Цель: формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.
Задачи:
- закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
- развитие умения отстаивать свои права;
- воспитание чувства ответственности;
- развитие логического мышления.
- развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;
- умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Участники: учащиеся 9-11 классов.
Оборудование:
- три больших стола, стулья;
- мультимедийное оборудование.
- презентация по материалам правовой игры.
- раздаточные материалы для работы команд
- листы работы жюри. (Приложение 7). Приложения
Оформление: книжная выставка “Права и обязанности”; на сцене изображение земного шара и нарисованные лица детей, большими буквами написано “Мир права”.
Реквизит:
- карточки и таблички с названием команд,
- карточки с заданиями,
- ручки,
- буклеты с правами и обязанностями.
При входе в зал, каждый игрок получает геометрическую фигурку разного цвета (всего три цвета (красный, белый, синий)
Ход игры
Звучит заставка “Я имею право”.
Выходит ведущий:
Добрый день, участники и гости нашей игры!
Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем ли мы законы. Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.
- Что такое право? (Система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)
- Кто следит за выполнением этих правил? (Государство)
Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
Ребята, кто из вас знает, какие документы закрепляют права человека?
Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием “Великая хартия вольностей”. Этот документ обеспечивал права английских феодалов.
Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – “Декларация независимости”, в 1789 г. появляется французская “Декларация прав человека и гражданина”.
Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.
В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.
- Что это за организация?
В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.
Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
Очень тесно связана со “Всеобщей декларацией прав человека” “Конвенция о правах ребенка”.
- Что это за документ? (Базовый документ по защите прав детей во всем мире).
В отличие от “Всеобщей декларации прав человека”, которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, “Конвенция о правах ребенка” принятая в 1989 г. требует обязательного выполнения прав всех детей.
В “Конвенции о правах ребенка” сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.
Какие ещё документы вы знаете, где говорится о ваших правах и обязанностях. (Конституция РФ, семейный кодекс) (на экране слайд с изображением этих документов). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить права другого. Сегодня наша игра посвящена теме "Права и обязанности ребенка".
Ребята, у каждого из вас в руках ромбик определённого цвета, давайте пересядем за столики так, чтобы за один стол собрались все с одним цветом ромбиков.
Итак, команды сформированы, теперь необходимо выбрать капитана команды, название и девиз. Следить за игрой, и оценивать нашу игру будет компетентное жюри, то есть коллегия Верховных Судей в составе: директор школы Васильева Н.А., учитель истории и обществознания Кузнецова А.А., завуч по воспитательной работе Носова А.Г.
Звучит музыкальная отбивка.
Выходят чтецы.
1-й чтец:
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
2-й чтец:
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
1-й чтец:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
2-й чтец:
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.
Конкурсы
Конкурс 1. В лабиринте понятий
Командам раздаются карточки, (Приложение 1) на которых написаны определения.
Ведущий: Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово и вписать в карточку. Список слов прилагается.
Список слов: Трудовой кодекс. Конвенция. Приговор. Преступление. Юридическая ответственность. Гражданские свободы. Презумпция невиновности. Кодекс. Конституция. Право. Вандализм. Демократия.
Конкурс 2. Я имею право
Каждая команда получает лист (Приложение 2) с набором прав, из которых нужно выбрать те, которые человек получает с:
- Рождения
- 14 лет
- 16 лет
- 18 лет
Конкурс 3. Имею права и не только
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите, (Приложение 3) что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся и распределите их в два столбика:
1. Получение бесплатного общего образования. (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)
3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства. (Право)
6. Добросовестно учиться. (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)
8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)
9. Выбор формы образования. (Право)
10. Носить школьную форму. (Обязанность)
11. Посещать мероприятия в школе. (Право)
12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)
13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)
14. вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)
Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.
Конкурс 4. "Корыстные преступления"
Лабиринте понятий слов на экране__________________
Приведены описания корыстных преступлений, (Приложение 4) т.е. преступлений против собственности. Вы должны, определить к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение, т.е. квалифицировать его.
Задание | Ответ |
Олег схватил шапку с головы прохожего и скрылся. | (Грабеж) |
Дмитрий залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку. | (Кража) |
Юрий, угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения. | (Разбой) |
Андрей в автобусе залез пассажиру в карман. | (Кража) |
Михаил вовлек в азартную уличную игру двух своих ровесников и путем обмана обыграл их. | (Мошенничество) |
Сергей затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей. | (Вымогательство) |
Николай взял взаймы у Александра 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но деньги не вернул. | (Мошенничество) |
За правильный ответ - 1 балл (максимально - 7 б.)
Конкурс 5. “Жизнь с правами и без”
Команды получают контрольные листы (Приложение 5) с таблицей: В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации; Во вторую колонку необходимо вписать выбранные из списка номера гражданских прав, которые помогут осуществить эти житейские ситуации.
Задание для 1-й команды
Ситуация | Конституционные права |
2. После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения, однако, реализуемы лишь в том случае, если вы предоставите Павлу: | 4) право на свободу передвижения
и выбор места пребывания и жительства 8) право на получение высшего образования на конкурсной основе |
Задание для 2-й команды
Ситуация | Конституционные права |
1. Александр - увлекается
мобильными телефонами и мечтает открыть свой
собственный салон мобильной связи. Вы поможете Александру, если предоставите ему: |
7) право на свободную
предпринимательскую деятельность; 10) право на свободный выбор профессии. |
Задание для 3-й команды
Ситуация | Конституционные права |
1. Игорь получил серьезную травму. Чтобы вылечиться, ему нельзя работать несколько месяцев. Вы можете помочь Игорю пережить достойно его несчастье, если предоставите ему: | 2) право на социальное
обеспечение (по болезни); 9) право на охрану здоровья и медицинскую помощь. |
Гражданские права.
- Право на частную собственность.
- Право на социальное обеспечение (по болезни).
- Право на отдых (на оплачиваемый отпуск).
- Право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства.
- Право свободно выезжать за пределы страны.
- Право на свободный выбор профессии.
- Право на свободную предпринимательскую деятельность.
- Право на получение высшего образования на конкурсной основе.
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- Право на пенсионное обеспечение.
Конкурс 6. Права человека в песнях. (Приложение 6)
Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни: О каком праве в ней поётся?
Песня | О каких правах идет речь |
1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего на свете лучше нету…” | Право на свободу передвижения |
2. “До чего дошел прогресс” (музыка Е.Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф “Приключения Электроника” | Право на пользование достижениями культуры |
3. “Чему учат в школе” (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского) | Право на образование |
4. “Песня мамонтенка” | Право жить и воспитываться в семье |
5. “Какой чудесный день” | Право на занятие творчеством |
6. “Антошка” | Право на труд и на отдых |
7. “Кабы не было зимы” | Право на отдых, каникулы для детей |
8. “Пусть всегда будет солнце” | Право на жизнь и свободу |
Подведение итогов.
Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.
Сейчас я хочу вам раздать буклеты, (Приложение 8) в которых прописаны ваши права, обязанности и ответственность. И в заключении нашей игры хочется сказать “Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!”. Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Спасибо всем участникам.