Урок обучения грамоте "В.А. Осеева "Печенье". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока.

Обучающие: способствовать формированию умения ставить вопросы нравственно-этического содержания для определения идеи произведения.

Совершенствовать: навык плавного слогового чтения, умение размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль.

Расширять и активизировать словарный запас учащихся.

Развивающие: развивать интерес к чтению, речь, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к старшим.

Оборудование: книги В.А.Осеевой, портрет В.Осеевой, мультимедийный проектор, диск с презентацией, учебник “Русская азбука”, карточки с пословицами, карточки с изображением человечков (весёлого и грустного), тексты рассказов В.А.Осеевой.

Ход урока

1. Тренинг настрой.

Прозвенел звонок для нас.
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.

2. Актуализация знаний.

а) Работа над дыханием: звукоподражание:

Шум леса – ш – ш – ш

Полет пчелы – з – з – з

Полет жука – ж – ж – ж

Работа насоса – ф – ф – ф

Шарик лопнул – пыш – пыш – пыш

Бег лошадки – цок – цок – цок

Дети вдыхают аромат цветка.

б) Упражнение со скороговоркой:

Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.

(Медленное чтение, убыстряя темп, грустно, весело)

в) Упражнение с анаграммами.

- Расшифруйте слова, которые встретятся нам в рассказе.

Ааткрел (тарелка)

Качаш (чашка)

Ченьепе (печенье)

- Найдите “лишнее” слово.

- “Печенье” - так назвала своё произведение замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева.

3. Работа по усвоению новых знаний.

а) Беседа об авторе.

- Посмотрите внимательно на портрет писательницы. Скажите, что вы думаете о ней.

- Что вы хотите узнать о В. Осеевой?

Сообщение учителя о биографии В.А.Осееевой.

Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание -воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка “Рыжий кот”. “Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной” - такой запомнили её друзья. (Дети рассматривают книги В.Осеевой).

Прочитайте девиз нашего урока: “Мало уметь читать, надо уметь думать”.

- А, вы, знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: “Мало уметь читать, надо уметь думать”.

Сообщение темы урока.

Предположение.

- Как вы думаете, о чем может быть произведение с таким названием?

Постановка учебной задачи.

- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос “Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?”.

4. Работа с текстом

1. Первичное восприятие произведения.

Учитель: Читает до “Миша ... посмотрел на маму”.

Предположение.

- А что же мама?... А бабушка?...

' Дочитывание текста.

Проверка предположения.

2. Первичная проверка восприятия.

  • Кто герои рассказа?
  • Как можно назвать их одним словом? (Семья)
  • Нравится вам такая семья?
  • Поделитесь своими впечатлениями.

5. Физкультминутка.

6. Работа с текстом по учебнику (с выборочным чтением).

1) Повторное чтение и анализ прочитанного.

1-я часть (1-ый абзац)

- Где происходит действие?

  • Зачем собралась семья? (Чаепитие)
  • Для кого мама испекла сласти?
  • Кто это “все” уселись за стол?

Покажите, какое настроение у вас после прочтения этой части? Почему?

2-я часть (диалог)

  • С какими словами обратился Миша к бабушке?
  • Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему? Покажите ваше настроение.
  • Прочитать, как начался и как закончился вечерний чай для всей семьи?
  • Прочитайте самые весёлые строки? Самые грустные строки?
  • Какие вопросы вы задали бы ребятам? Маме? Бабушке?
  • Какими показались вам Вова и Миша?
  • Как они поступили: правильно или нет? Дадим им характеристику.

Вывод: значит, оба эти мальчика поступили неправильно, и поступки их отрицательные.

  • Кто из вас поступает так же?
  • А как поступили бы вы?

7. Работа по развитию речи.

- Прочитать последнюю часть и придумать продолжение.

8. Обобщение

1. Работа над идеей произведения.

Ответим на поставленный вопрос в начале урока: “Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?”.

- Можно ли назвать её поучительной? Почему?

2. Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы.

- Что они отражают? (Почитание к старшим, в первую очередь к родителям)

- Какие слова можно подобрать для описания крепкой семьи?

Красив тот, кто красиво поступает.

Кто свою мать уважает, тот чужую не обижает.

Семья — ключ к счастью.

Не надобен клад, коли в семье лад.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

9. Рефлексия. Подведём итог урока.

  • Какое произведение читали? Понравилось?
  • Кто автор?
  • Чему учились?

Вывод.

Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются и взрослые и дети.

- Какое у вас настроение от урока? Что вам понравилось?

- Что хотели бы пожелать?

Оценка работы (с помощью сигнальных карточек).

10. Домашнее задание.

Детям раздаются тексты рассказов В.А.Осеевой.