы завезли стеклянные бусины.

4. Новый материал

- Открыли тетради, запишите число.

Тема нашего урока – Леонид Лар – посланец Бога (Нума).

а) Беседа о ненецком Боге (Нуме).

- Скажите, пожалуйста, кто такой Нум’? (Это верховный бог ненецкого народа)

- Где он живёт? (Он живёт в верхнем мире, на небе)

- Чем он занимается? (Он создатель всего живого на земле)

- Да, действительно Нум – это верховное божество. Которое живёт за семью слоями неба, он создал землю, и всё живое на земле. По мифологии ненцев он и теперь там, смотрит на нас и следит за всеми, он даже знает наши мысли.

В конце урока, посмотрев презентацию и услышав рассказ о художнике и увидев его картины, сделаете вывод – чему учат картины художника.

б) Рассказ о Л. Лар и о его творчестве.

(Слайд 1). Презентация

Леонид Алексеевич Лар – ненецкий художник. Он наш земляк, потому что он родился в посёлке Салемал Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Рано, в два месяца остался без матери. Выросший в чуме, и на необозримых просторах тундры, Леонид, как и многие его сородичи, рано привык к самостоятельности, к особому, проницательному и в то же время созерцательному взгляду на окружающий его мир. Уже в детстве он заинтересовался историей своего народа, его древней верой, тайнами шаманства. Мальчику хотелось, чтобы причудливые, таинственные образы ненецких легенд и сказок можно было увидеть, чтобы на них можно было взглянуть. И он решил стать художником.

Учился в Яр-Сале; до сего дня благодарен своему первому учителю живописи – и поэту Геннадию Алексеевичу Пуйко. Он – Геннадий Пуйко заметил одарённого мальчика и направил его в Московскую среднюю художественную школу, затем учился в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.

После окончания института в 1980 году работал художником в Тюмени. Потом уехал в Салехард, где до 1998 года преподавал в училище культуры и искусств имени Леонида Васильевича Лапцуя.

(Слайд 2)

В 80-е годы Леонид Лар создаёт огромное количество пейзажей. Эти картины с видами природы посвящены различным временам года в тундре.

(Слайд 3)

Перед зрителями открываются бескрайние равнины земли то с весенними проталинами, то с зацветающим цветочным ковром.

(Слайд 4)

Лар учит видеть красоту этих скупых и суровых мест.

(Слайд 5)

В конце 80-х годов Леонид Лар написал несколько картин. Мы видим обширные пространства тундры, далёкий горизонт, но на переднем плане художник изображает фигуры людей в национальных одеждах.

(Слайд 6)

В картинах Лар старается передать национальный тип, его интересуют этнические черты. Лар обращает внимание на разрез глаз. Тёмные как смоль волосы, овал лица.

(Слайды 7)

(Запись в тетради - Л. Лар пишет пейзажи и портреты северян, занимается изучением мифологии и легенд родного края).

(Слайд 8)

Изучение мифологии и легенд родного края повлияло, на то, что Лар стал ещё ученым. Он занялся исследованием истории и этнографии ненцев. Более всего его интересовала религия народа. На эту тему написано у него очень много картин. Вот несколько из них. Названия картин прошу записывать в тетради.

(Слайд 9)

Работа “Мяд’ пухуча” посвящена Хозяйке чума, покровительнице семейного очага, благополучия, деторождения. Мяд’ пухуча - это образ прародительницы рода. Древние легенды рисуют её земной богиней. Священное изображение Мяд’ пухуча передают из поколения в поколение как домашнюю святыню, как талисман благополучия. По количеству одежд на ней можно определить её возраст и число родившихся в этой семье детей. Идол Мяд’пухуча достигает иногда размеров человека среднего роста.

(Слайд 10)

В картине “Глаза Нума” передана вера людей в Высшую силу – в бога Нума. Имя Нума без надобности не называется. Обычные люди не тревожат его своими просьбами. Только шаман Верхнего мира имеет связь с Нумом. Через шамана люди передают богу свои просьбы и пожелания. Ненцы считают, что Нум всевидящий и вездесущий. Рядом с Глазами Великого духа мы видим его помощников – Миколу Мутратна, Яв’ мал Вэсако и других небесных духов. Они помогают шаману донести до Нума просьбы людей и предотвратить беды, посылаемые злыми духами. Но главной фигурой этой картины является шаман Верхнего мира – выдундана.

(Слайды 11, 12)

Полотно “Ид” Ерв” удачно передаёт атмосферу жертвоприношения духу-хозяину воды, покровителю рыбаков. От него зависит удача в рыбном промысле. Каждую весну перед рыбным промыслом ненцы приносят ему жертву, чтобы улов был богатым. С детских лет ненца приучают бережно относиться к воде, так как от неё зависит жизнь людей в тундре. Детям рассказывают о хозяине воды как о божестве, которому подчиняются все речки и озёра. Если обидеть хозяина воды Ид’Ерв, то он превратит питьевую воду в болото. Нельзя кидать мусор, плевать в воду, мутить её без надобности, играть водой и т. д.

На картине “Я’Мал не” перед нами богиня Среднего мира, покровительница земли Ямал, очень почитаемая на Ямале. В основном ей поклоняются женщины. Во время жертвоприношений к Я’мал не обращаются с просьбами о покровительстве, здоровье и т.д. Святилище Я’Мал не находится напротив острова Белый, в конце территории Хэхэ’Сале. Легенды рассказывают, что бог Сэр Ири был когда-то человеком. Поднявшись к богу Нуму, он посватался к его дочери и получил согласие. Они поженились. Вернувшись на землю, Сэр Ири взял себе Белый остров, а жене отдал Ямал. Он попросил её, чтобы она находилась рядом и пребывала постоянно напротив Белого острова, в конце святого места Хэхэ’Сале. С тех пор они и сидят друг против друга.

(Слайд 13)

В работе “шаман из древнего рода Окотэтто” представлен собирательный образ служителя культа. Шаман – значительная фигура в ненецком обществе, он выступает перед могучими богами как заступник за свой народ. По народным представлениям, шаманы спасают людей, изгоняя злых духов. Предупреждая о грядущих бедствиях. Иногда им удаётся даже воскресить мёртвых. Мы видим шамана в момент общения с духами, в позе, говорящей о его полной внутренней сосредоточенности. Кажется, что он не только сам преображён благодаря поддержке духов-помощников, дающих ему силу, но и доставляет эту энергию в наш современный мир. Чем сильнее шаман, тем больше у него помощников. Принадлежности шаманского ритуала имеют сверхъестественную силу, многие детали костюма, подвески, нашивки означают духов-помощников. Пензер-бубен символизирует достоинство и силу шамана, он служит для полётов по мирам вселенной.

(Слайд 14)

В работах Леонида Лара отражена древняя вера людей в могущество богов и тех, кому дана способность общаться с ними. Его картины наполнены глубоким смыслом, философскими раздумьями о взаимосвязи Человека и Природы и в то же время искренни и чисты, согреты тёплым чувством к ненецкому народу. Счастлив художник, если его талант и мастерство черпают силу не только в работе ума, но и в крепнущей с годами любви и уважении к тому, что стало основной темой его творчества.

(Слайд 15)

В настоящее время Леонид Лар живёт и работает в Тобольске. Он читает лекции студентам по истории ненецкого шаманизма. Так несколько дарований соединились в одном человеке. Леонид Лар – и художник, и историк, и этнограф.

(Слайд 16)

5. Работа с учебником

А сейчас открыли учебники на странице 289, и прочитали параграф 75, прочитав этот параграф, ответьте на такой вопрос

- Какова главная мысль этого параграфа? (Ученики отвечают)

6. Домашнее задание

(Слайд 17)

- Прочитать стр. 289–292, ответить на вопросы стр. 292.

7. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Посмотрев картины художника, в целях воспитания, что вы взяли для себя?

Ответы учеников:

- Нельзя засорять окружающую среду.

- Нужно беречь природу.

- Нельзя совершать плохие поступки.

- Сохранять свои традиции, обычаи.

- Нужно уважать традиции других народов.

8. Оценки за урок.