Урок по теме "Греко-персидские войны. Марафонское сражение". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тема: “Греко-персидские войны. Марафонская битва”. Вариант № 1. Презентация

Цели урока:

  • повторить исторические понятия предыдущего материала;
  • закрепить знания по истории Древней Греции – законы, формы управления, главные города, история религии Древней Греции;
  • получить и закрепить новые знания по истории греко-персидских войн;
  • закрепить новые понятия, умение работать со схемой “Война”, умение анализировать и обобщать материал, вызвать интерес к новой теме по истории Древней Греции с целью знакомства учащихся с дополнительным материалом (видеофильмами, художественными произведениями).

Форма урока: комбинированный (повторение изученного материала, изучение и закрепление нового).

Оборудование: задания на доске, историческая карта “Древняя Греция”, учебник “История Древнего мира” Вигасин, видеофильм “Греко-персидские войны”, чистые листы для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент: вступительное слово учителя, в котором ставятся цели урока перед учащимися и объясняются формы работы (1 мин.).

2. Повторение старого материала (18 мин.):

Форма работы: индивидуальная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа (1 мин):

А) Два человека работают у доски с заданиями:

а) Вставить пропущенные буквы, объясни (устно) что означают слова-понятия:
пол…с, …рхонт, дем…с, л…коничная речь, п…рат, Сол…н.

б) Найди ошибку в слове и объясни правильное его написание:
далговой камень, неаполь, остроф, отлет, петиборье, эллада.

Б) В это же время с остальным классом устно вспоминаем понятия: ареопаг, илот, демократия, долговое рабство, хитон, гиматея, ипподром, олимпики, оратор, царь, детский способ голосования, полис, Олимпия, драхма, народное собрание (5 мин.).

В) Через пять минут проверяем работу ребят у доски, исправляем ошибки, дополняем. Оцениваем результаты работы (3 мин.).

Г) 7-минутная самостоятельная работа.

Задания:

1) Сгруппируйте слова. Объясните свои действия.

Геракл, Деметра, Солон, Микены, Афины, Гера, Дракон, Крез, Спарта. Парис, Гермес.

(Должно быть 4 группы: герои, боги, цари-правители, города.)

2) Найди четвертое лишнее. Объясни свои действия.

Зевс
Гера
Артемида
Геракл
Спарта
Троя
Афины
Марафон

Д) Сдают листочки. Проводим краткий анализ самостоятельной работы (2 мин.).

3. Изучение нового материала. (20 мин.).

а) Ставится цель перед учащимися – за время рассказа о Греко-персидских войнах они должны записать ответы на вопросы (2 мин.):

1. Причины Греко-персидских войн?
2. Какое было вооружение у греков и персов во время Греко-персидских войн?
3. С какими военными традициями, обычаями вы познакомились?
4. Почему греки выиграли эту войну?

б) Рассказ учителя: 1) захват Дарием греческих колоний, начало войны; 2) показ видеофильма о вооружении греков и персов; 3) рассказ о Марафонском сражении; 4) победа греков у стен Афин, бегство персов (18 мин.).

4. Д/З. § 34 – пересказ. Нарисовать вооружение персов или греков (1 мин.).

5. Закрепление нового материала. Дети отвечают на вопросы учителя (4 мин.):

– Причины Греко-персидских войн?
– Кто был “союзником” персов?
– Кто выступал против персов?
– Кто был союзником Афин?
– Кто такие гоплиты?
– В чем было превосходство греческого вооружения над персидским?
– Новые понятия – фаланга, стратег.

6. Анализ того, как усвоен новый материал и оценка работы учащихся на уроке (2 мин.).

Литература:

  1. Всемирная история. Энциклопедия для детей. – М.,1995.
  2. Беккер К.Ф. Мифы древнего мира.– Ростов-на-Дону,1997.
  3. Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории Древней Греции/ пособие для учителей/. Л., 1958.
  4. Всемирная история в лицах. Древний мир. Энциклопедия школьника.– М.,1999.

Тема: “Греко-персидские войны. Марафонская битва”. Вариант № 2 Презентация

Цели урока:

  • повторить исторические понятия предыдущего материала;
  • обучение работать с проблемными темами;
  • закрепить знания по истории Древней Греции – законы, формы управления, главные города, история религии Древней Греции;
  • получить и закрепить новые знания по истории греко-персидских войн;
  • закрепить новые понятия, умение работать со схемой “Война”, умение анализировать и обобщать материал;
  • вызвать интерес к новой * теме по истории Древней Греции с целью знакомства учащихся с дополнительным материалом (видеофильмами, художественными произведениями);
  • выработать привычку работать со словарем.

Форма: комбинированный.

Оборудование: задания на доске, историческая карта “Древняя Греция”, учебник “История Древнего мира” Вигасин, видеофильм “Греко-персидские войны”, чистые листы для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент: вступительное слово учителя, в котором ставятся цели урока перед учащимися и объясняются формы работы (1 мин.).

2. Повторение старого материала (18 мин.):

Форма работы: индивидуальная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа (1 мин.):

А) Два человека работают у доски с заданиями (5 мин.):

а)Вставить пропущенные буквы, объясни (устно) что означают слова-понятия:
пол…с, …рхонт, дем…с, л…коничная речь, п…рат, Сол…н, амф…ра..

б) Найди ошибку в слове и объясни правильное его написание: далговой камень,
неаполь, остроф, отлет, петиборье, эллада.

Б) В это же время, с остальным классом, устно вспоминаем понятия: ареопаг, илоты, хитон, ипподром, оратор, гиматея, олимпики, царь, детский способ голосования, драхма, народное собрание, Олимпия, возничий, знать, миф, драконовский закон .

В) Через 5 минуты проверяем работу у доски, исправляем ошибки, дополняем. Оценка результатов работы. (3 мин.)

Г) Перед классом ставится проблемный вопрос – сравните Олимпийские игры нашего времени и Древней Греции /общее и отличительное.

Ребята обдумывают вопрос, затем начинается обсуждение (5 мин.).

Приблизительный план ответа:

Сегодня В Древней Греции
а) новые виды спорта, в том числе зимние(лыжи, фигурное катание) – баскетбол, плаванье, прыжки в высоту, марафонский бег и др.

б) женщин допускают не только смотреть, но и участвовать в играх. А так же появилась Олимпиада для инвалидов.

в) игры длятся больше 5 дней и проводятся в разных странах.

г) общее: 1раз в 4 года; олимпийский огонь; тренировки; кроме гонок на колесницах остались виды состязаний с древности.

а) запрещались войны на время игр;

б) женщинам запрещалось участвовать и присутствовать под угрозой смертной казни на играх;

в) перед играми участники приносили жертвы богам, клялись честно состязаться;

г) участвовали в соревнованиях только греки;

д) победителям ставили статуи, бесплатно кормили обедами.

Д) Заключающий итоговый вопрос по Д/З Справедлива ли мысль, что древние греки любили Олимпийские игры? / Да – запрещались войны; все греки старались попасть на игры хотя бы зрителями; сохранилось множество ваз с рисунками олимпийских игр, статуи олимпиков/.
(2 мин.)

Е) Подводим итог проверки знаний по пройденному материалу и выставляем оценки за работу (2 мин.) .

3. Изучение нового материала (18 мин.)

Форма: рассказ учителя, просмотр отрывка из видеофильма “ Греко-персидские войны”; составление таблицы “ Первая Греко-персидская война”.

А) Перед учащимися ставится вопрос : Что они уже знают о греко-персидских войнах из фильмов или художественной литературы?

(Этим ставится цель заинтересовать ребят новой темой, заставить анализировать и обобщать знания, стремиться получить дополнительные знания.)

Б) Затем идет изучение нового материала – это рассказ учителя, просмотр видеофильма, в результате которого учащиеся составляют таблицу “Греко-персидские войны” (пример таблицы нарисован на доске).

План Рассказа учителя:

  1. Захват Дарием греческих колоний. Начало войны между персами и греками.
  2. Вооружение греков и персов (видеофильм)
  3. Марафонское сражение (используется схема битвы).
  4. Бегство персов и победа греков.

Таблица “Греко-персидские войны”

1. Причины Греко-персидских войн. 1. Дарий 1 хотел наказать греков за участие в восстании колоний.
2. Персы желали захватить богатства и земли Греции.
2. Вооружение, доспехи. Греков: шлем, копье, панцирь, поножи, меч, фаланга (8–10 рядов) , гоплиты – тяжеловооруженные войны(10.000 воинов), легковооруженные пехотинцы.

Персы: лучники, конница, пехота, копья, стрелы, копья, кожаные халаты с металлическими бляшками на груди (слабые доспехи), штаны, колпаки. Всего 100.000 воинов.

3. Традиции, военные обычаи. 1. Персы в битве комбинировали действия конницы и лучников-пехотинцев.
2. Греки сражались фалангой – войско с тесными рядами.
3. Использование греками сигнальных огней.
4. В Афинах стратега (военачальника) выбирали на Народном собрании.
5. Перед сражением греки гадали об исходе сражения.
4. Основные даты и события войны. Военачальники и союзники. 1. 490 г. до н э – Марафонское сражение (греков – 10700; персов – 20.000). Погибло у греков – 192 человека; у персов – 6400.
2. Союзники персов – раздробленность в Греции;
Афин союзники – г. Платеи.
Стратег греков – Мильтиад;
персов – царь Дарий 1.
5. Причины победы греков. 1. Греки были лучше вооружены;
2. Греки защищали свою Родину, а армия Дария состояла из множества завоеванных народов;
3. Военный ум Мильтиада.

4. Д/З – параграф 34 (пересказ), нарисовать или сделать оружие, доспехи времен Греко-персидских войн и подумать над вопросом “Какие выводы должны были сделать греки и персы из войны?” (2 мин.).

5. Закрепление нового материала.

Форма: фронтальный опрос.

Время: 5 минут.

Вопросы:

1. Причины Греко-персидских войн?
2. Кто был “союзником” персов?
3. Кто выступил против персов?
4. Кто был союзником Афин?
5. Кто такие гоплиты?
6. В чем было превосходство греческого вооружения над персидским?
7. Что такое фаланга?
8. Что означает выражение “Встретить врагов, пока у них мокрые ноги”?
9. Могли ли персы выиграть Марафонскую битву?
10. Какого оружия не было у греков?
11. Почему греки выиграли?

6. Анализ освоенности нового материала, оценка работы учащихся на уроке (1 мин.).

Литература:

  1. Всемирная история. Энциклопедия для детей. – М., 1995.
  2. Беккер К.Ф. Мифы древнего мира. – Ростов-на-Дону, 1997.
  3. Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории Древней Греции/пособие для учителей/. Л., 1958.
  4. Всемирная история в лицах. Древний мир. Энциклопедия школьника. – М., 1999.