Цели урока.
Обучающие: способствовать формированию умения ставить вопросы нравственно-этического содержания для определения идеи произведения.
Совершенствовать: навык плавного слогового чтения, умение размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль.
Расширять и активизировать словарный запас учащихся.
Развивающие: развивать интерес к чтению, речь, память, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к старшим.
Оборудование: книги В.А.Осеевой, портрет В.Осеевой, мультимедийный проектор, диск с презентацией, учебник “Русская азбука”, карточки с пословицами, карточки с изображением человечков (весёлого и грустного), тексты рассказов В.А.Осеевой.
Ход урока
1. Тренинг настрой.
Прозвенел звонок для нас.
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
2. Актуализация знаний.
а) Работа над дыханием: звукоподражание:
Шум леса – ш – ш – ш
Полет пчелы – з – з – з
Полет жука – ж – ж – ж
Работа насоса – ф – ф – ф
Шарик лопнул – пыш – пыш – пыш
Бег лошадки – цок – цок – цок
Дети вдыхают аромат цветка.
б) Упражнение со скороговоркой:
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
(Медленное чтение, убыстряя темп, грустно, весело)
в) Упражнение с анаграммами.
- Расшифруйте слова, которые встретятся нам в рассказе.
Ааткрел (тарелка)
Качаш (чашка)
Ченьепе (печенье)
- Найдите “лишнее” слово.
- “Печенье” - так назвала своё произведение замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева.
3. Работа по усвоению новых знаний.
а) Беседа об авторе.
- Посмотрите внимательно на портрет писательницы. Скажите, что вы думаете о ней.
- Что вы хотите узнать о В. Осеевой?
Сообщение учителя о биографии В.А.Осееевой.
Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание -воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка “Рыжий кот”. “Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной” - такой запомнили её друзья. (Дети рассматривают книги В.Осеевой).
Прочитайте девиз нашего урока: “Мало уметь читать, надо уметь думать”.
- А, вы, знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: “Мало уметь читать, надо уметь думать”.
Сообщение темы урока.
Предположение.
- Как вы думаете, о чем может быть произведение с таким названием?
Постановка учебной задачи.
- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос “Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?”.
4. Работа с текстом
1. Первичное восприятие произведения.
Учитель: Читает до “Миша ... посмотрел на маму”.
Предположение.
- А что же мама?... А бабушка?...
' Дочитывание текста.
Проверка предположения.
2. Первичная проверка восприятия.
- Кто герои рассказа?
- Как можно назвать их одним словом? (Семья)
- Нравится вам такая семья?
- Поделитесь своими впечатлениями.
5. Физкультминутка.
6. Работа с текстом по учебнику (с выборочным чтением).
1) Повторное чтение и анализ прочитанного.
1-я часть (1-ый абзац)
- Где происходит действие?
- Зачем собралась семья? (Чаепитие)
- Для кого мама испекла сласти?
- Кто это “все” уселись за стол?
Покажите, какое настроение у вас после прочтения этой части? Почему?
2-я часть (диалог)
- С какими словами обратился Миша к бабушке?
- Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему? Покажите ваше настроение.
- Прочитать, как начался и как закончился вечерний чай для всей семьи?
- Прочитайте самые весёлые строки? Самые грустные строки?
- Какие вопросы вы задали бы ребятам? Маме? Бабушке?
- Какими показались вам Вова и Миша?
- Как они поступили: правильно или нет? Дадим им характеристику.
Вывод: значит, оба эти мальчика поступили неправильно, и поступки их отрицательные.
- Кто из вас поступает так же?
- А как поступили бы вы?
7. Работа по развитию речи.
- Прочитать последнюю часть и придумать продолжение.
8. Обобщение
1. Работа над идеей произведения.
Ответим на поставленный вопрос в начале урока: “Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?”.
- Можно ли назвать её поучительной? Почему?
2. Работа с пословицами.
Прочитайте пословицы.
- Что они отражают? (Почитание к старшим, в первую очередь к родителям)
- Какие слова можно подобрать для описания крепкой семьи?
Красив тот, кто красиво поступает.
Кто свою мать уважает, тот чужую не обижает.
Семья — ключ к счастью.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
9. Рефлексия. Подведём итог урока.
- Какое произведение читали? Понравилось?
- Кто автор?
- Чему учились?
Вывод.
Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются и взрослые и дети.
- Какое у вас настроение от урока? Что вам понравилось?
- Что хотели бы пожелать?
Оценка работы (с помощью сигнальных карточек).
10. Домашнее задание.
Детям раздаются тексты рассказов В.А.Осеевой.