Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Общедидактическая цель: вторичное осмысление уже полученных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Триединая дидактическая цель:
Образовательная:
*Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме: “Числа, полученные при счёте и измерении”, выполнять арифметические действия с данными числами.
Коррекционно-развивающая:
Создать условия для коррекции:
* логического мышления, через операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
* внимания, через использование специальных приёмов устных вычислений;
* устной речи, путём построения полных ответов на вопросы.
Воспитательная:
*создать условия для формирования интереса к урокам математики через использование жизненных ситуаций и показа практического использования полученных знаний.
Оборудование: В.В.Эк. “Математика”, М., “Просвещение”, 2006 г., учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; конвертики с “деньгами” для устного счёта; картинки с изображением фруктов; картинка “Буратино” для проведения физкультминутки, 3 варианта краткой записи условия задачи.
Структура урока.
1. Организационное начало урока.
2. Подготовка к основному этапу.
3. Закрепление знаний и способов действий.
4. Информация о домашнем задании.
5. Подведение итогов урока.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
1. Организационное начало урока
- Добрый день! солнышку и птицам, добрый день! улыбчивым лицам!
Улыбнитесь мне, а сейчас друг другу! Пожелайте глазками друг другу успехов на сегодняшнем уроке! Я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас на весь урок!
2. Подготовка к основному этапу
(На доске числа: 1 к., 5 р., 10 р., 50 к., 1 р., 2 р.,50 р., 100 р. 14 слив)
- Прочитайте числа с наименованиями?
- Какая мера лишняя? (14 слив); (Убираю это число)
- Какие меры остались? (Меры стоимости)
- Молодцы! Сформулируйте тему урока.
- На какие 2 группы можно разделить меры стоимости? (Рубли и копейки)
- Назовите самую маленькую меру?
- Расположите меры стоимости от самой маленькой к большой?
- Где вы пользуетесь в жизни мерами стоимости? (В магазине)
- Что такое магазин?
- Если в магазине продают продукты, он как называется? (Продуктовый, продовольственный)
- Если в магазине продают овощи, обувь, мебель?
- Хорошо, а если все эти товары продают в одном магазине, как он называется? (“Супермаркет”)
- Молодцы!Я вам предлагаю отправиться в один из магазинов, для этого нужны деньги. У вас в конвертиках лежат “деньги”, достаньте их из конвертиков и сосчитайте. (Каждый обучающийся считает свои “деньги” и сообщает о том, какая у него сумма)
- Сейчас мы отправимся в отдел “Фрукты-овощи”. Рисунок № 1
- Назовите, что продают в этом отделе? Вам даны цены за 1кг фруктов. Сравните цены фруктов, что стоит дороже? Дешевле?
- Кто из вас может купить 1 кг яблок?? (Ответы детей)
- Кто может купить 1 кг апельсинов? 1 кг слив? 1 кг груш?
- Почему Антон, Даша не могут купить груши? (Не хватает “денег”)
- Сосчитайте “деньги” в парах, кто из вас может купить 1кг груш?
- Сколько получите сдачи? (Рассматриваются разные варианты покупок, подводится итог устного счёта)
а) Работа в тетрадях. Сравнить числа, поставить знаки: >, <, =.
45р......70р. 60р......56р. 70р......60р. 56р.....45р.
100к.....45р. 70р......100р. 60р......60р. 56р....70р.
(После решения проверка)
- Встаньте те дети, кто решил правильно?
б) Физкультминутка “Буратино”. Рисунок №2
Буратино потянулся! Раз — нагнулся, 2 — нагнулся, 3 — нагнулся!
Руки в стороны развёл, видно, ключик не нашёл!
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!!
3. Закрепление знаний и способов действий
- Сейчас мы будем решать задачу про мальчика, который тоже отправился в магазин. Прочитайте задачу №7 б), на стр.159. (Чтение задачи “про себя” и вслух.)
- Что известно в задаче? Что нужно узнать? Прочитайте вопрос задачи?
- Какие слова выберем для краткой записи?
- На доке 3 варианта краткой записи задачи, выберите правильный. (Рисунок №3...)
(Убираю 2 неправильных варианта краткой записи)
Какая это задача? (Составная)
- Сколько действий в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что узнаем 1 действием? 2 действием?
а) Самостоятельная работа обучающихся. (Решение задачи с пояснением)
(После решения задачи проверка)
- Хватит ли денег у Серёжи, чтобы купить 1 кг апельсинов? Сколько он получит сдачи?
- Молодцы!
- Сейчас я вам предлагаю решить самостоятельно примеры с доски!
(На доске записаны 3 столбика примеров, задания дифференцированные: для хорошо успевающих детей -3 столбика, для слабых - 2 столбика)
54р. - 22р. = | 35к. + 65к. = | 76р. -36р. = |
81р. - 40р. = | 27к. + 73к. = | 95р. - 52р. = |
70р. - 22р. = | 96к.+ 4к. = | 43р. + 45р. = |
(После решения примеров проверка с комментированием)
- Чем интересны примеры 2 столбика?
- Какими мерами можно заменить полученные ответы 2 столбика?
4. Информация о домашнем задании
- Сегодня дома вы выполните №13 на стр.163. (Анализ домашнего задания)
- Как будете выполнять задание?
5. Подведение итогов урока
- Молодцы! Вы хорошо поработали, скажите, чему мы учились на уроке? Куда ходили за покупками? Что понравилось на уроке?
- Встаньте те ребята, которые довольны своей работой на уроке?
- Молодцы! Всем спасибо за работу!