Цель урока: продолжить знакомство, связанное с понятием “текстовая (сюжетная) арифметическая задача”.
Задачи.
1. Продолжить находить и записывать решение задачи в виде числового выражения; учиться выделять смысловые единицы текста задачи и устанавливать соотношения между ними; выстраивать последовательность операций: условие, требование, решение.
2. Развивать творческую деятельность как качество мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки.
3. Развивать “умение учиться”: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности.
4. Воспитывать трудолюбие, культуру учебного труда, бережное отношение к окружающим, умение работать в паре.
Тип урока: урок конкретизации открытого способа действия; систематизация знаний.
Оборудование: учебник “Математика” в двух частях. Часть 2., 1 класс, автор А.Л. Чекин, 2011 г.
Демонстрационный материал.
- Мультимедийная презентация урока.
- Таблички: “Условие”, “Требование”, “Решение”.
- Карточки для каждого ученика.
Особенности урока.
Данный урок является вторым уроком по теме “Задача. Нахождение и запись решения”. В ходе проведения урока обучающиеся учатся использовать термин “решение” в разных значениях. Во-первых, решение – это мыслительный процесс, который приводит к ответу на данное требование; во-вторых, под решением мы понимаем математическую запись этого процесса; в-третьих, решением считается и результат этого процесса. Также для того, чтобы подчеркнуть особенность процесса решения арифметической задачи, требующего выполнения арифметических операций детям предлагается сопоставить его с процессом отгадывание загадки, который требует выполнения логических операций. На уроке обучающиеся учатся выделять смысловые единицы текста задачи и устанавливать соотношения между ними; выстраивать последовательность операций: условие, требование, решение. Соотносить схемы к задачам, а также по схеме составлять задачу. В ходе урока развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, фиксировать новые знания, творчески подходить к проблемной ситуации.
Планируемые результаты обучающихся на уроке.
- Употреблять термины, связанные с понятием “задача” (формулировка, условие, требование, решение).
- Составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.
- Находить и записывать решения задачи в виде числового выражения.
- Понимать количественный и порядковый смысл числа.
- Понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания.
В ходе урока у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
личностные УУД
- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
регулятивные УУД
- контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
коммуникативные УУД
- взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте.
Познавательные УУД подводить под понятие на основе выделения существенных признаков (условие, требование, решение задачи);
- владеть общими приёмами решения задач: выполнять задания с использованием материальных объектов – рисунки, схемы задач.
- проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- формирование общего приема решения задач как универсального учебного действия;
- строить логическую цепь рассуждений.
Проект урока
I. Эмоциональный настрой. Слайд 1. Презентация
- Доброе утро! Как настроение?
- Проверьте все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо! Улыбнулись!
И с хорошим настроением начнем урок!
- А какой урок у нас сейчас?
- Что вы ждете от урока?
- Молодцы!
II. Актуализация знаний.
- У нас с вами ребята сейчас небольшая разминка.
- Давайте немного устно посчитаем!
2.1. Устный счет.
1. Назови число, которое следует за числом 4, 6, 8.
2. Назови число, которое предшествует числу 3, 5, 9.
3. Прочитай по - разному и реши: 6+2 10-4. Слайд 2
4. Какое число надо прибавить к 6, чтобы получить 9?
5. Какое число надо прибавить к 7, чтобы получить 10?
- Молодцы! С разминкой справились хорошо!
2.2. Повторение сведений, связанных с понятием “текстовая (сюжетная) арифметическая задача”.
- Продолжаем работу.
- Ребята, у вас на столе лежат карточки. Послушайте задание. Найдите текст, который является задачей, а также выберите правильное решение этой задачи. Докажите, что это задача. Расскажите об этом соседу по парте.
Карточка. Слайд 3
1. Даны числа 5 и 3. Найдите их разность.
5 – 3
5 + 3
2. Записано слово “Задача”. Сколько в нем букв?
5 + 1
4 + 2
3. В вазу положили 3 яблока и 4 груши. Сколько фруктов положили в вазу?
3 + 3
3 + 4
4. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли два мешка.
2 + 0
0 + 2
5. В парке посадили 5 лип и 1 дуб. Сколько берез посадили в парке?
5 + 1
5 – 1
- Скажите ребята, под каким номером вы нашли задачу? (3)
- Почему вы решили, что это задача? (Есть условие и требование, даны числовые данные).
- Какое решение к этой задаче вы выберите? (3 + 4).
- Почему? (Выслушиваются мнения детей).
- Молодцы!
- Ребята, а какие задание ещё есть на карточке? (Пример, загадка и т.д.)
- Ребята, а какой текст на этой карточке похож на задачу? (5)
- Скажите, а мы её можем решить?
- Почему? (Условие задачи и требование (вопрос) не подходят).
- Молодцы!
- Скажите, пожалуйста, а что значит решить задачу? (Правильно выбрать действие над данными числами).
- В виде чего мы можем записать решение задачи? (Числового выражения).
- Молодцы!
- Давайте повторим, что такое задача? (Выслушиваются мнения детей; вывешиваются таблички “условие”, “требование”, “решение”).
- Что значит решить задачу?
- Молодцы!
- Вот этим мы сегодня на уроке с вами и будем заниматься!
- Ребята, а кто может назвать тему нашего урока? (Нахождение и запись решения задачи).
- А чему мы будем учиться? (Правильно находить и записывать решение задач).
- Молодцы!
- Ребята, а для чего нам нужно уметь решать задачи?
- Где это может нам пригодиться в жизни?
- Молодцы!
III. Систематизация знаний по нахождению и записи решения задач.
- Ну, что ж наш урок продолжается, откройте учебник на странице 46, номер 5. Слайд 4
- Прочитайте задание.
- Придумайте задачу по рисунку. Расскажите.
- О чем мы составили задачу? (О фруктах)
- Для чего нужно употреблять фрукты? (Быть здоровыми, в них содержатся витамины).
- Запишите в тетради число, классная работа, начертите схему, которая соответствует вашей задаче. Ниже запишите решение задачи.
(1 схема, 5 + 3)
- Почему такое решение задачи? Докажите!
- Давайте проверим у вас также как у меня? Слайд 5
- Молодцы!
- Составьте задачу ко второй схеме, расскажите её соседу по парте.
- Кто расскажет нам, какую задачу он составил?
- Почему вы решили, что это задача?
- Какое действие для решения этой задачи вы выберите? (Вычитание).
- Почему? Докажите! (Находим остаток).
- Какое решение задачи мы запишем? (9 – 5).
- Начертите схему в тетради, запишите решение.
- Проверьте, так ли у соседа по парте?
- Проверьте, у вас записано также как у меня? Слайд 6
- Молодцы!
- И так, ребята, что значит решить задачу?
- Молодцы!
3.1. Физкультминутка. Слайд 7
- А сейчас мы с вами немного отдохнем!
Дружно встали.
Раз. Два. Три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Наблюдать все дружно станем.
Повернемся влево, вправо,
Получается на славу!
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ниже, ниже поклонимся,
Ну, теперь пора, садимся.
- Отдохнули, сели прямо! Продолжаем наш урок!
- Следующее наше задание №6, стр. 46
- Прочитайте задание.
- Расскажите, какую задачу вы составили по данной схеме, которая будет решаться 2 + 3? (Выслушиваются задачи детей).
- Назовите условие задачи, назовите требование задачи.
- Молодцы!
- Начертите схему и запишите решение задачи в тетрадь.
- Проверьте, у вас получилось как у меня? Слайд 8
- Молодцы!
- Следующую часть задания мы будем выполнять по вариантам самостоятельно. Слайд 9
- Задание для первого варианта: по этой же схеме придумайте задачу, решением которой будет разность 5 – 3, для второго варианта - 5 – 2.
Начертите схему к задаче в тетради, отметьте знаком “?” требование новой задачи и запишите её решение. (У доски работают два ребенка с первого и второго варианта).
- Давайте проверим, так ли у вас получилось?
I вариант
5 – 3
II вариант
5 – 2
- Молодцы!
3.2. Физкультминутка для глаз “Квадрат”. Слайд 10
- Посмотрите на квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз посмотрите в углы квадрата.
IV. Способ нахождения схемы к задаче с помощью дуги, которая обозначает требование этой задачи.
- Наши глаза отдохнули, и мы с вами продолжаем работать.
- Следующее задание – это №7 на странице 47.
- Прочитайте задание.
- Выберите схему для первой задачи. Покажите дугу, которая обозначает требование задачи соседу по парте. Покажите на слайде. Слайд 11
- Почему выбрали эту дугу? Докажите. (Нужно узнать, сколько всего детей стало на площадке).
- Кто выполнил правильно?
- Молодцы!
- Выберите схему ко второй задаче. Покажите дугу, которая обозначает требование задачи соседу по парте. Покажите на слайде. Слайд 12
- Почему выбрали эту дугу? Докажите. (Нужно узнать, сколько болельщиков поедет на соревнование).
- Кто выполнил правильно?
- Молодцы!
V. Рефлексия.
- Вы хорошо ребята потрудились!
- Давайте вспомним, какая же цель урока у нас была? (Учиться находить и записывать решение задачи).
- Что значит решить задачу? (Правильно выбрать действие над данными числами).
- В виде чего мы можем записать решение задачи? (Числового выражения).
- Кто из вас научился это делать?
- Молодцы!
- Вы получили от урока, то чего хотели?
- Спасибо вам за урок! А сейчас вы получите фигуры в свою “Тетрадь успеха”.
Слайд 13