Упражнение в определении склонения имен существительных

Разделы: Начальная школа


Тема: Упражнение в определении склонения имен существительных

Цель: Совершенствование умения определять склонение существительных

Ход урока

На доске эпиграф:

«Нет силы более могучей,
чем знание: человек,
вооруженный знанием, –
непобедим»
А.М. Горький

1. Жужжащее чтение (3 мин)

Орг. момент

Откройте тетрадку, отгадайте загадку.

Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало.
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)

Запись числа, слов «Классная работа».

2. Сообщение учителем темы, цели урока

«Сегодня наш урок будет проходить в форме КВН. А участниками КВН будете вы, ребята! Дорогие и уважаемые гости – жюри»

  1. Как называется изменение окончаний существительных по падежам? (склонением)
  2. Какого склонения бывают существительные? (1 скл., 2 скл., 3 скл.)

3. Разминка «Угадай название своей команды»

1) К какому склонению относятся существительные м.р. и ж.р.?

-а       -я

(сущ. 1 скл.)

2) К какому склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р.?

-о       -е

(сущ. 2 скл.)

3) К какому склонению относятся существительные ж.р. с ь на конце?

(сущ. 3 скл.)

4. На доске:

П.п., 3 скл.

Н…п…сал в т…тради,

И.п.,1 скл.

Л…сная ст…ро…ка,

Д.п., 2 скл.

Пр…х…дил по …г…роду.

Из каждой команды выходит по 1 ученику, который должен найти свое словосочетание, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, определить падеж и склонение существительных.

5. Помогите прочитать «странное письмо»

рис.1

(К данным схемам дети придумывают существительные)

Запись в тетради и 1 ученик у доски.

1 скл.

2 скл.

1 скл.

1 скл.

чашка

снежок

сестра

побелка

6. Развитие речи.

На доске:

Белка …

Метель…

Гнездо…

Ветер…

Мороз…

Хвост…

Непогода…

Кладовая…

Шишка…

К данным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте текст, озаглавьте его.

7. Комментированное  письмо, у доски 1 ученик.

 

И.п., 1 скл.

В.п., 2 скл.

 

Т.п., 2 скл.

Забралась

белка

в гнездо,

прикрылась пушистым  

хвостиком.

8. Можем мы диктант писать на «4» и «5» . «Цепочка слов»

От данного существительного надо образовать следующее так, чтобы оно начиналось с последней буквы предыдущего.

Картинка с изображением березы

Картинка с изображением трактора

Картинка с изображением ученика

1 команда

2 команда

3 команда

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Берёза

Трактор 

Ученик 

 

Составьте предложение со своим существительным.

9. Комментированное  письмо у доски.

И.п., 1 скл.

 

В.п., 2 скл.

 

В.п., 1 скл.

В.п., 1 скл.

Вася

побежал

в сад

и повесил на большую

березу

кормушку.

  • Ребята, а вы заботитесь о птицах? (Ответы детей)
  • Как вы заботитесь?
  • Надо ли это делать?
  • Кто чем поет? Зачем птицы поют?
  • Вы можете узнать из этой книги. (Учитель выставляет книгу)

10. Игра «Найди свое ведерко»

1 команда – сущ. 1 скл.

2 команда – сущ. 2 скл.

3 команда – сущ. 3 скл.

11. Жюри подводит итоги, а дети исполняют песню «Серьезный разговор», муз. Н.Прокудина, слова О.Высотской.

12. Итог урока. Жюри вручает каждому ученику удостоверение «Юного знатока грамматики»