Текст как дидактический материал в обучении русскому языку

Разделы: Русский язык


Важнейшей характеристикой коммуникативно ориентированного обучения является использование текста в качестве высшей дидактической единицы. Слово “текст” произошло от латинского “сплетение”, “соединение”, текст признается не только средством, но и высшей единицей обучения речевой деятельности, наиболее полно отвечающей задачам формирования социальной компетенции школьников. Это обусловлено тем, что текст - высшее образование речи, законченное речевое произведение, имеющее композицию и смысловую целостность.

На уроках русского языка текст важен как для познания самого языка, так и для воспитания человека. Его использование дает возможность обратиться к внутренним резервам личности, помочь им раскрыться.

Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие ключевых и предметных компетенций обучающихся, включающих в себя языковой уровень и культурологический. К ключевым компетенциям относятся информационная, коммуникативная, социальная. Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованиям общества – развивать компетентностно – зрелую личность, способную анализировать информацию, содержащуюся в тесте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Именно использование текстов на уроке русского языка является основой , обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Обучение происходит на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

Большое место на уроках русского языка должна занимать работа с текстом, прежде всего имеющими воспитательно-познавательный характер. Их использование способствует формированию нравственно-этических качеств личности школьника, совершенствованию его знаний об окружающем мире, человеческих отношениях. Использование текста при обучении русскому языку создает условие для осуществления личностно ориентированной педагогики - эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделённую субъективным опытом и реализующую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.

Безусловно, что текст, используемый на уроках в качестве дидактического материала, должен обладать стилевой безупречностью, позитивной нравственной позицией автора, доступностью содержания, способностью вызвать не только интеллектуальный, но и эмоциональный отклик школьника, воздействовать на волевую сферу человека. При систематической работе с текстом учитель уже с 5 класса осуществляет подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации, к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.

Не менее важно определение характера заданий к текстам и последовательности их выполнения. Воспитание и обучение в этом случае взаимодействуют. Ведь хорошо организованная работа, знание и понимание окружающей действительности вызывает у обучающихся потребность высказаться. Достаточно сильной мотивацией у обучающихся является обязательность работы с текстом на ЕГЭ.

При работе с текстом уже с 5 класса учитель формирует умение осуществлять литературоведческий анализ произведения, языковой анализ, культурологический анализ текста, работать с орфоэпическими нормами языка. В ходе данной работы идет подготовка к сочинениям различных жанров, закрепляются знания по основным разделам лингвистики: лексике, фонетике, морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису, при работе с текстом всегда проводится большая работа по орфографии и пунктуации.

В практике своей работы часто применяю на уроках русского языка комплексную работу с текстом. Например, на уроке русского языка в 7 классе можно использовать следующий текст:

(1) Дети на селе начинали трудит(?)ся рано. (2) (С)начала выполняли только вспомогательную работу, но без их помощ.. родителям пр..шлось(бы) туго. (3) Возр..ст человека на Руси издревле исч..слялся семилетиями. (4) (В)виду того, что ребенок взрослел быстр.., детством считались только первые семь лет, вторые - отрочеством, еще семь лет - юностью. (5 )Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и нач..нал гонять скот на вод..пой, в семь-восемь лет пом..гал на пашне – управлял лошадью. (6) В десять лет у м..лодого хозяина обяза(н, нн)остей пр..бавлялось: нак.. рмить скотину выве..ти навоз в поле бороновать распаха(н, нн)ую отцом пашню убирать вместе с ним хлеб отвозить его на гумно. (7) (В)течении.. этого времени отец брал сына на охоту учил ставить силки ловить рыбу. (8) К четырна..цати годам подросток владел к..сой серпом цепом топ.. ром, а через год вполне мог заменить отца в случа.. его болезни или от..езда.

(9) Дочка в крестьянской семье то(же) (не)сидела без дела: в шесть лет начинала осваивать прялку, в десять- работала с..рпом шила. (10) К двена..цати-трина..цати годам девочка в отсутствии.. родителей полност..ю вела домашнее хозяйство: носила воду стирала кормила птицу доила корову шила стряпала пр..сматривала за мла..шими детьми. (11) В четырна..цать лет она ткала жала хлеб косила, а в пятна..цать могла работать (в)место матери.

(12) Крестьянская мудрость гласит: “Учи дитя тогда, когда поперёк лавки лежит”. (13) (В)следстви.. этого лет с пяти девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков - отец. (14) Через пятна..цать лет после рождения ребенка крестьянская семья получала еще одного полноце(н, нн)ого работника (Ю.С. Рябцев).

Послетекстовые задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Определите тип текста.

3.Определите тему текста.

4. Какова основная мысль текста?

5. Озаглавьте текст.

6. Составьте план текста.

7. Обведите кружком все непроизводные предлоги, подчеркните производные, над каждым словом, присоединяемым предлогом, надпишите падеж.

8. Объясните значение слов: гумно, бороновать.

9. Подберите синонимы к словам: стряпать, болезнь.

10. Подберите антонимы к словам: начинать, рождение.

11. Поставьте ударение в выделенном слове.

12. Обведите кружком номер правильного ответа.

А. Какие слова являются одной из грамматических основ в десятом (10) предложении?

1) девочка вела,

2) девочка вела домашнее хозяйство,

3) девочка вела хозяйство: носила, стирала, кормила, доила, шила, вязала, стряпала, просматривала,

4) девочка вела хозяйство.

Б. Укажите значение слова убирать в шестом (6) предложении текста:

1) уносит, удалять, помещая куда-нибудь,

2) сжав, скосив, собрав, увозить, помещать на хранения сельскохозяйственные культуры,

3) приводить в порядок,

4) украшать, наряжать (о человеке – устар.).

В. Укажите правильную морфологическую характеристику слова в отсутстви… (10):

1) союз,

2) предлог,

3) наречие,

4) существительное с предлогом.

Составьте предложение, в котором это слово являлось бы существительным с предлогом.

Г. Из последнего абзаца выпишите книжное слово.

13. Найдите в тесте однокоренные слова и формы одного и того же слова.

14. Установите, какая информация в этом тексте является главной, а какая второстепенной?

15. Выпишите ключевые слова из текста. Затем, опираясь на них, напишите сжатое изложение.

16. Составьте схему предложения с прямой речью.

17. Из предложения 2-5 выпишите слова с чередующей гласной в корне.

18. Укажите номер предложения, в котором есть однородные члены предложения (предложения 7-9).

19. Из предложения 4-6 выпишите слова с неизменяемыми приставками.

20. Напишите творческое эссе том, как вы помогаете родителям.

Работа с текстом на уроке русского языка является важнейшим средством формирования личности школьника, помогает осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, способствует созданию развивающей среды на уроке. Целенаправленный подбор текстов и заданий к ним, включение каждого урока в продуманную систему работы с текстом - это основные условия, которые способствуют формированию языковой компетентности обучающихся.