Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”;
- научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Развивающие:
- развивать умения анализировать;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: Мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Нарисовать на полях смайлик, отражающий настроение, с которым каждый пришел на урок.
2. Подход к теме
– Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
– Береги меня!
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
– Вы любите играть?
– Но наша игра лингвистическая. Что это значит?
– Представьте, что вы сидите перед телевизором с пультом в руках. Я вам говорю: приставка В. Что вы сделаете?
– А если я скажу: ПЕРЕ?
– А если скажу: ВЫ?
– Почему вы меня хорошо понимали, ведь я называла всего лишь часть слова?
– А какие ещё части слова служат для образования новых слов?
– Теперь вы поняли, что речь на уроке сегодня будет идти о приставке?
– А что такое приставка?
Разминка.
Кто хочет получить «пятёрку»?
Вставьте буквы на месте пропусков.
З…р…ботать, п…т…рять, пр…в…дить, …блупленная, п…дк…чаем, …тдать, п…в…дёшься, п…р…делывать. (+ карточки)
– Обратите внимание на подчёркнутые слова.
– Совпадает ли произношение слова с его написанием.
– Как называются такие фонетические явления?
– Вот поэтому я и предлагаю вам сегодня заняться правописанием приставок.
– Запишите тему урока: «Не так пишем, как слышим».
– Запишите предложение «Если знаешь части слова, ты напишешь их толково». Посмотрите, какое это предложение.
– Нужна ли запятая? Поставьте.
4. Найдите в стихотворениях однокоренные слова, назовите корень. Назовите формы слова?
1 вариант В. Фетисов |
2 вариант С. Погорельский |
– В словах однокоренных лексическое значение одно или разное?
– А в формах слова?
– Обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем – снег– , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.
5. Изучение темы
– Порешаем лингвистические задачи и накопим приставки, которые не изменяются на письме, правописание которых нужно запомнить (записываем в тетрадь).
Задача 1. Запишите по транскрипции слова: отодвинул, отъели. Выделите приставки.
Задача 2. Запишите, раскрывая скобки, слова: (на)яхте, (на)яву, (со)брат, (с)братом, (над)пись, (над)письмом, (без)жалостно, (без)жалости.
– Почему возникло два вида написания слов: слитное и раздельное? Как проверить?
Задача 3. Найдите «лишнее» слово (устно).
Подправить, подойник, поодаль.
Сотрудник, соловей, соединение.
Какое – значение вносит приставка со?
Задача 4. Найдите «спрятавшиеся» приставки в словах: водопровод, сумасшедший, сногсшибательный (устно).
– Что означает последнее слово? Придумайте к нему синонимический ряд. (Удивительный, неожиданный, необычный, исключительный.)
– Что может быть сногсшибательным? (Новость, эффект.)
– Как называются такие прилагательные? (синонимы)
Задача 5. Найдите ошибку в отрывке из школьного сочинения.
Девочка пасла козу и уснула. Девочка спит, а коза всё обедает. (Объедает.)
Задача 6. Придумайте пять слов с разделительным Ъ и запишите их.
– Когда пишется Ъ?
Задача 7. К. Чуковский писал: “Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них.» Какой прием образности, выразительности использует поэт в описании зимы?
Загудят, загуляют снега,
И закружатся вьюг косяки,
Засвистят, разрываясь, из сосняка
Исполинские сквозняки.
(С. Куняев)
(Повтор приставки за- со значением начала действия, повторяется и суффикс -няк- в существительных в безударном положении. Они вызывают иллюзию свиста ветра. Главный приём выразительности – олицетворение.)
Каждая из приставок внесла свой оттенок лексического значения: В – внутрь, Вы – наружу, Над – добавить, При – прибавить, За – начало, До – завершение.
ФИЗМИНУТКА (на слайде зимний пейзаж и звучит музыка Свиридова «Метель», а дети двигаются под музыку).
6. Словарный диктант «Получи пятерку».
Надстроить, подставит, отдалиться, предсказать, оттаять, надпилить, вкладывать, пожать, обтянуть, подметать, заказать, непроизносимый, водопроводный, оборвать, пережить.
7. Взаимопроверка.
8. «Соберите» слово.
Корень мой находится в цене, –
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)
9. Выставление оценок.
Какую оценку вы поставите себе за урок? Учитель комментирует свои оценки.
10. Домашнее задание.
- Посадить дерево (нарисовать дерево с однокоренными словами).
- УПР. 405
- Сочинение «Приставка как значимая часть слова» (выбор). ПРА- ?
11. Выводы. Какие приставки, не изменяемые на письме, мы накопили? Произнесите их вслух.
Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова.
Нарисовать смайлик, отражающий настроение после урока. Учитель тоже рисует свой смайлик на доске.
Благодарность за совместную работу.
Презентация к уроку в Приложении 1.