Предмет: Геометрия
Класс: 7
Тема урока: Параллельность прямых.
Цель урока:
Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
- продолжить формирование умений и навыков по решению задач;
- стимулировать учащихся к овладению решением задач;
- проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме.
Развивающие:
- совершенствовать, развивать умения и навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых;
- развивать логическое мышление, учить анализировать и обобщать; сравнивать.
- продолжить работу по развитию математической речи и памяти.
Воспитательные:
- продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради и выполнения чертежей;
- приучать к умению общаться и выслушивать других;
- развитие творческой самостоятельности и инициативы;
- стимулировать мотивацию и интерес к изучению геометрии.
Учебно-методическое обеспечение:
- Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2010 г.
Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия
- Технические средства: операционная система MS Windows 7, мультимедийный проектор, акустическая система;
- Раздаточный материал: карточки с задачами, тесты, памятки.
План проведения урока
№ | Этап урока | Время (мин) |
1 | Организационный момент | 2 |
2 | Графический диктант “Прочность нити” | 7 |
3 | Проход “Проблемный” | 2 |
4 | Эхо в лабиринте | 1 |
5 | Тупик “Теоретический” | 5 |
6 | Закоулок “Практический” Решение задач. | 3 |
7 | Физминутка | 3 |
8 | Продолжение решения задач. | 8 |
9 | “Сердце лабиринта” Итоговый тест. | 7 |
10 | Рефлексия. | 2 |
Сценарий урока
Пословица. “Корень учения горек, зато плод его сладок”
Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие дети! Чтобы урок прошел в теплой и дружеской атмосфере, повернемся друг к другу, улыбнемся и похлопаем в ладоши!
- Домашнее задание. П. 37. №14, №15, №16. Творческое задание для желающих: создать презентацию из 2-3 слайдов “Параллельные прямые в природе”.
- Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний и умений по теме “Параллельность прямых” (Сл. 2)
Сегодня мы отправимся в путешествие по закоулкам геометрического лабиринта, а нитью Ариадны будут ваши знания по теме “Параллельность прямых”. И мы будем должны решить 2 задачи нашего урока это научиться отличать признаки от свойств параллельных прямых и уметь применять свойства и признаки при решении задач.
Графический диктант “Прочность нити”.
- Что же такое нить Ариадны? (Сл. 3)
Это путь, ведущий к цели в сложных условиях, называют нитью Ариадны.
Первое, что мы сделаем это проверим на прочность эту нить.(Сл. 4)
Учащиеся выполняют графический диктант. (Сл. 4)
Если выражение верное, то ставят знак “ ?”, а если не верное, то “—“.
Взаимопроверка в парах и друг другу выставляют оценки. (Сл. 5)
Поднимите руки, кто получил оценку 5? 4? 3? 2?
Проход “Проблемный”.
- А теперь надо подумать, в каком направлении нам надо двигаться по этому лабиринту? Мы попадаем в проход “Проблемный”. (Сл. 6).
Здесь нам помогут знания по биологии и русскому языку.
У меня в коробке лежит предмет. Отгадайте, что это?
Я точно знаю, что это:
- фрукт;
- ярко-желтый;
- имеет кожицу и мякоть;
- очень ароматный;
- цитрусовый;
- кислый на вкус.
Конечно же - это ЛИМОН.
Учитель вынимает из коробки лимон.
- Как вы определили, что это лимон?
Отвечают дети: ярко-желтый, ароматный…
- Что это вы назвали у предмета?
Отвечают дети: ПРИЗНАКИ.
- А теперь, скажите, что мы называем лимоном? Составьте предложение, применяя эти же слова, и ответьте на вопрос “Что такое лимон?”
Отвечают дети: Это фрукт, ярко-желтый, имеет кожицу и мякоть…
- Как мы назовем эти перечисления?
Отвечают дети: СВОЙСТВА
Эхо в лабиринте.
- В нашем лабиринте мы слышим ЭХО. (Сл. 7)
Закончите предложение.
Ответы появляются по шелчку мыши.
Тупик “Теоретический”.
Следующее испытание в лабиринте это “Тупик теоретический” (Сл. 8)
- Составляем таблицу-памятку, которую вы в конце урока получите в подарок в вашу копилку.
Составьте из слов сначала признак, а затем свойство, переставляя слова. (Сл. 9)
Отвечают дети. (Сл. 10)
Составьте из слов сначала признак, а затем свойство, переставляя слова.
(Сл. 11)
Отвечают дети. (Сл. 12)
Составьте из слов сначала признак, а затем свойство, переставляя слова.
(Сл. 13)
Отвечают дети. (Сл. 14)
Составьте из слов сначала признак, а затем свойство, переставляя слова.
(Сл. 15)
Отвечают дети. (Сл. 16)
Закоулок “Практический”.
- Нас ожидает закоулок “Практический”. Самый сложный, наверное. Сегодня мы будем решать задачи, которые встречаются на государственном экзамене в 9 классе. (Сл. 17)
Детям предлагается решить 6 задач, пятая из которых с проблемной ситуацией - найти ошибку. Учащиеся, которые решают быстро, берут задачи на листке, который лежит на парте, не дожидаясь следующих слайдов.
Физминутка.
Физминутка. (Сл. 18) Музыка звучит тихо.
- Ребята, однажды философа и мыслителя Сократа спросили, что по его мнению, легче всего? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. И сейчас давайте взглянем в “самого себя”. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
- Переплетите пальцы рук.
- Результат запомните “Л”-левая рука или “П”-правая рука.
- Посмотрите, какой палец левой или правой руки оказался сверху?
- Скрестите руки на груди. (поза Наполеона) Какая рука сверху?
- Поаплодируйте. Какая рука сверху?
Подведем итоги.
Если результат “ЛЛЛ” - вы соответствуете художественному типу личности, если “ППП” - вы соответствуете логическому типу мышления.
Остальные ребята относятся к гармонично-развитой личности, которым свойственно как логическое, так и образное мышление.
Продолжение решение задач.
“Сердце лабиринта”.
- Мы подходим к концу лабиринта, и попали в само “Сердце лабиринта”, где надо сразиться с Минотавром. (Сл. 24)
Дети решают тест на оценку. Сдают учителю. Ответы записывают в тетрадь, чтобы потом проверить себя. Ответы за шторкой на этом же слайде. Приложение 1.
Рефлексия.
Лабиринт пройден! Выберите утверждение, которое соответствовало вашему настроению, работе на уроке. И скажите почему. (Сл. 25)
Дети отвечают.
Дарение таблицы-памятки. (Сл. 26) Приложение 2.
Литература.
- Мельникова Е. Л. “Проблемный урок или как открывать знания вместе с детьми”- Москва, 2002.
- Погорелов А. В. и др. Геометрия, 7-9 класс – М.: Просвещение, 2007.
- Рабинович Е. М. “Задачи и упражнения на готовых чертежах.7-9 классы. Геометрия. – М.: Илекса, 2001.