Тема: Упражнение в определении склонения имен существительных
Цель: Совершенствование умения определять склонение существительных
Ход урока
На доске эпиграф:
«Нет силы более могучей,
чем знание: человек,
вооруженный знанием, –
непобедим»
А.М. Горький
1. Жужжащее чтение (3 мин)
Орг. момент
Откройте тетрадку, отгадайте загадку.
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало.
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)
Запись числа, слов «Классная работа».
2. Сообщение учителем темы, цели урока
«Сегодня наш урок будет проходить в форме КВН. А участниками КВН будете вы, ребята! Дорогие и уважаемые гости – жюри»
- Как называется изменение окончаний существительных по падежам? (склонением)
- Какого склонения бывают существительные? (1 скл., 2 скл., 3 скл.)
3. Разминка «Угадай название своей команды»
1) К какому склонению относятся существительные м.р. и ж.р.?
-а -я
(сущ. 1 скл.)
2) К какому склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р.?
-о -е
(сущ. 2 скл.)
3) К какому склонению относятся существительные ж.р. с ь на конце?
(сущ. 3 скл.)
4. На доске:
П.п., 3 скл.
Н…п…сал в т…тради,
И.п.,1 скл.
Л…сная ст…ро…ка,
Д.п., 2 скл.
Пр…х…дил по …г…роду.
Из каждой команды выходит по 1 ученику, который должен найти свое словосочетание, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, определить падеж и склонение существительных.
5. Помогите прочитать «странное письмо»
(К данным схемам дети придумывают существительные)
Запись в тетради и 1 ученик у доски.
1 скл. |
2 скл. |
1 скл. |
1 скл. |
чашка |
снежок |
сестра |
побелка |
6. Развитие речи.
На доске:
Белка …
Метель…
Гнездо…
Ветер…
Мороз…
Хвост…
Непогода…
Кладовая…
Шишка…
К данным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте текст, озаглавьте его.
7. Комментированное письмо, у доски 1 ученик.
|
И.п., 1 скл. |
В.п., 2 скл. |
|
Т.п., 2 скл. |
Забралась |
белка |
в гнездо, |
прикрылась пушистым |
хвостиком. |
8. Можем мы диктант писать на «4» и «5» . «Цепочка слов»
От данного существительного надо образовать следующее так, чтобы оно начиналось с последней буквы предыдущего.
Картинка с изображением березы |
Картинка с изображением трактора |
Картинка с изображением ученика |
1 команда |
2 команда |
3 команда |
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Берёза |
Трактор |
Ученик |
Составьте предложение со своим существительным.
9. Комментированное письмо у доски.
И.п., 1 скл. |
|
В.п., 2 скл. |
|
В.п., 1 скл. |
В.п., 1 скл. |
Вася |
побежал |
в сад |
и повесил на большую |
березу |
кормушку. |
- Ребята, а вы заботитесь о птицах? (Ответы детей)
- Как вы заботитесь?
- Надо ли это делать?
- Кто чем поет? Зачем птицы поют?
- Вы можете узнать из этой книги. (Учитель выставляет книгу)
10. Игра «Найди свое ведерко»
1 команда – сущ. 1 скл.
2 команда – сущ. 2 скл.
3 команда – сущ. 3 скл.
11. Жюри подводит итоги, а дети исполняют песню «Серьезный разговор», муз. Н.Прокудина, слова О.Высотской.
12. Итог урока. Жюри вручает каждому ученику удостоверение «Юного знатока грамматики»