Построение диаграмм и графиков

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (787 кБ)


Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний

Цель урока:

  • Образовательная – формирование глубоких и прочных знаний по построению диаграмм и графиков. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;
  • Развивающая – развитие у школьников теоретического, творческого мышления; формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; развить навыки мыслительной деятельности, включая каждого учащегося в учебно – познавательный процесс и создание условия для работы каждого в индивидуальном темпе;
  • Воспитательная – развитие познавательной активности и интереса к предмету, воспитание информационной культуры.

Оборудование:

  • Персональный компьютер учителя.
  • Проектор.
  • Персональный компьютер ученика.
  • Опорный конспект для учащихся.

Записи на доске:

На центральной части доски записана тема урока: “Построение диаграмм и графиков”.

Тема урока также проецируется на экран.

В левой части доски записано домашнее задание п. 3.3 стр .93.

В правой части доски записаны задачи урока:

  1. Узнать, что такое диаграмма, и из каких объектов она состоит.
  2. Научиться создавать различные типы диаграмм.
  3. Уметь выбирать оптимальные диаграммы и графики для решения поставленной задачи.

План урока

Этапы План урока + опорный конспект Средства обучения
I Подготовительный.
Постановка учебных задач.
Устное разъяснение порядка работы на уроке.

Тема урока.

-
II Повторение.

Фронтальный опрос изученного материала.

Вопросы учителя:

Скажите, пожалуйста, с каким пакетом прикладных программ мы работали на прошлом уроке?

Скажите, пожалуйста, а какие документы вы уже умеете составлять, работая с табличным процессором MS Excel.

Как вы думаете, диаграмма существует независимо от ЭТ или же диаграмма не может существовать без ЭТ?

Напомните мне основные элементы электронной таблицы.

Учитель предлагает рассмотреть пример и сделать первичные выводы.

проектор
III Объяснение нового материала и подготовка к практической работе на ПК:

объяснение алгоритма построения диаграмм и графиков в MS Excel;

работа с проектором, показать способы построения диаграмм и графиков;

Проектор, раздаточный материал
IV Выполнение практической части работы на ПК:

каждый ученик выполняет работу на ПК и сохраняет результаты работы в папку “Номер класса” под своими именем Диаграмма;

помощь ученикам.

Компьютер
V Итоги:

демонстрация работ учащимися;

подведение итогов.

Проектор, раздаточный материал,
компьютер

Ход урока

В ходе урока для наглядности, изучаемого материала, учитель использует Презентацию.

I. Подготовительный этап

Взаимное приветствие

Учитель: тема сегодняшнего урока: “Построение диаграмм и графиков”. Запишем тему урока в тетради.

Слайд 1 -2: Тема урока, цель урока.

II. Повторение

Слайд 3. “Документ табличного процессора”

Задавая вопросы классу, учитель иллюстрирует ответы учащихся на экране, тем самым создавая полную картину изученного и, предстоящего к изучению, материала.

Вопрос учителя к классу: Скажите, пожалуйста, с каким пакетом прикладных программ мы работали на прошлом уроке?

Ответ: Мы работали с табличным процессором MS Excel.

Вопрос учителя к классу: Скажите, пожалуйста, а какие документы вы уже умеете составлять, работая с табличным процессором MS Excel.

Ответ: Документ, который мы создаем при помощи ТП MS Excel – это таблица.

Вопрос учителя к классу: Напомните мне основные элементы электронной таблицы.

Ответ: Основными элементами ЭТ являются – ячейка, строка, столбец, диапазон ячеек.

Учитель: Сегодня мы познакомимся еще с одним документом, который можно создать при помощи ТП MS Excel. Это диаграмма.

Вопрос учителя к классу: Как вы думаете, диаграмма может существовать независимо от ЭТ или же диаграмма – это наглядное представление числовых данных, представленных в ЭТ?

Ответ: Диаграмма не может существовать отдельно от ЭТ, т. к. исходные данные для построения диаграммы или графика мы берем из таблицы. Надо помнить, что диаграмма (график) строится на основе числовой информации.

Учитель: Рассмотрим пример.

Учитель обращает внимание на Опорные конспекты для учащихся - Приложение 1, которые лежат на партах.

В начальной школе вам очень часто приходилось вести календарь погоды, каждый день вы записывали в таблицу температуру, осадки и направление ветра, а в конце месяца анализировали погоду за прошедший месяц.

Учитель предлагает ученикам календарь погоды (в виде таблицы) из Опорного конспекта для учащихся - Приложение 1 и просит проанализировать его.

Учитель (задает вопрос классу): Возможно ли, без ошибок и быстро определить количество дней, в которых температура воздуха в январе была выше нуля.

Ответ (учеников): Достаточно трудно, понадобится время ...

Учитель: А теперь посмотрите на ту же самую информацию, только представленную в графической форме. (Учитель показывает ученикам гистограмму, построенную на основе табличных данных). Можно ли теперь быстро и безошибочно определить количество дней в январе с температурой выше 0 градусов.

Ответ (учеников): Да, можно. Таких дней ...

Учитель: Теперь проанализируем два документа табличного процессора: таблицу и диаграмму. С вашей точки зрения, какой из двух документов более удобен, нагляден и позволяет быстро анализировать результаты.

Ответ (учеников): Графическое представление информации придаёт наглядность и позволяет удобнее и быстрее анализировать результаты.

Учитель: Сейчас мы ответим на вопрос что такое диаграмма и как ее строить?

III. Объяснение нового материала

Слайд 4 – 5. Определение диаграммы. Типы диаграмм. Алгоритм построения диаграммы.

Учитель: Итак, таблица, создаваемая пользователем, представляет собой объект, характеризующийся определенным количеством строк и столбцов. Диаграмма является объектом ЭТ и предназначена для представления данных в графической форме.

Табличный процессор позволяет строить диаграммы различных типов. Давайте рассмотрим наиболее распространенные типы диаграмм. Посмотрите на слайд 5. Здесь представлены только основные типы диаграмм:

  • график
  • точечная
  • гистограмма
  • круговая
  • линейчатая

(Учитель дает характеристику каждому типу диаграммы)

Учитель: Вспомните, на каких уроках вы использовали диаграммы и графики.

Учащиеся: ученики отвечают на вопрос учителя

Учитель: Сегодня мы научимся строить диаграммы и графики, используя ПК.

Слайд 6 – 12. Алгоритм построения диаграммы. Пример построения диаграммы и графика.

Учитель: Рассмотрим алгоритм построения диаграммы и графика. Он состоит из следующих этапов.

1. Выделить диапазон ячеек, по которым будет строиться диаграмма.

2. Нажать кнопку Мастер диаграмм на панели инструментов.

3. В появившемся диалоговом окне выбрать Тип и Вид диаграммы.

4. Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (название диаграммы, подписи осей, расположение легенды и т.д.

Учитель: А теперь посмотрите на экран и давайте все вместе повторим алгоритм построения.

Учитель “листает” страницы слайда, соответствующие каждому этапу, а учащиеся называют их

Слайд 8. Построение Диаграммы

Слайд 9. Построение Диаграммы

Слайд. 10 . Построение Диаграммы

Слайд 11. Построение Диаграммы

Слайд 12. Построение Диаграммы

Учитель: Мы познакомились с алгоритмом создания диаграмм и графиков и узнали из каких объектов они состоят.

Вопрос к классу: Повторите еще раз алгоритм создания диаграмм и графиков

Ответ: учащиеся повторяют алгоритм, если возникают трудности, то учитель помогает им.

Учитель: На этом теоретическая часть нашего урока закончилась. Запишите домашнее задание в дневник: “Учебник Информатика и ИКТ Н. Д. Угринович, 9 класс, п. 3.3 стр. 93”. А теперь давайте применим, полученные знания на практике. Следующий этап вашей работы будет проходить за персональным компьютером.

Учитель: Прежде чем, вы сядете за персональный компьютер, помните о соблюдении правил поведения при работе за ПК:

  1. Соблюдайте расстояние от экрана монитора до глаз, оно должно составлять 50-60см.
  2. Локтевой и тазобедренный суставы при сгибе должны образовывать угол 90 градусов.
  3. Не сутультесь, спина – ровная.
  4. Не касайтесь тыльной стороны компьютера и проводов.
  5. Не нажимайте клавиши ручкой или карандашом, не кладите на клавиатуру посторонние предметы.
  6. Нельзя ходить и вставать со своего места без разрешения учителя.

Учитель: Сделайте запись в журнале по технике безопасности.

IV. Выполнение практической части задания.

Учитель: на рабочем столе вашего ПК находится файл Приложение 2, который содержит задания по теме “Построение диаграмм и графиков”, откройте его двойным щелчком мыши.

Перед вами документ, состоящий из нескольких листов. Начнем работу с 1 листа. На первом листе вам предложен календарь погоды за январь месяц 2009 года. Предлагаю вам построит графическое представления этой таблицы.

Учитель ходит по классу и проверяет работу учащихся, если у них возникают трудности учитель помогает им персонально.

Когда первая диаграмма готова учитель переходит к следующему заданию.

Учитель: Теперь воспользуемся 2-ым листом нашего документа. Перед вами таблица “Административные округа города Москвы”. Постройте диаграмму, отражающую площадь территории каждого округа.

Обратите внимание на то, что в одной таблице данные представлены в одной строке, а в другой в столбце.

Учитель: Итак, время пришло выполнять 3-е задание. Оно сложнее двух предыдущих. Для того чтобы построить график функции, сначала необходимо построить таблицу с исходными данными.

Учитель: Переходим на Лист 4 нашего документа.

Предлагаем вам рост численности населения в 19–20 веках. Вам предложена текстовая информация, содержащая текст с численностью населения в 19–20 веках. Вам необходимо построить сначала таблицу численности населения в 19–20 веках, а затем график и сделать вывод о численности населения.

V. Подведение итогов

Фронтальный опрос

Учитель (вопрос к классу):

1. Что является наглядным способом представления данных?

Ответ: Наглядным способом представления данных является диаграмма и график.

Учитель (вопрос к классу):

2. Как устанавливается тип диаграммы?

Ответ: Тип диаграммы устанавливается в зависимости от представленных данных.

Учитель: Наш урок закончен. Спасибо за внимание.

VI. Домашнее задание

  1. Учебник Н. Д. Угринович Информатика и ИКТ, Базовый курс, 9 класс, п.3.3 стр.93.
  2. Повторить записи в тетради.

VII. Источники информации

  1. Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ, 9 класс
  2. О. В. Ефимова, Microsoft Excel.Электронные таблицы. Тетрадь 1./ Ефимова О. В.- М.: Интелект – Центр, 1998.
  3. С. Н. Тур, Т. П. Бокучава, Первые шаги в мире информатики, Опорные конспекты для 8 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.- 152 с.: ил.
  4. Информатика в школе. Приложение к журналу "Информатика и образование". № 1 - 2005. - М.: Образование и Информатика, 2005. - 96 с.: ил.