Урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

- ввести правило сложения и вычитания десятичных дробей;

- сформировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей;

- развитие логического мышления, математической речи;

- развитие навыков работы в парах.

Оборудование и дидактический материал: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для парной работы учащихся, фрагмент фильма “ В стране невыученных уроков”

Ход урока

I. Этап актуализации знаний:

1. Прочитайте числа и уравняйте количество знаков после запятой

0,2; 64,73; 8,09; 0,525; 14,008. (Cлайд 1. Презентация)

2. Выразите 8,3 дм в см, 7,62 м в см, 2,7 см в мм, (Cлайд 2)

3. Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, большее 5,2 и меньшее 5,3.

II. Изучение нового материала

Решите задачу. (Cлайд 3)

Токарю нужно выточить деталь, имеющую две части. Длина одной из них 15,8 см, а другой 13, 1 см. Найдите длину заготовки. На сколько длина одной части заготовки больше, чем длина другой части? (Рисунок на экране)

Учитель: Как найти длину заготовки и на сколько одна часть заготовки длиннее другой?

Ученик: Чтобы найти длину заготовки надо найти сумму 15,8 см и 13,1 см, а чтобы ответить на второй вопрос задачи надо 15,8-13,1.

Учитель: Чтобы решить задачу надо выполнить сложение и вычитание двух десятичных дробей. Вы умеете складывать и вычитать десятичные дроби?

Ученики: Нет. Нам надо знать правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Учитель: Как сформулируем тему урока?

Ученики: “Сложение и вычитание десятичных дробей”. (Cлайд 4)

Учитель: Запишите тему урока в рабочих тетрадях “Сложение и вычитание десятичных дробей”.

Учитель: Итак, чтобы решить задачу надо сложить (вычесть) две десятичные дроби. Но вы пока этого делать не умеете. Какие числа вы уже умеете складывать?

Ученики: Натуральные числа, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.

Учитель: Как можно решить данную задачу, умея складывать натуральные числа, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями?

Ученики:

1) можно выразить 15,7 см и 13,2 см в миллиметры.

2) представить данные десятичные дроби в виде обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Учитель: Решите данную задачу, работая в парах. (Учащиеся сами выбирают способ решения данной задачи, два человека решают на доске с последующей проверкой)

Учитель: Решая задачу, мы получили: 15,8+13,1 = 28,9 15,8-13,1=2,7 Как же выполняется сложение десятичных дробей?

Ученики: Десятые доли складываются с десятыми, единицы с единицами, десятки с десятками.

Вывод.

Десятичные дроби складываются и вычитают поразрядно, начиная с младшего разряда. Правило поразрядного сложения позволяет складывать десятичные дроби точно так же, как и натуральные числа “столбиком”. Надо только внимательно писать числа, чтобы одноименные разряды оказались друг под другом. (Слайд5)

Пример применения вывода. (Cлайд 6)

3,7+2,651, 9,6-6,05. (Cлайд 7)

Учитель: Чем данное задание отличается от предыдущих?

Ученики: Разное количество знаков после запятой.

Учитель: Как выполнить сложение и вычитание десятичных дробей с разным количеством цифр после запятой?

Ученики: Уравнять количество знаков после запятой.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ученик: Мы должны выполнять сложение (вычитание) поразрядно, а для этого надо уравнять количество знаков после запятой.

3,700 + 2,651.

Учитель: Записываем дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.

Выполняется сложение, как сложение натуральных чисел, не обращая внимания на запятую.

В полученном результате поставить запятую под запятыми обеих слагаемых.

Записать ответ.

План действий:

Уравнять количество знаков после запятой.

Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой.

Выполнить сложение, как сложение натуральных чисел, не обращая внимания на запятую.

Поставить запятую в сумме под запятой в слагаемых.

Записать ответ

(План действий на доске записывает учитель)

III. Закрепление изученного материала. (Работа в парах.)

Задание №1. Восстановите цепочки вычислений. (Слайды 8, 9)

Учитель: Вы сами сформулировали правило сложения и вычитания десятичных дробей, выполнили цепочки вычислений, но у меня к вам вопрос: “Какое значение имеет запятая в записи десятичных дробей при выполнении сложения и вычитания десятичных дробей?”.

Дети: Да (выслушать мнение учащихся).

Учитель: Я знаю случай, когда запятая спасла жизнь.

Фрагмент фильма “ В стране невыученных уроков”, где неправильно поставленная запятая в “Казнить нельзя помиловать” могла стоить жизни человека.

Задание №2. (Слайды 10, 11)

Вите предложили примеры, и он их решил. Но запятая решила пошутить и размазала цифры.

Восстановите примеры.

Задание №3. (Cлайд 12)

Витя решил правильно несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, запятая захотела поиграть в прятки. Вот такие равенства получились.

а) 32+18=5; в) 42+17=212;

б) 3+108=408; г) 736-336=4

Восстановите запятую.

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: правило (стр. 195), №706, №711.