Логопедическое занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе "Звук С"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: закреплять правильное произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.

Задачи (коррекционно-развивающие):

  • учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова;
  • развивать фонематические представления;
  • учить составлять предложения по опорным картинкам;
  • закреплять умение определять место звука в начале и конце слов;
  • активизировать словарь прилагательных;
  • закреплять умение слушать текст и отвечать на вопросы словами из текста;
  • формировать пространственные представления;
  • совершенствовать слуховую память и слуховое внимание;
  • развивать двигательную координацию и мелкую моторику;
  • укреплять глазодвигательные мышцы.

1. Сегодня мы поиграем с одним звуком. А вот с каким, вы догадайтесь сами. Внимательно слушайте, и все вместе повторяйте за мной:

Са – са – са – под сосной сидит лиса (слайд 2).
Су – су – су – суп собаке я несу (слайд 3).
Сы – сы – сы – встал слонёнок на весы (слайд 4).
Со – со – со – сыплет снег на колесо (слайд 5).
Ас – ас – ас – я пью квас (слайд 6).
Ос – ос – ос – у собаки нос (слайд 7).
Ис – ис – ис – я ем рис (слайд 8).

Какой звук мы чаще всего произносили?

2. Я буду произносить звуки, слова. Хлопните в ладоши, если услышите звук С:

- с, п, к, с, м, с;

- са, ма, ко, со, су, ву, пы, сы;

- сок, кот, мак, слон, лес, коза, коса, мясо, шуба, капуста, шнурок, замок, сапоги, сумка, шкаф.

3. Скажите, правильно ли я говорю, и исправьте мои ошибки:

  • санки – шанки,
  • замокат – самокат,
  • посуда – пошуда,
  • лиса – лиша,
  • рис – риш,
  • суп – щуп,
  • автобус – автобуш,
  • посылка – позылка,
  • осёл – озёл,
  • песок - пезок.

4. Дальше будем мы играть и словечки называть. Вы дружно начинаете слово слогом “СА”, а я словечко заканчивать буду. Посмотрим, какие слова у нас получатся:

СА – молёт,

СА – мовар,

СА – мокат,

СА – рафан,

СА – поги

СА – дик,

СА – лют,

СА – рай,

СА – хар,

СА- лат

Су – харик,

Су – бота,

Су – венир,

Су – мочка,

Су – чок

5. Составьте предложения по двум картинкам. Предложения могут быть небылицами:

собака – сундук (слайд 9),

салют – самолёт (слайд 10),

сорока – сапоги (слайд 11),

санки – стрекоза (слайд 12).

6. А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук С тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова (в клювике или на хвостике птички). Слушайте и проверяйте (слайд 13):

снег, нос, лес, соль, сорока, кокос, квас, сын, абрикос (слова обязательно читаются по порядку).

7. Символ, какого звука вы видите? (насос – слайд 14).

Давайте с вами прочитаем, что нам написал звук С (чтение закрытых (слайд 15) и открытых (слайд 16) слогов по зрительным символам звуков Т.А.Ткаченко).

8. Какое наступило время года? (слайд 17). А как вы узнали, что пришла весна? Конечно же, на небе появилось солнышко. Давайте покажем, как идёт к нам весна (физкультминутка).

9. Солнышко, солнышко, Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Протягивают по очереди руки вперёд. Разводят руки в стороны и прижимают их к груди.
Побежал в саду ручей, Руки вытягивают вперёд и делают волнообразные движения.
Прилетело сто грачей, Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев.
А сугробы тают, тают, Постепенно приседают.
А цветочки подрастают. Поднимаются на носочках и тянуться вверх.

10. Мы так дружно показали приход весны, что даже солнышко спустилось с неба к нам. Но посмотрите, что-то солнышко не весело, что-то голову повесило. Светит тускло, не ярко и совсем не греет. Надо помочь нашему солнышку. Возьмите каждый по солнечному лучику и скажите солнышку ласковые, добрые слова. Солнышко, какое? (рис. 1)

 

От ваших слов солнышко засияло и полилось на землю тепло от его лучей (рис. 2)

11. А сейчас я расскажу вам историю про то, как утята искали солнышко (выкладывание картинок на коврографе).

Раз не вышло на небо солнышко. Залаяла собака, замяукала кошка, заплакала мышка, спряталась курочка, завял цветок. Собрались утята, и пошли искать солнышко.

Спросили утята у дерева, где найти солнышко? Дерево уронило лист. Полетел лист за ветром, а утята побежали за ним.

Видят впереди озеро. А за озером стоит домик.

Сели утята на камешек и задумались. Как туда попасть? А камень зашевелился. Это была старая черепаха. Перевезла черепаха утят через озеро.

Подошли утята к домику, открыли дверь. Стоит в комнате кровать. На ней спит солнышко. Разбудили утята соню и побежали домой.

Умылось солнышко, вытерлось полотенцем и вышло на небо.

Расцвёл цветок. Завиляла хвостом собака. Выгнула спинку кошка. Обрадовалась мышка. Вышла во двор курочка. Засияло всё кругом. Вот так утята нашли солнышко.

С тех пор солнышко спит в кроватке только ночью (рис. 3).

12. Вопросы по тексту:

  1. Что однажды случилось с солнышком?
  2. Как повели себя собака, кошка, мышка, курочка и цветок?
  3. Кто пошёл искать солнышко?
  4. Кто подсказал дорогу утятам?
  5. Куда прилетел лист?
  6. Что стояло за озером?
  7. Кто помог перебраться утятам через озеро?
  8. Что же делало солнышко у себя в домике?
  9. Что произошло, когда солнышко вышло на небо и засияло?

13. Вы хотите поиграть с солнышком? (Дети выполняют задание самостоятельно: две тучки и солнышко у каждого ребёнка; проверяют на слайдах).

Солнышко светит над тучками (слайд 18),

Солнышко справа от тучек (слайд 19),

Солнышко между тучками (слайд 20),

Солнышко спряталось за тучками (слайд 21),

Солнышко засветило под тучками (слайд 22),

Солнышко слева от тучек (слайд 24),

14. Давайте расскажем солнышку, стихотворение, но необычное, а по картинкам (чистоговорка с показом) (слайд 24):

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолёт, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.

15. Спасибо тебе, солнышко, за то, что было с нами.

Пришла пора прощаться – прощаемся с солнцем глазами (зрительная гимнастика) (слайд 25).

Солнышко ты, солнце,
Жёлтенькое донце,
прослеживание глазами за движением солнышка
Блюдечко с косицами,
Огненными спицами.
движение глаз вверх-вниз
Начинаешь нам светить,
Всё торопится ожить:
движение глаз вправо-влево
Паучки, букашки,
Комары и пташки.
частое моргание глазами

Список использованной литературы.

1. Любовь Шайтанова “Стихи о природных явлениях севера” Издана при финансовой поддержке управления образования администрации г.Мончегорска, 2008;

2. Ткаченко Т.А. “Звуки и знаки” // М, 2001;

3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий // СПб, 2006.

4. Смирнова Л.Н. Речевой дидактический материал // М, 2004