Проблема развития внимания является актуальной на протяжении всего обучения ребёнка в школе, но наиболее значима она в начальной школе, когда идёт формирование всех познавательных процессов.
Внимание как один из ведущих познавательных психических процессов в учебной деятельности учащихся играет очень важную роль в усвоении учебного материала, особенно проблема развития внимания актуальна на уроках русского языка, как одно из средств усвоения надпредметных связей. (т.е. то, что изучается на уроках русского языка является отправной точкой для усвоения других предметов).
На мой взгляд, русский язык как учебный предмет обладает широкими возможностями в развитии познавательных способностей, в том числе и внимания ученика начальных классов. Это связано с большим количеством часов, отводимых на его изучение, специфичными задачами программы и практической направленностью этого учебного предмета, что позволяет включать школьника в активную познавательную деятельность.
Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка: из-за неумения управлять вниманием ребёнок испытывает трудности в школе. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. Этим детям трудно сосредоточить внимание, невозможной оказывается его длительная концентрация, малейшие пометки отвлекают их. Это ведёт к усилению “ слабости памяти”, это ярче всего проявляется в письменных работах по русскому языку. Развитие произвольного внимания становится условием успешной познавательной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.
Обнаружив проблему, поставила цель:
изучить особенности внимания младших школьников и проверить на практике условия педагогического руководства процессом его развития, выявить и проверить методы педагогического руководства развитием произвольного внимания младших школьников средствами уроков русского языка.
1 и 2 классы - это как начало формирования произвольного внимания, через деятельность в парах и организацию таких игр “Кто внимательный?” (детям необходимо прослушать внимательно сказку “Лисёнок и лягушонок” Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком “и”).
Игра: Сколько чего? (Детям предлагается осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву “к” или “т”). Следующая игра: “Полслова за вами” (Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину слова, а тот, кто ловит, должен назвать вторую половину слова. Каждый урок русского языка начинаю с минутки чистописания, которая не только развивает и корректирует каллиграфические навыки, но и развивает внимание у детей. В основе таких минуток лежит приём нахождения среди спрятанных букв определённой буквы для чистописания. Минутки чистописания с такими заданиями позволяют развивать произвольную память, учат концентрировать внимание на определённом предмете.
Результаты обучения учащихся в 1 и 2 классах показали, что доминирующим у них является непроизвольное внимание. В конце 2 класса дети допускали до 10 ошибок в письменных работах по русскому языку при списывании или записи текстов под диктовку, в силу доминирующего непроизвольного внимания. Наряду с методом наблюдения за результатами моих учеников в письменных работах использовала метод корректурной пробы (автор А. Бине), который используется в психологии с 1900 г., для составления индивидуальных показателей по уровню развития внимания каждого учащегося. Испытуемый должен в течении 5 минут зачеркнуть в контрольном тексте определённые буквы (например, все “а”). Большее или меньшее число пропусков определяет качественную работу по критерию внимания. Если испытуемый в тексте зачеркнул 76 букв “а”, пропустив при этом 3, следовательно в тексте всего было 79 букв “а”. Тогда 76:79=0,96. То есть у испытуемого высокий уровень развития внимания. ИВ= 0,6-0,9 – средний, ИВ 0,6 - низкий. Составила карту индивидуальных показателей по уровню развития внимания (приложение 1). На начало третьего класса были получены следующие результаты диагностики внимания (приложение 2)
- 11% детей с высоким уровнем внимания
- 39 % детей со средним уровнем внимания
- 50 % детей с низким уровнем внимания
Стало ясно, что необходимо организовать работу по развитию и коррекции внимания. Следующим этапом моей работы по развитию внимания у младших школьников стал отбор упражнений и заданий, дидактических игр и использование этих средств на уроках русского языка. Методика русского языка располагает достаточным объёмом упражнения заданий, позволяющих развивать и корректировать внимание. Были проанализированы основные программы по которым ведётся обучение в начальной школе. За основу я взяла развивающую программу Л. В. Занкова где большое внимание уделяется развитию познавательных способностей, в частности внимания. При взаимодействии с психологом нашей школы мы определили, что внимание не одинаково можно привлечь. Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязания) и с помощью движений.
Результаты дианостики, проведённой психологом школы о распознании у учащихся ведущих каналов восприятия и переработки информации, совпали с результатами диагностики по определению уровня внимания. Оказалось, что учащиеся с низким вниманием - кинестетики, со средним уровнем внимания-аудиалы, с высоким уровнем внимания – визуалы. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. Для создания успеха в классе я использовала дифференцированную работу по развитию внимания для аудиалов, визуалов, кинестетиков. Отобранные упражнения и задания я распределила по уровню внимания у учащихся.
Для визуалов я использую следующие упражнения:
А) “ Путаница” Цель: развитие произвольного внимания, способствует концентрации внимания.(Найти замаскированные изображения и записать слова существительные, указать склонение).
Б) Работа с таблицами и схемами. Цель: развитие зрительной памяти, умение сосредотачивать внимание. (В таблице спрятано 10 названий животных. Найдите их.). Работа с орфографическим словарём (используется при написании сочинений). Цель: развитие умения сосредотачивать внимание.
B) зрительный диктант (прежде, чем записать текст, ученик фиксирует на нём внимание в соответствии с заданием: объяснить написания, правила. Затем текст диктует учитель, по окончании работы запись сверяется с текстом. Возможны варианты взаимопроверки, самопроверки.
Упражнения для аудиалов:
А) “Найди слово”. Цель: развитие произвольного внимания, концентрации внимания. (Детям предлагалось найти слова среди напечатанных без пробелов слов. Это упражнение было использовано на разных этапах урока. Например: Найдите и выпишите слова, исправьте возможные в них ошибки ВУКПРСОБАКАЖИТР.
Б) “Поиск отличий”. Цель: тренировка распределения внимания .Детям предлагалось назвать как можно больше отличий в словах, записанных на доске: борются смотрят (Необходимо дать достаточно времени, чтобы дети внимательно рассмотрели слова и нашли отличия с точки зр. грамматики, морфемики.)
В) Диктант “Проверю себя”. Цель: развитие умения сосредотачивать внимание, развитие произвольного внимания.
Дидактические игры для кинестетиков, кто воспринимает информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений) Игра “Пишущая машинка” Цель: развитие произвольного внимания, концентрации внимании(Каждому ребёнку присваивается буква алфавита, в зависимости от изучаемой орфограммы. Использовала эту игру при изучении темы “ Парные согласные в корне слова”. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово “напечатано” полностью, все дети хлопают в ладоши. Необходимо подбирать слова так, чтобы каждый ребёнок поучаствовл в игре. Разноуровневые задания направлены на достижение одной и той же цели: развитие произвольного внимания учащихся.Например: при изучении темы “Правописание ь знака после шипящих у существительных”
1 группе (визуалов) предлагалось отделить друг от друга слова и составить из них пословицу. Записать её. Подчеркнуть сущ. с ь после шипящей. ЛОЖЬЧЕЛОВЕКАНЕКРАСИТ ТОЛОЧЬВОДУВСТУПЕ
2 группе (аудиалов) учитель читает детям список из 10 слов на правописание ь знака после шипящих у существительных” и просит запомнить любым удобным для них способом. Затем задаёт вопросы: Сколько всего было слов? Сколько из них сущ. 3 склонения? Сколько содержали ь? Назовите и запишите те, в которых не было ь. Обозначьте части речи.
3 группе (кинестетиков) предлагается игра “Хлопки в ладоши” Если в слове есть ь после шипящей, нужно хлопнуть в ладоши. (мяч, гараж, тишь и др.)
Такие приёмы обучению правописания, не только развивают орфографическую зоркость, но и развивают внимание. Дети стали более собраны, повысилась активность на уроках, даже у слабых учащихся. Текстологический подход стал один из ведущих современных подходов преподавания русского языка. Для формирования более высокого уровня произвольного внимания использовала работу с текстами, и эти знания являются ведущими в среднем и старшем звене. Помимо игр и упражнений, рекомендованных методистами и психологами для формирования “внимательного письма” у младших школьников, нами был использован метод поэтапного формирования умственных действий, предложенный Гальпериным П. Я. и Кабыльницкой С.Л. Занятия по формированию внимания проводились как обучение внимательному письму и строились на материале с текстами, содержащими разные типы ошибок “ по невнимательности”: подмена или пропуск слов в предложении, букв в слове, слитное написание слов с предлогом и др. Важным моментом процесса формирования внимания явилась для нас работа с карточкой. На которой выписаны “правила” проверки, порядок операций при проверке текста. Ребенок читает текст вслух, слово за словом, отделяя голосом слог от слога. Одновременно он читает и выполняет требования ориентировочной карточки (приложение 3). Да и ребенок первое время выполняет действие проверок ошибок как бы вместе со взрослым (или для взрослого, информируя его о выполнении каждого пункта карточка.) У самых слабых учеников может не хватить навыков выделения слогов в слове голосом, и тогда необходимо будет научить совершать это действие в материальной форме: каждый слог в слове надо будет отчеркивать карандашом вертикальной чертой. Затем, при достижении известных умений в этом можно будет перейти снова к выделению слогов голосом, а после того к слитному произнесению слова, т.е. выделению слога как бы про себя. Занятия заканчиваются, когда школьник начинает проверять тексты с ошибками безошибочно, быстро и молча. В качестве мотивационной основы формируемого действия использовалось желание детей научиться под руководством взрослого проверять контрольные работы учащихся других классов, т. е. проверять чужие ошибки. Через 20-25 таких занятий значительно снижается количество ошибок по невнимательности.
Корректурные задания. Цель: развитие концентрации внимания.
В корректурных заданиях мы предлагали детям находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Для их проведения брались любые печатные тексты с крупным шрифтом (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Корректурные упражнения проводились ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение нескольких месяцев. Занятие были как индивидуальным так и групповым. По мере овладения игрой правила усложнялись: менялись отыскиваемые буквы; одновременно отыскивались две буквы, одна зачеркивалась, вторая подчеркивалась; на одной строке буквы обводились кружочком, на второй отмечались галочкой.Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга. Практика работы с этим заданием показала, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2—3 раза в письменных заданиях. Каждое занятие мы начинали с нового договора о возможном количестве ошибок. Результаты показали, что в группе испытуемых уровень внимательности повысился на ступень, а самое главное – значительно уменьшилось количество ошибок в письменных работах по русскому языку.В процессе реализации намеченного удалось добиться следующих результатов по развитию внимания (приложение 4)
Результаты по сравнению с 3 классом увеличились к концу 1 полугодия 4 класса.
Низкий уровень - 10%, средний уровень - 45%, высокий уровень - 45% (приложение 2). Для решения этой проблемы в своей собственной работе мною были намечены следующие пути:
1) На взаимодействие с психологом школы в вопросах изучения динамики развития внимания младших школьников.
2) Использование специальных упражнений в процессе обучения русскому языку, способствующих расширению объёма, возрастанию устойчивости, формированию произвольности внимания младшего школьника.
3) Организации индивидуальной и групповой работы с детьми, требующими коррекционных мероприятий по развитию внимания.
Именно индивидуальный подход позволяет добиться высоких результатов и сделать процесс обучения для учеников приятным и продуктивным, что позволяет проследить позитивную динамику психо-эмоциональной сферы детей.Так в начале эксперимента уровень утомляемости составлял 55%, а к концу эксперимента 5%, уровень качественной успеваемости на уроках русского языка составлял 60%, к концу эксперимента 80%, Повысился уровень самооценки, в начале эксперимента 30%, а сейчас – 100%. Результаты показали, что цель совершенно достигнута, сделала корректировку работы.
Проблема развития внимания младших школьников — это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая проблема. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.