Цели урока:
- ввести правило сложения и вычитания десятичных дробей;
- сформировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
- развитие логического мышления, математической речи;
- развитие навыков работы в парах.
Оборудование и дидактический материал: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для парной работы учащихся, фрагмент фильма “ В стране невыученных уроков”
Ход урока
I. Этап актуализации знаний:
1. Прочитайте числа и уравняйте количество знаков после запятой
0,2; 64,73; 8,09; 0,525; 14,008. (Cлайд 1. Презентация)
2. Выразите 8,3 дм в см, 7,62 м в см, 2,7 см в мм, (Cлайд 2)
3. Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, большее 5,2 и меньшее 5,3.
II. Изучение нового материала
Решите задачу. (Cлайд 3)
Токарю нужно выточить деталь, имеющую две части. Длина одной из них 15,8 см, а другой 13, 1 см. Найдите длину заготовки. На сколько длина одной части заготовки больше, чем длина другой части? (Рисунок на экране)
Учитель: Как найти длину заготовки и на сколько одна часть заготовки длиннее другой?
Ученик: Чтобы найти длину заготовки надо найти сумму 15,8 см и 13,1 см, а чтобы ответить на второй вопрос задачи надо 15,8-13,1.
Учитель: Чтобы решить задачу надо выполнить сложение и вычитание двух десятичных дробей. Вы умеете складывать и вычитать десятичные дроби?
Ученики: Нет. Нам надо знать правило сложения и вычитания десятичных дробей.
Учитель: Как сформулируем тему урока?
Ученики: “Сложение и вычитание десятичных дробей”. (Cлайд 4)
Учитель: Запишите тему урока в рабочих тетрадях “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Учитель: Итак, чтобы решить задачу надо сложить (вычесть) две десятичные дроби. Но вы пока этого делать не умеете. Какие числа вы уже умеете складывать?
Ученики: Натуральные числа, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.
Учитель: Как можно решить данную задачу, умея складывать натуральные числа, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями?
Ученики:
1) можно выразить 15,7 см и 13,2 см в миллиметры.
2) представить данные десятичные дроби в виде обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Учитель: Решите данную задачу, работая в парах. (Учащиеся сами выбирают способ решения данной задачи, два человека решают на доске с последующей проверкой)
Учитель: Решая задачу, мы получили: 15,8+13,1 = 28,9 15,8-13,1=2,7 Как же выполняется сложение десятичных дробей?
Ученики: Десятые доли складываются с десятыми, единицы с единицами, десятки с десятками.
Вывод.
Десятичные дроби складываются и вычитают поразрядно, начиная с младшего разряда. Правило поразрядного сложения позволяет складывать десятичные дроби точно так же, как и натуральные числа “столбиком”. Надо только внимательно писать числа, чтобы одноименные разряды оказались друг под другом. (Слайд5)
Пример применения вывода. (Cлайд 6)
3,7+2,651, 9,6-6,05. (Cлайд 7)
Учитель: Чем данное задание отличается от предыдущих?
Ученики: Разное количество знаков после запятой.
Учитель: Как выполнить сложение и вычитание десятичных дробей с разным количеством цифр после запятой?
Ученики: Уравнять количество знаков после запятой.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ученик: Мы должны выполнять сложение (вычитание) поразрядно, а для этого надо уравнять количество знаков после запятой.
3,700 + 2,651.
Учитель: Записываем дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.
Выполняется сложение, как сложение натуральных чисел, не обращая внимания на запятую.
В полученном результате поставить запятую под запятыми обеих слагаемых.
Записать ответ.
План действий:
Уравнять количество знаков после запятой.
Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой.
Выполнить сложение, как сложение натуральных чисел, не обращая внимания на запятую.
Поставить запятую в сумме под запятой в слагаемых.
Записать ответ
(План действий на доске записывает учитель)
III. Закрепление изученного материала. (Работа в парах.)
Задание №1. Восстановите цепочки вычислений. (Слайды 8, 9)
Учитель: Вы сами сформулировали правило сложения и вычитания десятичных дробей, выполнили цепочки вычислений, но у меня к вам вопрос: “Какое значение имеет запятая в записи десятичных дробей при выполнении сложения и вычитания десятичных дробей?”.
Дети: Да (выслушать мнение учащихся).
Учитель: Я знаю случай, когда запятая спасла жизнь.
Фрагмент фильма “ В стране невыученных уроков”, где неправильно поставленная запятая в “Казнить нельзя помиловать” могла стоить жизни человека.
Задание №2. (Слайды 10, 11)
Вите предложили примеры, и он их решил. Но запятая решила пошутить и размазала цифры.
Восстановите примеры.
Задание №3. (Cлайд 12)
Витя решил правильно несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, запятая захотела поиграть в прятки. Вот такие равенства получились.
а) 32+18=5; в) 42+17=212;
б) 3+108=408; г) 736-336=4
Восстановите запятую.
IV. Итоги урока.
V. Домашнее задание: правило (стр. 195), №706, №711.