Класс: 9
Место урока в учебном плане: 4 урок по теме “Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации”
Цели урока:
- Образовательная: формирование представления о типах графических изображений;
- Развивающая: развитие познавательных интересов, само и взаимоконтроля; умение конспектировать;
- Воспитательная: формирование внимательности, аккуратности, информационной культуры учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/Н.Д. Угринович.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Компьютеры;
- Мультимедийный проектор;
- Презентация;
- Распечатки заданий (Приложение 1);
- Лист самооценки (Приложение 2);
- Графические файлы для практического задания.
Ход урока
I . Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас вновь в нашем уютном кабинете. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи и начнем наш урок!
II. Актуализация знаний.
На прошлых занятиях мы познакомились с понятием растрового изображения на экране монитора и системами цветопередачи. Возьмите свои распечатки и прочитайте задание: соедините понятие с его определением. На задание вам дается 2 минуты.
Растр | Минимальный участок изображения, для которого можно задать цвет | |
Пиксель | В качестве базовых параметров используют оттенок, насыщенность и яркость | |
Система RGB | Прямоугольная сетка пикселей на экране | |
Система CMYK | Палитра цветов формируется путем сложения базовых цветов | |
Система HSB | Данная система используется только для печати | |
Разрешение экрана | Произведение количества строк на количество точек в строке |
Слайд 2
Передаем распечатку своему соседу и проверяем ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. Количество баллов занесите в лист самооценки. Если количество баллов 5 или 6 – вы усвоили предыдущий материал, если меньше – вам нужно еще раз вернуться к данной теме.
III. Целеполагание и мотивация.
- Скажите, какое понятие объединяет все эти задания? (Ответ: компьютерная графика)
В настоящее время компьютерная графика применяется практически во всех сферах нашей жизни. Посмотрите вокруг себя: везде есть изображения, рисунки, плакаты, журналы и многое другое.
Слайд 3.
- Перед вами два рисунка, как вы думаете, чем они различаются? (Ответ: одни состоят из точек, другие – из фигур)
- Правильно. Одно изображение формируется из точек, второе – из объектов. Какой вывод мы можем сделать? (Ответ: существует два способа формирования графических изображений)
- Совершенно верно. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя видами компьютерной графики: растровой и векторной. Это и есть тема нашего занятия.
- Давайте вспомним, мы уже работали с рисунками? (Ответ: да). Какие программы вы использовали для их создания? (Ответ: KolourPaint и Draw).
- Совершенно верно. Вы вспомнили два графических редактора, с которыми вы познакомились в 7 и 8 классах. Одних из них предназначен для растровых изображений, а другой – для векторных. А вы знакомы с этими понятиями? (Ответ: да)
- Давайте посмотрим, насколько глубоки ваши познания. Я прошу вас по ключевым словам дать сравнительную характеристику растровой и векторной графикам. Работаем в парах. Время – 1 минута.
Учитель раздает учащимся распечатки с ключевыми словами:
- Формирование растрового изображения
- Формирование векторного изображения
- Масштабирование растрового изображения
- Масштабирование векторного изображения
- Окрашивание растрового изображения
- Окрашивание векторного изображения
- Качество растрового изображения
- Качество векторного изображения
- Размер растрового графического файла
- Размер векторного графического файла
Заслушиваем ответы учащихся. Некоторые дают верные ответы, некоторые нет. Кто-то не дает ответ вообще.
- Смогли ли вы провести сравнительную характеристику? (Ответ: нет). Почему? (Ответ: не хватает знаний)
- А они вам нужны? Зачем? (Ответы уч-ся)
Давайте сформулируем цель нашего урока.
Слайд 4.
Учащиеся формулируют цели урока. Учитель добавляет.
IV. Деятельность учителя и учеников.
Чтобы узнать характеристики растровой и векторной графики и сравнить их, мы заполним таблицу, которая есть у вас в опорных конспектах.
Слайд 5.
Растровая графика | Векторная графика | |
1. Формирование изображения | ||
2. Масштабирование | ||
3. Окрашивание | ||
4. Размер файла | ||
5. Качество изображения | ||
6. Форматы графических файлов | ||
7. Графические редакторы |
Для работы на уроке нам нужно разбиться на 4 группы. Чтобы деление произошло безболезненно – тянем жребий.
Учащиеся разбиваются на группы. Каждый участник группы определяет свою роль: координатор, читает, конспектирует и т.д.
Две группы будут работать с растровыми изображениями, две – с векторными.
Задание 1: Внимательно рассмотрите изображения на слайдах, прочитайте текст в учебнике и постарайтесь заполнить в таблице первые 5 строк. Каждая группа работает со своим видом графики. На задание вам дается 10 минут.
Критерии оценивания работы: за каждый правильный ответ участник начисляет себе 1 балл. Итог заносится в лист самооценки в колонку “Задание 2. Работа с таблицей, часть 1”
Группы садятся за компьютеры, на которых открыты слайды с изображениями:
Слайд 6 (растровая графика): группа 1, группа 3;
Слайд 7 (векторная графика): группа 2, группа 4.
Проверка задания. Отвечает 1 группа, 3 группа ее дополняет. Группа 2 и 4 заполняют сравнительную таблицу. Учитель контролирует правильность ответа. Затем группы меняются местами.
Результат высвечивается на доске. Слайд 8.
Для заполнения оставшихся колонок, каждая группа получает следующее задание.
Задание 2: прочитать и выбрать основные форматы и наиболее известные редакторы.
- I группа: стр. 22-23 (растровые графические редакторы)
- II группа: стр. 23-24 (форматы растровых графических файлов)
- III группа: стр. 26 (векторные графические редакторы)
- IV группа: стр. 26 (форматы векторных графических файлов)
Время выполнения задания – 3 минуты. За каждый правильный ответ – 2 балла. Баллы заносим в лист самооценки в колонку “Задание 3”
Каждая группа называет найденную информацию, остальные заносят ее в свои таблицы.
Слайд 9, 10.
V. Практическая работа (15 минут)
Задание: Вам дана ваза в двух форматах: растровом и векторном (Слайд 11). Дорисовать в ней цветок в растровом редакторе KolourPaint и в векторном OpenOffice.org Draw. Критерии оценивания:
- объем выполненной работы: 2 рисунка – 2 балла, 1 рисунок – 1 балл;
- аккуратность – 1 балл;
- пропорциональность объектов – 1 балл;
- сочетание объектов по цветовой гамме – 1 балл.
Общее количество баллов заносится в лист самооценки в колонку “Практическая работа”. Практическую работу учащиеся проверяют по группам друг у друга и выставляют баллы.
VI. Рефлексия.
Слайд 12.
- В каком редакторе нарисовать цветок было легче?
- В каком редакторе вам работалось быстрее?
- В каком редакторе получился более качественный цветок?
VII. Итог урока.
Сделайте вывод: достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале нашего урока? Сформулируйте достоинства и недостатки растровой и векторной графики.
Слайд 12.
Оценивание: посчитайте сумму своих баллов и выставите себе отметку за урок:
- “5” - от 16 до 18 баллов
- “4” - от 13 до 15 баллов
- “3” - от 10 до 12 баллов
VIII. Домашнее задание.
Слайд 13.
Паранраф 1.2
Творческое задание: выяснить происхождение слов “РАСТР” и “ПИКСЕЛЬ”, ответ оформить в виде буклета. Обязательно указать источники.