Классный час ко Дню космонавтики "Труден путь до тебя, небо!"

Разделы: Классное руководство


Цели: познакомить учеников с жизнью Ю.А. Гагарина, с историей Дня космонавтики; формировать знания о становлении космонавтики; развивать любознательность; воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства; способствовать рождению мечты.

Учебные материалы:

Карточки с терминами; компьютерная презентация; музыкальный центр, аудиозаписи; шаблоны для аппликации, цветная бумага, клей.

Ход урока

Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется...
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!
(Н. Добронравов)

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учитель. Послушайте стихотворение:

Мне хочется в поле пожить
Красивой ромашкой.
И хочется крепко дружить
Со слабой букашкой.
И чтобы друзей не менять,
Услышав мычанье.
И чтобы корова меня
Не съела нечаянно.
(Тим Собакин)

- О чем оно?

Дети. О желании, о мечте.

При затруднении акцентировать внимание детей на слове хочется.

У. Стихотворение и называется "Желание".

Отложены детские книжки,
Не хочется мне и гулять,
Оставлены куклы-малышки,
Я буду сегодня мечтать.
(Лариса Касимова)

- У каждого есть мечта. И мечты бывают разные.

Мечтает котенок стать рыжим котом
Сибирской породы с ангорским хвостом.
(Роман Сеф)

- А вот о чем мечтал замечательный детский поэт Роман Сеф:

"А еще мне всегда очень хотелось летать. Но не на самолете, не на планере, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землей, видеть сверху города, озера и пашни и улыбаться... Ведь это такое счастье - махать руками, плыть в небе и улыбаться..."

Я сделал крылья
И летал
Над всем
Над белым
Светом!
Я сделал крылья
И летал
И песни пел
При этом!..
(Роман Сеф)

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

У. Русские люди давным-давно мечтали о полетах, о покорении звездного пространства. Герои любимых сказок летали на ковре-самолете. А русский человек такой: если он о чем-то мечтает - обязательно будет стараться, чтобы его мечта осуществилась. Как вам известно, помимо нашей Земли существует много других планет. Какие планеты вы знаете?

Дети перечисляют.

Ученик 1.

Планеты у Солнца танцуют, как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними - Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон.

У. Отгадайте загадку:

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд. (Ракета.)

III. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ.

КОСМОСА

У. Освоение космоса началось с создания первых ракет, которые стали доставлять в космос спутники, зонды и космические корабли.

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами и показывает слайды с изображениями перечисленных аппаратов.

- Зонды служат для наблюдения за Луной и планетами Солнечной системы. Спутники - это запускаемые в космос аппараты со сложными приборами, которые вращаются вокруг Земли и обеспечивают телефонную и телевизионную связь, передают на Землю метеорологические данные, предсказывают погоду. В 1957 году Советский Союз (раньше так называлась наша страна) осуществил запуск первого в мире искусственного спутника Земли. В том же году был запущен второй советский спутник, на котором в космос впервые полетело живое существо - собака Лайка. В безжизненном, холодном пространстве космоса забилось живое сердце.

Потом полетели другие животные. Мир был потрясен. А как же человек? Может ли он полететь? Может ли осуществиться его давняя мечта? Оказывается, может! Ребята, кто был первым человеком, покорившим космос?

Д. Юрий Гагарин.

IV. РАССКАЗ О Ю.А. ГАГАРИНЕ.

У. Как вы думаете, каким был этот человек? Выслушиваются ответы детей.

- Юра Гагарин пошел в школу 1 сентября 1941 года, в год, когда началась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Беззаботное детство оборвалось. В деревню Клушино, где жила семья Гагариных, ворвались фашисты и почти два года хозяйничали в ней. Юра ненавидел врагов и, как мог, вредил им: разбрасывал на дороге, по которой ездили вражеские машины, осколки бутылок, кривые гвозди. Машины на полном ходу наскакивали на эти "мины" и протыкали себе шины. И наступил счастливый день. Советские солдаты прогнали врагов. Взрослые начали строить, восстанавливать разрушенные дома, школы, заводы. Рабочих рук не хватало - ведь у многих отцы и старшие братья не вернулись с войны. И Юра пошел учиться на рабочего. Днем работал, вечером шел в школу. Юра много читал. Однажды ему попалась книга о ракетах. Ему представились космические корабли и неудержимо захотелось самому летать.

V. ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ РАССКАЗА.

Учитель читает рассказ "В небе" В. Бороздина

У. Кого же послать в первый полет? Комиссия единогласно решила: летит Гагарин.

VI. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА - ДНЯ КОСМОНАВТИКИ.

У. А теперь перенесемся на 50 лет назад.

Звучит аудиозапись:

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время -10 часов 2 минуты. Передаем сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

В небе.

Научиться летать непросто. Сначала будущие летчики изучают самолет на земле, потом вместе с инструктором поднимаются в воздух, и тот долгое время учит их управлять самолетом. Только после этого им доверяют летать самостоятельно. Юрию особенно запомнились эти первые полеты. Он один в воздухе. Потянул ручку управления на себя - и самолет, задрав нос, лезет вверх. Толкнул ручку от себя - самолет стал опускаться. Положил ручку влево - и самолет послушно повернул налево. Ровно стрекочет мотор, словно песню поет. Внизу, куда ни глянешь, - поля, леса, деревни. Тонкими бечевками петляют речушки, и широкой лентой протянулась Волга. Видно далеко-далеко, дух захватывает! А под крылом самолета - луг, стадо коров, босоногий подпасок, задрав вихрастую голову, неотрывно следит за самолетом. Когда-то и он, Юра, помогал пастуху стеречь колхозное стадо. Тогда и он вот так же, забыв про все, провожал глазами летящий самолет. Теперь он уже почти летчик. А кем станет этот мальчуган?

Научившись хорошо управлять учебным самолетом, Юрий перешел на более быстрый - реактивный. Когда пролетает такой самолет, не скоро его и заметишь. Он неслышно, словно птица, промчится над тобой и уже скроется за ближайшим лесом, только после этого донесется грохот реактивного двигателя. Это значит - лететь быстрее звука.

Юрий окончил летное училище, и его послали на Север охранять границы нашей страны. Уже были запущены первые спутники Земли. Сначала с научными приборами, а потом и с собакой Лайкой. Потом высоко в космос взлетели на ракетах собаки Малышка, Альбина, Белянка, Отважная... Летали на ракетах кролики Марфуша и Звездочка, мыши и даже мухи.

Юрий тогда не знал еще, что совсем скоро сможет полететь и человек. И огорчался, думая, что это случится, когда он уже будет старым. Но однажды его вызвал командир и спросил:

- Хочешь лететь на ракете в космос?

- Конечно, - ответил Юрий.

Но летать в ракете хотел не только Гагарин, но и многие другие. Врачи внимательно и придирчиво осмотрели их всех и отобрали лишь немногих - самых здоровых и выносливых. Среди них был и Юрий Гагарин. (В. Бороздин)

У. В космосе всё не так, как на Земле. Ведь там нет воздуха, люди и предметы не имеют веса, всё, что не закреплено, - летает. Это состояние называется невесомостью (карточка). Человеку хотелось преодолеть земное тяготение и выйти в космическое пространство. И в 1965 году человек выходит в открытый космос. И вновь это советский космонавт - Алексей Архипович Леонов. А в 1969 году человек ступает на поверхность Луны. Это был американский астронавт Нил Армстронг. Алексей Леонов не просто побывал в открытом космосе, но и показал потом людям, что он там увидел. Он написал картины, на которых запечатлел увиденное. Посмотрите, краски космоса удивительны!

Без специального оборудования человеку в космосе не выжить. Для космонавтов создана специальная одежда. Отгадайте ребус - и вы узнаете, как она называется.

А Д А С Ф Р Н К

3 7 5 1 4 8 6 2

Д. Скафандр.

У. Выходя в открытый космос, космонавт надевает скафандр (карточка), который его защищает и позволяет ему дышать. Для космонавтов создана специальная еда. Бульон в тюбике, в каком обычно - Корабль "Восток" с Юрием Гагариным выполнил один оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут. Гагарин чувствовал себя первооткрывателем мира. От счастья он запел:

Родина слышит, Родина знает...

Сообщение о полете было передано и по телевизору: Гагарин в космосе! Во весь телевизионный экран была показана Красная площадь с набежавшими людьми. Народ обнимался, пел, вскидывал над головой самодельные плакаты с надписями "Гагарину - ура!". А потом крупным планом показали портрет Юрия Гагарина. Гагарин стал героем всей Земли. Его имя знает весь мир. Он проложил дорогу в космос. Так появилось слово космонавт.

Стихотворение читают заранее подготовленные дети:

Сказал "Поехали!" Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась -
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Но будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел...
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
(Махмуд Отар-Мухтаров)

- И теперь день 12 апреля является праздником в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. Это День космонавтики.

VII. РАССКАЗ ОБ УСЛОВИЯХ РАБОТЫ КОСМОНАВТОВ.

Негромко звучит музыка инструментальной группы "Зодиак" (худ. руководитель А. Грива, мелодии "Зодиак" и "Таинственная галактика").

Бывает зубная паста, шоколад в тюбике, чай в тюбике - так питались в космосе раньше. Сейчас в каждую космическую экспедицию отправляются не только тюбики с продуктами, но и свежие фрукты, в том числе киви, апельсины, яблоки. А еще в полет отправляется лаваш - белый хлеб в виде большой плоской лепешки. Он не крошится и не так быстро черствеет, как хлеб. Когда экипаж станции проводит в космосе по полгода, свежий лаваш или кусочек яблока поднимают настроение.

VIII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IХ. РАССКАЗ О РАБОТЕ В КОСМОСЕ, ЕЕ ЗНАЧЕНИИ.

У. На борту космических станций люди могут жить и работать в течение нескольких месяцев. Чем же они занимаются?

После запуска космический корабль выходит на околоземную орбиту - путь корабля (карточка), и космонавты проводят научные исследования. Так, в космосе проводились эксперименты по рождению живых существ: на орбите появлялись птенцы. Еще проводились медицинские эксперименты по изучению сна: человек отдыхал в течение 1 часа, а его состояние было таким, будто он спал 8 часов. Это важно для людей, которые занимаются серьезными научными работами, - человек мог бы отдыхать меньше и больше посвящать себя труду. Каждая секунда, проведенная на орбите, вносит огромный вклад в мировую науку. Мы все ежедневно пользуемся массой вещей, созданных благодаря космонавтике и невозможных без нее. Даже пользование мобильным телефоном - заслуга космонавтики.

Гордится космонавтикой страна -
Она была и будет нам нужна!

Космос должен быть мирным. Всеисследования, которые проводятся космонавтами разных стран на борту кораблей, вся работа осуществляется во имя того, чтобы люди на Земле жили лучше, чтобы был мир.

Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле.
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.
(Г. Селянин)

- Исследования в космосе не должны вредить природе и людям.

Х. ВЫЯВЛЕНИЕ КАЧЕСТВ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОСМОНАВТ.

У. Мы начали наше занятие со стихотворения о мечте. Мечта о путешествиях на Луну может стать реальностью. Представьте - на каникулы слетать на Луну! Возможно, скоро появятся космические туристы - школьники. А может быть, у вас появится мечта стать космонавтом. Об этом могут мечтать не только мальчики, но и девочки. Космос покоряется и женщинам. В 1963 году космический корабль поднял в космос первую женщину-космонавта - Валентину Терешкову.

Мечта становится реальностью, если человек трудолюбив, любознателен, настойчив. И именно таким человеком был пионер космоса - первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, именно такими были и есть все космонавты. Это мужественные люди, герои.

Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется...
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!
(Н. Добронравов)

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать космонавтом? Выслушиваются ответы детей.

- Да, надо много знать, быть целеустремленным, добиваться своих целей ежедневным трудом.

Хотя космический полет запрограммирован еще на Земле, пилот должен все время быть начеку, чтобы быстро вмешаться, если начнут возникать какие-либо отклонения от программы. Поэтому космонавты - это люди отважные, смелые, решительные, серьезные.

Давайте послушаем, каким был Юрий Гагарин.

Звучит песня "Знаете, каким он парнем был..."

(муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

ХI. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

У. А сейчас представим, что мы находимся на площадке, с которой стартуют космические корабли, - на Байконуре (карточка). Мы должны занять место в ракете.

Первым ученым-конструктором ракетно-космических систем был Сергей Павлович Королев. Давайте и мы сконструируем ракеты.

С использованием шаблонов и цветной бумаги дети выполняют аппликацию "Ракета" в технике "мозаика" под песню "Трава у дома" группы "Земляне" (муз. В. Мигули, сл. А. Поперечного).

- Молодцы! Вы хорошо потрудились, поэтому каждый из вас сможет отправиться в полет.

ХII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

У. Рядом с ракетой нарисуйте человека с другой планеты. Пофантазируйте, помечтайте. Придумайте рассказ о том, какой может быть жизнь на сказочной космической планете. И давайте пожелаем всем - тем, кто уже летал, и тем, кто готовится к новым космическим полетам, - здоровья, счастья и новых подвигов!

Использованная литература:

  1. Обухова Л.А. Избранное. Любимец века. М.: Советский писатель, 1983.
  2. Бороздин В.П. Звездолетчики. М.: Детгиз, 1963.
  3. У доброй славы большие крылья / Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, МГПУ; сост. Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. - М.:
  4. Жизнь и мысль, Моск. учебник, 2007.
  5. Сеф Р. Храбрый цветок. Вступление к сборнику. - М.: Малыш, 1991.
  6. Черток Б.Е. Какой будет космонавтика в 2101 году: доклад на 33-х Королевских чтениях. 2009. Январь.
  7. Любошиц С. Космический обед. /Московский комсомолец, 23.10.2010.