Растровая и векторная графика

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 9

Место урока в учебном плане: 4 урок по теме “Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации”

Цели урока:

  • Образовательная: формирование представления о типах графических изображений;
  • Развивающая: развитие познавательных интересов, само и взаимоконтроля; умение конспектировать;
  • Воспитательная: формирование внимательности, аккуратности, информационной культуры учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/Н.Д. Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  • Компьютеры;
  • Мультимедийный проектор;
  • Презентация;
  • Распечатки заданий (Приложение 1);
  • Лист самооценки (Приложение 2);
  • Графические файлы для практического задания.

Ход урока

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас вновь в нашем уютном кабинете. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи и начнем наш урок!

II. Актуализация знаний.

На прошлых занятиях мы познакомились с понятием растрового изображения на экране монитора и системами цветопередачи. Возьмите свои распечатки и прочитайте задание: соедините понятие с его определением. На задание вам дается 2 минуты.

Растр   Минимальный участок изображения, для которого можно задать цвет
Пиксель В качестве базовых параметров используют оттенок, насыщенность и яркость
Система RGB Прямоугольная сетка пикселей на экране
Система CMYK Палитра цветов формируется путем сложения базовых цветов
Система HSB Данная система используется только для печати
Разрешение экрана Произведение количества строк на количество точек в строке

Слайд 2

Передаем распечатку своему соседу и проверяем ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. Количество баллов занесите в лист самооценки. Если количество баллов 5 или 6 – вы усвоили предыдущий материал, если меньше – вам нужно еще раз вернуться к данной теме.

III. Целеполагание и мотивация.

- Скажите, какое понятие объединяет все эти задания? (Ответ: компьютерная графика)

В настоящее время компьютерная графика применяется практически во всех сферах нашей жизни. Посмотрите вокруг себя: везде есть изображения, рисунки, плакаты, журналы и многое другое.

Слайд 3.

- Перед вами два рисунка, как вы думаете, чем они различаются? (Ответ: одни состоят из точек, другие – из фигур)

- Правильно. Одно изображение формируется из точек, второе – из объектов. Какой вывод мы можем сделать? (Ответ: существует два способа формирования графических изображений)

- Совершенно верно. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя видами компьютерной графики: растровой и векторной. Это и есть тема нашего занятия.

- Давайте вспомним, мы уже работали с рисунками? (Ответ: да). Какие программы вы использовали для их создания? (Ответ: KolourPaint и Draw).

- Совершенно верно. Вы вспомнили два графических редактора, с которыми вы познакомились в 7 и 8 классах. Одних из них предназначен для растровых изображений, а другой – для векторных. А вы знакомы с этими понятиями? (Ответ: да)

- Давайте посмотрим, насколько глубоки ваши познания. Я прошу вас по ключевым словам дать сравнительную характеристику растровой и векторной графикам. Работаем в парах. Время – 1 минута.

Учитель раздает учащимся распечатки с ключевыми словами:

  • Формирование растрового изображения
  • Формирование векторного изображения
  • Масштабирование растрового изображения
  • Масштабирование векторного изображения
  • Окрашивание растрового изображения
  • Окрашивание векторного изображения
  • Качество растрового изображения
  • Качество векторного изображения
  • Размер растрового графического файла
  • Размер векторного графического файла

Заслушиваем ответы учащихся. Некоторые дают верные ответы, некоторые нет. Кто-то не дает ответ вообще.

- Смогли ли вы провести сравнительную характеристику? (Ответ: нет). Почему? (Ответ: не хватает знаний)

- А они вам нужны? Зачем? (Ответы уч-ся)

Давайте сформулируем цель нашего урока.

Слайд 4.

Учащиеся формулируют цели урока. Учитель добавляет.

IV. Деятельность учителя и учеников.

Чтобы узнать характеристики растровой и векторной графики и сравнить их, мы заполним таблицу, которая есть у вас в опорных конспектах.

Слайд 5.

  Растровая графика Векторная графика
1. Формирование изображения    
2. Масштабирование    
3. Окрашивание    
4. Размер файла    
5. Качество изображения    
6. Форматы графических файлов    
7. Графические редакторы    

Для работы на уроке нам нужно разбиться на 4 группы. Чтобы деление произошло безболезненно – тянем жребий.

Учащиеся разбиваются на группы. Каждый участник группы определяет свою роль: координатор, читает, конспектирует и т.д.

Две группы будут работать с растровыми изображениями, две – с векторными.

Задание 1: Внимательно рассмотрите изображения на слайдах, прочитайте текст в учебнике и постарайтесь заполнить в таблице первые 5 строк. Каждая группа работает со своим видом графики. На задание вам дается 10 минут.

Критерии оценивания работы: за каждый правильный ответ участник начисляет себе 1 балл. Итог заносится в лист самооценки в колонку “Задание 2. Работа с таблицей, часть 1”

Группы садятся за компьютеры, на которых открыты слайды с изображениями:

Слайд 6 (растровая графика): группа 1, группа 3;

Слайд 7 (векторная графика): группа 2, группа 4.

Проверка задания. Отвечает 1 группа, 3 группа ее дополняет. Группа 2 и 4 заполняют сравнительную таблицу. Учитель контролирует правильность ответа. Затем группы меняются местами.

Результат высвечивается на доске. Слайд 8.

Для заполнения оставшихся колонок, каждая группа получает следующее задание.

Задание 2: прочитать и выбрать основные форматы и наиболее известные редакторы.

  • I группа: стр. 22-23 (растровые графические редакторы)
  • II группа: стр. 23-24 (форматы растровых графических файлов)
  • III группа: стр. 26 (векторные графические редакторы)
  • IV группа: стр. 26 (форматы векторных графических файлов)

Время выполнения задания – 3 минуты. За каждый правильный ответ – 2 балла. Баллы заносим в лист самооценки в колонку “Задание 3”

Каждая группа называет найденную информацию, остальные заносят ее в свои таблицы.

Слайд 9, 10.

V. Практическая работа (15 минут)

Задание: Вам дана ваза в двух форматах: растровом и векторном (Слайд 11). Дорисовать в ней цветок в растровом редакторе KolourPaint и в векторном OpenOffice.org Draw. Критерии оценивания:

  • объем выполненной работы: 2 рисунка – 2 балла, 1 рисунок – 1 балл;
  • аккуратность – 1 балл;
  • пропорциональность объектов – 1 балл;
  • сочетание объектов по цветовой гамме – 1 балл.

Общее количество баллов заносится в лист самооценки в колонку “Практическая работа”. Практическую работу учащиеся проверяют по группам друг у друга и выставляют баллы.

VI. Рефлексия.

Слайд 12.

  • В каком редакторе нарисовать цветок было легче?
  • В каком редакторе вам работалось быстрее?
  • В каком редакторе получился более качественный цветок?

VII. Итог урока.

Сделайте вывод: достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале нашего урока? Сформулируйте достоинства и недостатки растровой и векторной графики.

Слайд 12.

Оценивание: посчитайте сумму своих баллов и выставите себе отметку за урок:

  • “5” - от 16 до 18 баллов
  • “4” - от 13 до 15 баллов
  • “3” - от 10 до 12 баллов

VIII. Домашнее задание.

Слайд 13.

Паранраф 1.2

Творческое задание: выяснить происхождение слов “РАСТР” и “ПИКСЕЛЬ”, ответ оформить в виде буклета. Обязательно указать источники.