Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Двигательный режим имеет большое значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Двигательная неподвижность ребёнка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей. С 1 по 4 класс – в течение урока ученик может активно работать в течение 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки.

Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками, снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  • объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашнего задания;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения необходимо проводить физкультминутки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осенне-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например, «Часы» – «тик-так» – вправо-влево голову, «Ветер» – движение туловищем вправо-влево плавно, вместе с руками, «Пила» – имитация движения руки при пилении дерева, «Бокс» – имитация ударов правой и левой рукой, «Силач» – руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую.

Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключит внимание с одного вида деятельности на другой.

Детям очень нравятся физкультминутки в стихах:

«Ветер дует нам в лицо, 
Закачалось деревцо,
Деревцо всё выше, выше,
А ребята – тише, тише»

«Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – всем присесть,
Семь, восемь – встать попросим,
Девять, десять – тихо сесть»

«Буратино потянулся, 
Раз – нагнулся, два – нагнулся, 
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать»

«Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела»

На уроках учителя начальной школы используют игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках.

1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать

2. Идёт по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!

3. Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!

4. Руки вытянем вперёд, а потом свои ладошки
Развернём наоборот и похлопаем немножко.

5. Вот идёт по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.

6. В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.

Весёлые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.

Для оздоровления учащихся, облегчения их пребывания в школе можно порекомендовать использование элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности. Вот некоторые приёмы:

– работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют задания: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку, находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.

– использование траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На листе ватмана изображаются цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль) или перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз (над доской, на боковой стене). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя).

При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки учитель прикрепляет желтый листочек и предлагает проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра. А по ходу задания дети читают на плакате короткое стихотворение об  осени.

Можно использовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Веселые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны рассмотреть человечка и повторить его движения.

С этой же целью можно проводить мимические упражнения. Например, на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети копируют их.

В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую позицию – быть одновременно и предметником, и психологом.

Очень часто родители слышат от учителя: «Ваш сын не слышит меня на уроке, не видит учителя в классе». Почему? Оказывается, у каждого человека есть ведущий глаз и ведущее ухо. Ребенок учится одним глазом, второй глаз не ведущий, он помогает первому. Как определить ведущий глаз? Взять лист бумаги с вырезанным посередине кругом диаметром 2-2,5 см. На вытянутых руках учащийся держит этот лист и смотрит в круг учителю в переносицу. Учитель находится от ученика на расстоянии 3 метров. Мы увидим ведущий глаз ребенка: левый или правый.

Очень важно определить ведущий глаз. От этого зависит место посадки ребенка в классе. Все правоглазые дети должны сидеть у окна или на месте первого варианта в среднем ряду. А левоглазые – в среднем ряду и у двери, в третьем ряду.

Слышит нас ребенок тоже одним ухом. Второе дает дальность и направленность слухового восприятия. Как определить ведущее ухо? Очень просто. Дать наручные часы и сказать: «Послушай, как они тикают». Ученик бессознательно подносит их к ведущему уху: левому или правому.

Что еще дает учителю и родителям выявление ведущих уха и глаза? Эта работа помогает понять природу конкретного ребенка, выявить группы риска по тем или иным заболеваниям.

Например, мальчики правый глаз, левое ухо – очень высокий уровень памяти, внимания, учатся легко. Наблюдаются заболевания почек, органов дыхания.

Мальчики левый глаз, левое ухо – учатся тяжелее всех, самые уязвимые дети. Левое ухо очень неустойчиво к шуму, громкому голосу учителя. Из-за шума ребенок начинает нервничать, может даже подняться температура. Заболевания – психоневротические.

Девочки правый глаз, левое ухо – это группа риска по эндокринным заболеваниям. У них повышена масса тела, уязвима щитовидная железа, аллергические реакции. Учатся хорошо, у них художественно-конструктивный тип мышления.              

Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске. (Диаметр – 30 см).

– Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

– Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

– Красный круг активизирует умственные способности для всех видов контроля.

– Зелёный круг – для успокоения, если дети расшумелись.

– Оранжевый цвет – цвет творчества, будит фантазию.

Считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.