Музыкально-театрализованная деятельность детей и ее роль в преодолении речевых нарушений

Разделы: Коррекционная педагогика


«Воспитать ум ребёнка, не привив ему нравственных ценностей, – значит воспитать угрозу для общества», – утверждал Теодор Рузвельт.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения, чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. В душе каждого ребёнка таится желание театрализованной игры. Театрализованная игра активизирует  мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Начиная от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Дети, имеющие проблемы в речевом  развитии, как правило,  испытывают трудности в общении. Соответственно отклонения в развитии речи отражаются и на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферу ребенка, а также обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы.  Дети в коллективной деятельности проявляют свои индивидуальные особенности, что формирует их внутренний мир, помогает в преодолении коммуникативной дезадаптации. По настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито эмоциональное и интеллектуальное начало. К огромному сожалению, в настоящее время, век новых технологий и модернизации большее предпочтение отдается развитию интеллектуальных возможностей, и в меньшей степени эмоциональному, духовному воспитанию.

«Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» Д.Б.Кабалевский.

Несомненно, ребенок, привыкший  выражать свои эмоции с помощью различных видов музыкальной, художественной, театрализованной деятельности, начинает  по – новому рассматривать свое собственное «Я», свое поведение и поведение других, свои взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, родителями. Вот почему возникает необходимость находить такие формы занятий, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятий и так же  активно  участвовать в музыкально– художественном самовыражении. На занятиях ребенок  не просто пассивный слушатель, который только выполняет задания воспитателя, музыкального руководителя, воспитанник должен быть в постоянном творческом поиске, активно взаимодействовать с ребятами и педагогом, проявлять инициативу и самостоятельность. Только такой подход может развить творческое начало. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми благотворно влияет на их внутреннее состояние, эмоционально – личностное благополучие, коррекцию всех психических процессов (внимание, память , воображение, мышление), развитию психофизических способностей (мимики и пантомимики), имеет воспитательное значение. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Как писал Б.М.Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Театрализованная  деятельность детей дошкольного возраста  включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный театр;
  • игры – драматизации;
  • игры – представления (спектакли).

Работу с детьми по театрализованной деятельности мы начинаем с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Как правило, проводим в двух основных формах:

  • специально организованная работа педагога с детьми;
  • нерегламентированный вид деятельности по желанию детей, это свободная игровая деятельность.

Ее основные функции:

  • катарсистическая (освобождение от негативных состояний);
  • регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного психоэмоциональнго состояния, регуляция психосоматических процессов);
  • коммуникативно-рефлексивная (формирование межличностного поведения, самооценки, коррекция нарушений общения).

Принципы:

  • Принцип стимуляции познавательной активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность,  постановка дальней цели;
  • Принцип гуманной направленности – характеризующийся развитием воображения, фантазии;
  • Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать способы действия;
  • Принцип интегративности, который характеризуется связью с другими видами деятельности театрализованной с речевой, художественной, музыкальной и с различными видами исскуства (драматическим, изобразительным);
  • Принцип обучения и творчества, который означает усвоение ребенком знаний, умений и навыков;
  • Принцип креативности, то есть максимальная ориентация ребенка на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности (снятие по возможности всех стрессообразующих факторов).

Цель: Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Создание дополнительных условий  и сопровождение учебного процесса средствами и способами театрализованной деятельности  для развития творческих способностей  детей.

Задачи:

  • Сформировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
  • Развивать интонационную выразительность речи, обогащение и активизация словаря.
  • Воспитывать нравственные качества (дружба, доброта, честность, отзывчивость, смелость).
  • Изучение передового педагогического опыта по данному направлению.
  • Организовать сотрудничество с родителями по данному виду деятельности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень театрального воплощения.

А этому способствуют:

  • элементы костюмов и декорации;
  • музыкальное оформление;
  • наличие кукол для театра, ширма.
  • различные атрибуты, наглядный материал.

Театрализованная деятельность, а именно игры с использованием кукольного театра, игры драматизации (фольклорные), спектакли рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, общение с взрослыми. Через использование театрализованных  игр воспитанники получают много информации об окружающем мире, у них развивается фантазия, воображение, они учатся сочувствовать своим персонажам, сопереживать конкретным ситуациям и событиям, расширяется словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется интонационный диапазон голоса.

Театрализованная деятельность  помогает формированию у воспитанников следующих умений и навыков:

  • разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
  • владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра  (би-ба-бо, плоскостным, теневым,  игрушки, пальчиковым, варежковым, ложковым,  и.т.д.);
  • амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии).

Театральные игры используемые в работе делятся на общеразвивющие и специальные.

Общеразвивающие игры – учат ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память, быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Также они способствуют адаптации детей в коллективе, что в дальнейшем создаст предпосылки для успешного обучения в школе.

Специальные игры – развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все происходящее является вымыслом. К специальным играм относятся упражнения и этюды.  

Это – этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую позу, действие),

этюды на вежливое поведение (умение общаться в различных ситуациях, знакомство, разговор по телефону, просьба, поздравление и пожелания); этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх); этюды по сказкам (для начала необходимо определить характер героя (ленивый, трусливый, добрый, злой, глупый, умный) и сформулировать его речевую характеристику.

Работая над этюдами, развиваются многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение своего партнера.

Также в работе необходимо использовать комплексные ритмические, музыкальные и пластические упражнения и игры, которые способствуют развитию психомоторных способностей дошкольников, формируют свободу и выразительность движений, воображения. К ним относятся

игры и упражнения на развитие двигательных умений и навыков; специальные игры и упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу. Работе над выразительностью жестов, поз, мимики отводится значительное время.

Включение речевых игр и упражнений в работу по театрализованной деятельности имеет немаловажное значение. Дети должны понимать, что речь актера (ребенка) должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем простых жизненных ситуациях. В зависимости от того какая ставиться задача, акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Данные игры – упражнения делятся на три вида:

  • дыхательные и артикуляционные,
  • дикционные и артикуляционные,
  • творческие.

В коррекционной работе с детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный, познавательный интерес, поэтому так велика роль использования стихов в театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию голосового аппарата.  Стихи носят не только тренировочный характер, но и очень нравятся детям, особенно диалогические. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается и общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Самое главное в театрализованной деятельности  это работа над спектаклем, когда дети уже вооружены определенными способностями, знаниями, умениями и навыками. Создание спектакля – очень полезное и увлекательное занятие не только для ребенка, но и для взрослого. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая преодолеть им определенные трудности в общении. Как правило,  материалом для сценического воплощения служат сказки, которые активизирующее воздействуют, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным и  нравственно-педагогическим потенциалом.

При работе над спектаклем формируются такие качества личности как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение; активность – способность быть инициативным в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором способов общения и поведения.

Работа в данном направлении по театрализованной деятельности повышает эффективность, музыкального и  творческого развития способностей дошкольников и их психокоррекции задержки речевого развития за счет комплексного эффективно-коммуникативного воздействия. Это поможет лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания. Дети станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого.