Задачи:
- продолжить формирование у учащихся знаний о истории возникновения тепловых двигателей;
- продолжить углублять и расширять знания, полученные учащимися на уроках, пробудить интерес к предмету, сделать процесс познания увлекательным;
- развивать способности учащихся при поиске новой информации.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока.
Здравствуйте. Сегодня мы завершаем изучение темы “Тепловые двигатели”. Ваши одноклассники сейчас выступят с докладами о истории возникновения тепловых двигателей, своё выступление они будут сопровождать презентацией. (Доклады и презентацию учащиеся готовят самостоятельно по вопросам заданным учителем).
Темы выступлений.
- Из истории поршневой паровой машины.
- Возникновение парового транспорта.
- Из истории ДВС.
- Паровая турбина.
- Реактивный двигатель.
Тема №1. Слайды 1-5
Отец тепловых двигателей Архимед. Создал пушку, стреляющую под действием пара. Герон - последователь Архимеда. I век н.э
Тема №2. Слайды 6-9
В 1784 году Джеймс Уатт построил паровую машину. КПД машины менее 3%.
В 1769 г. Француз Никола Кюньо изобрел телегу на пару для перевозки пушек. Её скорость 5 км/ч.
В 1804 г. Ричард Тревитик поставил паровой экипаж на рельсы и сделал его локомотивом, который тянет поезд с грузом по рельсам.
В 1829 г. в Англии Джорджем Стефенсоном построен локомотив “Ракета” его скорость 20 км/ч.
В России в 1834 г. отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили первый отечественный паровоз.
Дени Папен предложил использовать паровую машину для передвижения судов.
Американец Роберт Фультон построил пароход “Клермонт” в 1807 г.
В 1815 г. в России уже совершал регулярные рейсы между Петербургом и Кронштадтом пароход “Елизавета”. Его скорость 9 км/ч.
Тема №3. Слайды 10-24
Идея создания ДВС принадлежит Дени Папену. (17 в.)
1860 г. Ленуар применил для зажигания газовой смеси электрическую искру.
Французский инженер Бо де Роша пришел к выводу, что газ в цилиндре перед сжиганием надо сжать. Придумал схему работы четырехтактного двигателя.
Николаус Отто - создатель 4-тактного ДВС с возвратно-поступательным движением поршня
В 1885 г. Даймлер применил бензиновый двигатель и построил первый автомобиль.
1892 г. двигатель Дизеля.
Дизель другой тип ДВС. Воспламенение в его цилиндрах происходит при впрыскивании топлива в воздух, предварительно сжатый поршнем и, следовательно, нагретый до высокой температуры. Это основное отличие дизеля от обычного бензинового двигателя внутреннего сгорания.
Первый двигатель был изобретен в 1897 году немецким ученым Рудольфом Дизелем (1858 - 1913), по имени которого и называется.
Суда с дизельными установками экономичнее пароходов.
1903 г. По Волге отправился в плавание первый в мире теплоход “Вандал”.
Тема №4. Слайды 25-26
2 век до н.э. александрийский ученый Герон изобрел вращающийся шар.
В 1629 г. Итальянец Бранка создал проект колеса с лопатками. Это была первая паровая турбина.
В 1883 г. Шведский инженер Лаваль построил первую активную паровую турбину.
Тепловые двигатели в авиации.
1882 г. первый в мире самолет созданный русским офицером А.Ф.Можайским.
1902 г. Самолет братьев Райт.
Тема №5. Слайды 27-39
Юность ракетной техники.
Первые ракеты начали изготовлять очень давно. Их появление было связано с изобретением пороха. Пороховые ракеты применялись в Китае уже в X в. н.э. На протяжении сотен лет такие ракеты использовались в основном как фейерверочные и сигнальные. Несколько позже появились боевые (зажигательные) ракеты.
Ракетная техника сегодня.
Современная ракетная техника обязана своим развитием главным образом трудам и исследованиям трех выдающихся ученых: Константина Циолковского (1857–1935) из России, Германа Оберта (1894–1989) из Румынии и Роберта Годдарда (1882–1945) из США.
К.Э.Циолковский, школьный учитель, впервые написал о жидкостных ракетах и искусственных спутниках в 1883 г. и 1885 г.
Он также предложил использовать многоступенчатые ракеты вместо одной большой для облегчения межпланетных перелетов.
Циолковский разработал основные идеи систем жизнеобеспечения экипажа и некоторые другие аспекты космических путешествий.
Начало космической эры – это день.
4 октября 1957 года, когда СССР произвел запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Спутник представлял собой алюминиевую сферу диаметром 58 см и массой 83,6 кг с четырьмя штыревыми антеннами длиной 2,4-2,9 м. В герметичном корпусе спутника размещались аппаратура и источники электропитания.
1957 году в Советском Союзе состоялся запуск первого в мире биологического искусственного спутника с всемирно известной теперь собакой Лайкой.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур начался легендарный гагаринский полет.
Облетев земной шар за 108 минут, выполнив намеченное программой полета, Ю.А. Гагарин благополучно катапультировался из корабля на высоте 7000 м и опустился на левом берегу Волги возле деревни Омеловка Энгельсского района.
3. Итоги урока.
Вы сегодня услышали много имен ученых, который внесли большой вклад в развитие научно-технического прогресса. А то как вы запомнили их мы сейчас проверим решив кроссворд.