Тип урока: Лабораторное занятие.
Урок персонифицированного анализа.
Класс: 10 класс
Цели урока:
Когнитивные (познавательные):
- формировать представления о деятельности первых русских князей, целях и результатах этой деятельности в процессе складывания и развития Древнерусского государства.
Операционные (развивающие):
- систематизировать и обобщить знания; развивать широкий спектр аналитических умений: коллективное обсуждения результатов самостоятельной предварительной работы, личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей в частично поисково – исследовательских видах учебной деятельности; изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий.
Ценностные (воспитательные):
- воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей; подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий “честь”, “добро”, “вера”; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов); способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
- индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа;
- решение проблемной задачи;
- дискуссия;
- обобщение и конкретизация, сравнительный анализ (таблица “Деятельность первых русских князей”;
- персонификация;
- элементы игры;
- тест.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, карта “Древняя Русь IX-XIIвеков”, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация с иллюстративным материалом, материалы для индивидуальной работы учащихся, “звездочки”, ватман с именами первых русских князей
Ход и содержание урока
На доске эпиграф: “Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первее княжить, и как русская земля стала развиваться”. (Нестор)
I. Организационный момент.
Приветствие.
- Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
1 слайд Вступление учителя:
“Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!”
II. “Погружение” в новую тему.
Две даты русской истории: 862 г. и 2012 г., что, по-вашему, их связывает?
9 марта 2011 г. Экс-президент России Дмитрий Анатольевич Медведев принял предложение правительства РФ о праздновании в 2012 году 1150-летия зарождения российской государственности.
Празднование 1150-летия российской государственности “послужит консолидации российского общества”. По его мнению, подобные праздники способствуют становлению нации.
- О чем, по-вашему, должна идти речь, когда говорят о государственности России?
Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития.
И сегодня мы будем говорить о становлении российской государственности, об основателях нашего государства, о первых правителях земли русской.
III. Целеполагание
"В лето 6370 (862) изгнали варягов за море, но не дали им дани, и стали владеть сами собой.
Но не было среди них правды, и встал род на род, и началась у них междоусобица. Они сказали себе:
- Надо князя найти, чтобы владел нами и судил по праву.
И пошли они за море к варягам.
- Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сели в славянских землях”.
- В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки?
- Какие вопросы содержит в себе эпиграф к нашему уроку?
Сформулируете цель урока.
Первые упоминания о государстве Русь относятся к первой половине IX века. Династия Рюриковичей.... Первые русские князья.... Кто они? Что их характеризует как личность, как государственного деятеля? Каковы основные направления их внутренней и внешней политики?
2 слайд Знакомство с планом урока.
- Образование Древнерусского государства
- Деятельность древнерусских князей
- Социальные отношения
Постановка проблемного задания.
- Почему и как образовалось государство у восточных славян?
- Определить основные этапы формирования единого государства, опираясь на анализ деятельности первых князей.
IV. Организация работы в группах
Предлагаю распределиться на 5 групп. Каждая группа получает задание подготовить материал об одном князе: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Приложение 3 “План работы в группе”.Провожу инструктаж (правило работы в группе, распределение ролей, объем времени на работу в группе, способы добывания информации, форма презентации образовательного продукта, критерии оценки)
Распределение ролей в группе: Историк Лингвист Литературовед Искусствовед
Ребята договариваются, в какой форме будут представлять конечный результат
Работа в группах
Задание группам: 4 слайд
Таблица “Деятельность первых русских князей”.
Заполнить таблицу, которая состоит из трех частей: имя князя, основные направления внутренней политики, основные направления внешней политики.
Приложение 1. “Поспорь с историком” Каждая группа учащихся получает отрывок из произведения Н. М. Карамзина “История государства Российского”, характеризующий деятельность одного из князей Древней Руси. (Материалы для обсуждения в группах).Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.
Определите значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.
Подготовьте выступление (до 3 мин) по результатам группового обсуждения.
Защита групповой работы
Творческий отчет групп по результатам предварительной самостоятельной работы.
Вырабатываются критерии оценки деятельности первых русских князей: интересы государства, личные мотивы, долг и честь, морально-нравственные принципы, общечеловеческие ценности и т.д.
Каждое выступление сопровождается слайдами, на которых расположены задания всему классу (если позволяет время, можно рассказать о легендах, связанных с именами князей).
1. Образование Древнерусского государства.
А.Рюрик. 5 слайд
- Поразмыслим: является ли призвание варягов началом существования государства?
Зачитывается стихотворение о легендарном князе Рюрике. Приложение 2 “Текст”
Ребята вставляют пропущенное слово в тексте.
- Что мы о нем узнали из стихотворения? Что можем добавить?
Отрывок летописи.
“....сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий. Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — люди новгородские от рода варяжского, а прежде были словене. После же двух лет умерли Синеус и его Трувор. И принял всю власть Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в тех городах — пришельцы, а первое население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и теми всеми владел Рюрик.”
Вопрос:- Могли ли славяне образовать государство? Опираясь на фрагмент источника, приведите не менее трех аргументов, позволяющих утверждать об этом.
6-7 слайды
Б. Теории создания Древнерусского государства
Норманнская теория.
Антинорманнская теория
В XIX в. норманнскую теорию поддерживали Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, антинорманистами были И. Е. Забелин, Н. И. Костомаров. Одним из последовательных противников норманнизма в XX в. был Б. А. Рыбаков, по учебнику которого мы с вами занимаемся.
- К каким выводам мы пришли? 8 слайд
1. “Государственность невозможно навязать “сверху”
2. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества
3. Варяжские князья начинали править в уже существующих городах
Ребята объясняют объективные и субъективные причины появления государства
В. Вопрос: 5 слайд
- Каковы причины возникновения государства? (Называем объективные и субъективные причины возникновения государства)
2. Рассказать о князе Олеге 9 слайд
Задание: Построить рассказ по содержанию иллюстраций.
Работа с учебником, §3, стр.40-41 Используя текст учебника и дополнительные сведения, ребята, рассказывают об Олеге, о присоединении к Новгороду Киева, убийстве Аскольда и Дира. Подчеркивают значение деятельности князя Олега.
Вопросы:
- Покажите на карте племена, включенные Олегом в состав государства.
- Какие последствия имели военные и торговые походы руссов в Византию?
Необходимо подчеркнуть смысл деятельности князя Олега.
Начало Киевской Руси положил Олег, захватив Киев. Перенеся столицу в Киев (“мать городов”), князь Олег не только объединил Новгород (Север) с Киевом (Юг), но и совершил цивилизационный выбор, ориентируя Русь на Византии.
3. Князь Игорь. 10 слайд
- Древней Руси повезло на умных и энергичных правителей, что подтвердил и Игорь своим правлением, докажите это....
- собирал русские земли;
- сумел договориться с печенегами;
- основал колонию на Таманском полуострове;
- 941 г. и 944 г. – походы на Константинополь.
Работа с картой. Княжение Игоря.
- В чем выражалась зависимость восточнославянских племен от киевского князя?
- Что такое полюдье? 11-12 слайды
Учащиеся знакомятся с текстом “Повести временных лет”:
“И стал Игорь замышлять поход на древлян, желая взять с них больше дани.
В лето 6453(945).
Сказала дружина Игорю:
- Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, княже с нами за данью, и ты добудешь и мы. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его.
Взяв дань, пошел Игорь в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал дружине своей:
— Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще.
И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет опять, держали совет с князем своим Малом:
— Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит.
И послали к нему, говоря:
— Почто идешь опять? Забрал уже всю дань.
И не послушал их Игорь. И, выйдя из города Искоростеня, древляне убили Игоря и дружину его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в Древлянской земле, и до сего дня”
Вопросы:
1. Почему древляне восстали против власти Киевского князя?
2. Какие выводы должен был сделать из этого мудрый правитель?
4. Княгиня Ольга. 13-14слайды
Задание:
- Придумать название иллюстрациям.
- Найти в тексте строки, комментирующие данные иллюстрации
- Почему Ольга приняла христианство?
Историк (о принятии христианства Ольгой).
Лингвист – новые слова и выражения (монотеизм, политеизм, церковь и т.д.)
Искусствовед – произведения живописи, скульптуры.
5. Святослав. 15-16слайды
- Составьте исторический портрет Святослава.
- Совершите воображаемое путешествие по исторической карте вместе с дружиной князя Святослава. Укажите направление походов и результаты сражений, отметьте, какова была судьба завоёванных земель.
Работа с учебником, параграф 4, стр.54-60 Укрепление Древнерусского государства. Походы на Восток. Противостояние Византии.
После выступлений представителей групп учащиеся высказывают свою точку зрения по вопросу: деятельность какого правителя Древней Руси наиболее полно соответствовала задачам Древнерусского государства?
6. Социальные отношения в Древнерусском государстве. 17-18 слайды
- Что из себя представляло древнерусское общество?
Выступление лингвистов.
Дружина (старшая, младшая, вои, холоп,челядь)
“Военная демократия”. Князь и воеводы еще выбираются народом, но уже видно стремление сделать их власть наследственной.
- Объяснить составление схемы
- Вставить пропущенное слово
Вече Дружина
Воеводы Князь
V. Проверка усвоения изучаемого материала.
1. Проверяем таблицу в тетрадях. Мы расширили нашу задачу, и кроме основных направлений политики еще и много нового узнали о князьях как о личности, услышали легенды, связанные с их именами.
2. Презентация 2. “Проверь себя”
Кроссворд
По горизонтали:
- На земле какого племени возник город Новгород?
- Ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани.
- Князь, крестивший жителей города Киева
- В каком городе принял обряд крещения Киевский князь Владимир I?
- Кого русские князья считали родоначальником своей династии?
- Участвовал в кровопролитном сражении с Иоанном Цимисхием
По вертикали:
- Кто упорядочил нормы сбора дани в Киевской Руси?
- Как называлось наследственное владение, которое можно было продать, купить или завещать?
- Как назывался бесплатный принудительный труд зависимого крестьянина на землевладельца за право пользования землей?
VI. Подведение итогов. 19 слайд
Подведем итог лабораторной работе.
1. Что же было общего в деятельности первых русских князей
а) внутри страны,
б) за пределами страны?
2. Предлагаю построить рейтинговую шкалу результативности деятельности древнерусских князей Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Святослава.
К доске прикреплен ватман с именами первых русских князей. На столах у ребят “звездочки”, прикрепляя их к доске, они, таким образом, высказывают свою точку зрения. Свой выбор объясняют.
Вывод. Возвращение к эпиграфу урока.
Мы с вами дали ответы на вопросы, поставленные Нестором в “Повести временных лет”. В дальнейшем мы еще многое узнаем из истории нашей страны.
Вернемся к проблемному заданию, поставленному в начале урока:
- Почему и как образовалось государство у восточных славян?
- Каковы основные этапы формирования единого государства?
VII. Рефлексия
- Какая цель была поставлена на уроке? Насколько она была реализована? Что получилось? Не получилось. Что хотели бы изменить? Какой была работа в группе? Справились ли с ролями? Какие приращения произошли? С чем уйдете с урока?
Самооценка участников урока – “корзина настроений”.
- Оранжевый жетон – “Я хорошо работал, помог своей команде”.
- Зелёный жетон – “Мне было интересно, но знаний не хватило”.
- Синий жетон – “Я был пассивен. Мне не интересно”.
Каждый участник урока выбирает цветной круглый жетон, соответствующий его настроению и самооценке и опускает в прозрачную вазу, стоящую на столе учителя.
VIII. Домашнее задание.
- Выписать все новые слова и выражения.
- Создать презентацию в программе PowerPoint
- Сочинение-размышление “Влияние Древнерусского государства на современный мир”
Промелькнули перед глазами страницы истории. Но нам многое ещё предстоит узнать.
Благодарю за урок!