Дифференциация звуков [ш–ж] в слогах, словах

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: учить детей различать звуки [Ш -Ж] изолированно, в слогах, словах и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнять и расширять словарь по теме “Осень”;
  • работать над формированием словообразования.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать навыки образования слов.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
  • Развивать концентрацию зрительного и слухового внимания.
  • Развивать словесно-логическое мышление.

Оборудование: наглядные пособия “Ромашка”, “Грибы”, “Листочки”, корзины, раздаточные буквы, картины.

I. Организационный момент.

Тихо, дети в класс входите,
За парты дружно сели
И на экран посмотрите.

1. Просмотр сказки (мультимедийный, слайд 4-9)

2. Сформулировать тему занятия.

II. Основная часть.

1. Охарактеризовать звуки.

  • Звук [Ш] - согласный, твёрдый, глухой (голосовые складки не работают , голоса нет).
  • Звук [Ж] - согласный, твёрдый, звонкий.

2. Дифференциация звуков занятия в слогах (слайд 12)

3. Дифференциация звуков занятия в словах (сл. 14).

Давайте их (буквы) вернём на место (дети работают у доски с наглядным пособием “Ромашка”, вставляют буквы).

Слова запишите в тетрадях. А как напишете слова жираф, шишка (припоминание правила).

Гимнастика для глаз

Сидел со мной рядом за партой сосед
Закрыл я глаза - и соседа уж нет!
Теперь головою крути, не крути,
А в классе у нас никого не найти.
Хотим, чтоб учитель скорее сказал:
“Давайте, ребята, откроем глаза”. (- Посмотрите вверх, налево, направо, вперёд)

4. Шарик и Жук подарили другу Ежику много подарков, они перепутались. Давайте разберём, что подарил Шарик, и что Жук (сл. 17, 18).

Шарик: шар, шарф, шапка, карандаши

Жук: журнал, жилет, лыжи, флажок

5. Дифференциация звуков в словах (сл. 19, на доске наглядные пособия “Грибы”, корзины).

Ежик с друзьями пошли собирать грибы. Взяли корзины “Ж” и “Ш”. В корзину “Ж” какие грибы будут ложить? Какие в корзину “Ш”? (на доске наглядное пособие “Грибы” со словами: карандаш, жало, этаж, детёныши, гусёныши, камыши, кружево, гараж). (Получившиеся слова дети записывают в тетради).

Динамическая пауза “Хомячок”

6. Образование слов из слогов.

- Скажите, пожалуйста, а в какое время года собираем грибы. Что происходит осенью с деревьями? (сл.21)

А вот какие интересные листочки попались друзьям (наглядное пособие “Листья”, на которых написаны слоги) (сл.22,23).

Слоги: шу, ба, лы, жи, лу, жи, шиш, ка, са, жа, су, ша.

- Получившиеся слова напишите в тетрадях. Скажите, как будете писать слова со слогами жи- и ши-? (Вспоминают правило).

7. Шарик и Жук загадали вам загадки со словами на любимые их звуки. Давайте поможем отгадать загадки (24,25)

Люди ждут меня, зовут,
А приду - прочь бегут.

В руках у Тани
Зима в стакане.

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.

0н ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А, потому что он...

III. Итог занятия (сл. 26).

  • Какие звуки мы сравнивали?
  • Вам понравилось занятие?
  • А что больше понравилось в занятии больше всего?