Цель: учить детей различать звуки [Ш -Ж] изолированно, в слогах, словах и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять словарь по теме “Осень”;
- работать над формированием словообразования.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки образования слов.
- Формировать навыки языкового анализа и синтеза.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память.
- Развивать концентрацию зрительного и слухового внимания.
- Развивать словесно-логическое мышление.
Оборудование: наглядные пособия “Ромашка”, “Грибы”, “Листочки”, корзины, раздаточные буквы, картины.
I. Организационный момент.
Тихо, дети в класс входите,
За парты дружно сели
И на экран посмотрите.
1. Просмотр сказки (мультимедийный, слайд 4-9)
2. Сформулировать тему занятия.
II. Основная часть.
1. Охарактеризовать звуки.
- Звук [Ш] - согласный, твёрдый, глухой (голосовые складки не работают , голоса нет).
- Звук [Ж] - согласный, твёрдый, звонкий.
2. Дифференциация звуков занятия в слогах (слайд 12)
3. Дифференциация звуков занятия в словах (сл. 14).
Давайте их (буквы) вернём на место (дети работают у доски с наглядным пособием “Ромашка”, вставляют буквы).
Слова запишите в тетрадях. А как напишете слова жираф, шишка (припоминание правила).
Гимнастика для глаз
Сидел со мной рядом за партой сосед
Закрыл я глаза - и соседа уж нет!
Теперь головою крути, не крути,
А в классе у нас никого не найти.
Хотим, чтоб учитель скорее сказал:
“Давайте, ребята, откроем глаза”. (- Посмотрите вверх, налево, направо, вперёд)
4. Шарик и Жук подарили другу Ежику много подарков, они перепутались. Давайте разберём, что подарил Шарик, и что Жук (сл. 17, 18).
Шарик: шар, шарф, шапка, карандаши
Жук: журнал, жилет, лыжи, флажок
5. Дифференциация звуков в словах (сл. 19, на доске наглядные пособия “Грибы”, корзины).
Ежик с друзьями пошли собирать грибы. Взяли корзины “Ж” и “Ш”. В корзину “Ж” какие грибы будут ложить? Какие в корзину “Ш”? (на доске наглядное пособие “Грибы” со словами: карандаш, жало, этаж, детёныши, гусёныши, камыши, кружево, гараж). (Получившиеся слова дети записывают в тетради).
Динамическая пауза “Хомячок”
6. Образование слов из слогов.
- Скажите, пожалуйста, а в какое время года собираем грибы. Что происходит осенью с деревьями? (сл.21)
А вот какие интересные листочки попались друзьям (наглядное пособие “Листья”, на которых написаны слоги) (сл.22,23).
Слоги: шу, ба, лы, жи, лу, жи, шиш, ка, са, жа, су, ша.
- Получившиеся слова напишите в тетрадях. Скажите, как будете писать слова со слогами жи- и ши-? (Вспоминают правило).
7. Шарик и Жук загадали вам загадки со словами на любимые их звуки. Давайте поможем отгадать загадки (24,25)
Люди ждут меня, зовут,
А приду - прочь бегут.В руках у Тани
Зима в стакане.Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.0н ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А, потому что он...
III. Итог занятия (сл. 26).
- Какие звуки мы сравнивали?
- Вам понравилось занятие?
- А что больше понравилось в занятии больше всего?