Цель: cформировать представления учащихся о повседневной жизни жителей России в конце 18 века.
Задачи:
- уметь воссоздать исторический образ;
- сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.
Ход урока
(Звучит музыка из репертуара русских народных песен. На её фоне учитель начинает урок. Постепенно музыка смолкает.)
Учитель: Сегодня у нас с вами урок-путешествие. Но путешествовать мы будем не в пространстве, а во времени. И перенесемся с вами в коней 18 века. Посмотрим, как жили различные слои населения в этот период времени.
Тема сегодняшнего урока “Быт и обычаи русского народа в конце 18 века”.
Вопрос: Скажите мне, что такое “быт”?
(БЫТ – повседневная жизнь. Определение написанное на листе бумаги прикрепляется на доску).
Вопрос: Что мы, прежде всего, подразумеваем под повседневной жизнью?
(Ответы детей: питание, одежда, дома и т.д.)
Учитель: На каждой парте лежат листы бумаги, на которых записаны слова, среди них нужно найти те, которые относятся к жизни людей 18 века: лапти, телевизор, камзол, замок, многоэтажка, диски, карандаш, президент, книга, ярмарка, мортира, лодка, фаворит, треуголка, ухват, лучина, босоножки, машина и другие слова. (Можно эти же слова вывести на экран мультимедиа).
Вопрос: Почему вы выбрали именно эти слова?
(Слова, напечатанные на бумаге прикрепляются к доске. Если в презентации, то выделены другим цветом).
Вопрос: К каким сферам жизни отнесем выбранные слова?
- жилище,
- одежда,
- предметы быта.
Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет об этих составляющих быта людей, живших в 18 веке. Предоставляю слово своим помощникам, которые приготовили небольшие сообщения о жизни различных слоев населения 18 века.
Сообщения учащихся с одновременным показом презентаций, которые заранее подготовили сами учащиеся.
Презентация 1 (не представлена, т.к. имеет большой размер, находится у автора статьи)
1. Сообщение и показ презентации “Жилище знати”
Жилище высших слоев населения 18 века
(Слайд 1)
Я хочу рассказать о том, как стали жить в конце 18 века высшие слои общества. (Слайд 2) По сравнению с началом 18 века даже цари стали жить роскошнее. Самым крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге. (Слайд 3) Также знаменитыми были Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли.
(Слайд 4) Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад.
(Слайд 5) Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием.
(Слайд 6) Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. (Слайд 7). Например, по приказу Екатерины 2 богатейший Мраморный дворец был построен для Григория Орлова, Таврический - для Григория Потемкина.
Старались не отставать от царей и вельможи. (Слайд 8) Они строили себе по несколько дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Вельможи старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. (Слайд 9) Дворцы украшали фресками, мозаиками, в мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, в позолоченных клетках пели канарейки и говорили попугаи. (Слайд 10)
Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. (Слайд 11) При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. Впервые в 18 веке появилась нумерация домов по улицам, а раньше она была порядковой. Поэтому рядом с домом номер 7 мог стоять дом под номером 342. Все чаще в городских домах в окна вставляли стекла, а не слюду, как прежде.
(Слайд 12)
Крестьянские избы строились по старому. Для них 18 век не принес никаких перемен.
2. Сообщение и показ презентации “Одежда знати 18 века”. Презентация 3
Одежда высших слоев населения (слайд 1)
В одежде высших слоев российского общества в течении 18 века произошли огромные изменения. (Слайд 2) Введенные Петром 1 западноевропейские фасоны платья теперь не внедрялись насильственно. (Слайд 3) Русское дворянство начало выписывать модные одежды из Европы, а затем стали приглашать модных модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. (Слайд 4)
Очень сложными были женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на неё платье. Теперь её талия казалась очень узкой. Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена.
(Слайд 5) Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. (Слайд 6) В связи с этим у дамы из высшего общества имелось огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, (слайд 7) например, во время московского пожара сгорело 4 тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё 15 тысяч платьев.
Мужская одежда тоже сильно изменилась. (Слайд 8) Вместо длиннополой мешковатой традиционной одежды дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шелка.
(Слайд 9) Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Стоимость парадного платья Григория Потемкина (слайд 9) составляла, например, 200 тысяч рублей, что было примерно ровно годовому оброку 40 тысяч его крестьян. (Слайд 10) Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, иногда даже бриллиантами. Цена такой обуви порой достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами.
3. Сообщение учащегося и показ презентации “Быт русского народа”. Презентация 2
Быт народа 18 века
(Слайд 1)
За сотню лет быт крестьян практически не изменился. Крестьянский двор представлял собой избу, крытую соломой или дранкой. Изба топилась по черному. (Слайд 2) Рядом с домом находился хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). (Слайд 3) Освещали избу лучиной, которую вставляли в печные расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста.
(Слайд 4) Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен. Они служили не только для сидения, но и для ночлега. Зимой крестьянская семья спала на печи – это было самое теплое место в доме.
(Слайд 5) Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных. Слайд 6 Обувью служили в основном лапти. Зажиточные крестьяне носили обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи, а порой и сапоги.
(Слайд 7) В праздничные дни крестьянки одевали одежду, которую хранили и часто передавали по наследству. Расшитый сарафан, кокошник.
(Слайд 8) Посуда была деревянной и глиняной. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными ложками.
(Слайд 9)
4. Сообщение учащегося “Питание различных слоев населения в конце 18 века”
Питание основной части населения российской империи оставалось традиционным. Для богатого и среднего городского населения в 18 веке привычными стали сосиски и сардельки, салаты, колбасы, котлеты.
Был нарушен главный принцип допетровской системы питания – раздельное питание, не допускавшее смешивания продуктов при готовке блюд. Если раньше тушки животных и птиц зажаривались целиком на вертеле, то теперь мясо жарили кусочками. Стали впервые использовать плиты и сковороды.
Больше всего перемены в пище коснулись высшего света. Здесь влияние западной кухни было огромным. Фактически все популярные в Европе рецепты различных блюд попробовали русские вельможи. а некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых блюд. Например, повар Оливье изобрел рецепт самого известного сегодня салата, называемого на западе его именем или просто “русским”. А традиционную русскую пищу знать старалась употреблять лишь в домашней обстановке.
Широкое распространение в 18 веке получили званные обеды. Они обычно длились по 4 – 5 часов. Еще до начала обеда пришедшим предлагалась водка с легкой закуской – икрой, сырами, соленой рыбой. Позже все приглашенные шли в обеденный зал. За обедом могли быть поданы 80 – 100 блюд. Вначале – до 10 разных супов. За ними следовали закуски – Куринные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. После этого выносили горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты, фаршированных поросят и козлят. К ним подавались специальные соусы.. затем следовали новые закуски – копченые языки, угри, раки, креветки, устрицы. В завершение подавали сладкий десерт. Завершался званный обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.
А вот в питании простого народа мало, что изменилось в течение века. По-прежнему основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Много употребляли в пищу овощей: капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Использовали в пищу также лесные орехи, грибы, ягоды.
Учитель: (благодарит детей за выступления)
Есть ещё одна сторона жизни народа. Это досуг. Что это такое? (Досуг – занятия в свободное время. Слово напечатанное на листе вывешивается на доску. Либо его выводят на экран в презентации).
Учитель: Чем же занимались в свободное время разные слои населения. Давайте посмотрим, чем занимались в часы досуга высшие слои населения. Откройте учебник на странице 238 (автор Данилов, Косулина). Прочитать и ответить на мой вопрос.
Учитель: Беседа с классом:
- Как же проводили досуг простые люди?
- Много ли у них было свободного времени?
- Почему?
- Чем занимались в свободное время люди низших слоев населения?
- Назовите праздники, которые отмечали люди в 18 веке? (Дети называют Масленицу, Пасху, Рождество).
Учитель: В январе отмечается Рождество Христово. На Рождество в 18 веке молодежь колядовала.
- Скажите, что такое “колядки”? (Обрядовые песни).
- Знаете ли вы какие-нибудь колядки?
- Объясните смысл этого старинного обычая “колядок”?
(Если есть время, то можно включить записи колядок).
Вопрос: Сделайте вывод, как изменился быт разных слоев населения в России в течение 18 века? (Выводы учащихся)
Учитель: Перемены в быте 18 века были действительно огромны. Если посмотреть на Россию начала и конца 18 века, то перед нами будет во многом другая страна. Но все эти перемены коснулись в основном высших слоев населения. Для абсолютного большинства населения почти ничего не изменилось.
Далее, если есть время то можно проверить детей, как они усвоили материал. Для этого им раздаются листы с тестом (всего 5 вопросов). Ребята должны выполнить за короткое время. Либо данный тест дать в презентации. Тогда возможна работа с классом.
Приложение № 1. Тест.
Рефлексия. Ребята, вы, наверное, знаете, что простые люди стремились украсить свою домотканую одежду вышивкой. Да и дома украшали резьбой по дереву и рисунками. Но какой же домик без красивого окна. У меня на доске – окно (нарисованное). Его нужно украсить. У каждого на парте по 2 птички, вырезанные из бумаги разных цветов. Если вам понравился урок и вы узнали что-то интересное, новое, то к окну нужно прикрепить желтую птичку. А если по какой-то причине вы остались равнодушны, вам не понравилось, то птичка может быть белой. (Ребята прикрепляют птичек. Учитель выставляет оценки).
Домашнее задание п 32.
Приложение
Тест
Тема “Быт и обычаи в конце XVIII века”
Выберите один вариант ответа.
1. Для какого вельможи был выстроен Мраморный дворец в Санкт-Петербурге?
а) Г. А. Потёмкина,
б) П. А. Зубова,
в) А. М. Дмитриева-Мамонова,
г) Г. Г. Орлова.
2. Жилища какой социальной группы подверглись наибольшим изменениям в XVIII в.?
а) крестьян,
б) духовенства,
в) дворянства,
г) посадского населения.
3. Что представляла собой одежда большинства населения России в XVIII в.?
а) западноевропейскую одежду,
б) традиционную русскую одежду,
в) смешение русского и западноевропейского стилей в одежде.
4. Укажите обычные формы досуга знати в XVIII в.
а) колядки,
б) кулачные бои,
в) званые обеды,
г) карнавалы,
д) игра в карты,
е) балы.
5. Какие изменения произошли в жилищном строительстве в XVIII в.?
а) повсеместно на смену слюде в окнах пришло стекло,
б) появилась поуличная нумерация домов,
в) увеличилось количество этажей,
г) изменилась планировка жилого дома,
д) дома стали строиться только из камня.
Ключ:
- г
- в
- б
- в, г, д, е
- а, б, г