1. Введение
Цели урока:
Повторить графики базовых функций и их преобразования: сдвиги по осям координат. Научиться строить графики функций с модулями. Целью урока также является развитие внимания, памяти, логического мышления и повышение интереса к предмету.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы закрепим ваши знания и умения строить графики функций, в частности путём преобразования графиков базовых функций, научимся строить графики функций, содержащих модули, и напишем самостоятельную работу для проверки полученных знаний.
2. Повторение пройденного материала.
2.1. Графики базовых функций.
Линейная функция
y = kx
при k > 0; k < 0.
<Рисунок 1>
y = kx + b
при k > 0 и b > 0; k > 0 и b < 0; k < 0 и b > 0; k < 0 и b < 0.
<Рисунок 2>
y = b
при b > 0; b < 0.
<Рисунок 3>
x = p
при p > 0; p < 0.
<Рисунок 4>
Степенная функция
<Рисунок 5>
<Рисунок 6>
<Рисунок 7>
<Рисунок 8>
Обратная пропорциональность
<Рисунок 9>
<Рисунок 10>
Функция арифметического квадратного корня
<Рисунок 11>
<Рисунок 12>
Модуль
<Рисунок 13>
<Рисунок 14>
2.2. Преобразование графиков базовых функций.
y = x
- y = x + 3 – сдвиг на 3 единицы вверх по оси Oy
- y = x – 4 – сдвиг на 4 единицы вниз по оси Oy
<Рисунок 15>
y = x2
а) y = (x – 5)2 – сдвиг на 5 единиц вправо по оси Ox
б) y = (x + 3)2 – сдвиг на 3 единицы влево по оси Ox
<Рисунок 16>
y = – (x – 4)2 + 2
а) y = (x – 4)2
<Рисунок 17>
б) y = – (x – 4)2 – симметричное отображение графика относительно оси Ox
<Рисунок 18>
в) y = – (x – 4)2 + 2 – сдвиг на 2 единицы вверх по оси Oy
<Рисунок 19>
3. Объяснение нового материала. Графики функций, содержащие модули.
<Рисунок 20>
<Рисунок 21>
<Рисунок 22>
Оставить без изменения ту часть графика функции y = x – 4, точки которой находятся на оси Ox и выше этой оси, и симметрично относительно оси Ox отобразить ту часть графика, которая находится ниже оси Ox.
<Рисунок 23>
<Рисунок 24>
<Рисунок 25>
Оставить без изменения ту часть графика функции y = x2 – 6x + 5, которая находится на оси Ox и выше этой оси, и симметрично относительно оси Ox отобразить ту часть графика, которая находится ниже оси Ox.
<Рисунок 26>
Оставить без изменения ту часть графика функции y = |x2 – 6x + 5|, которая находится на оси Oy и справа неё; и симметрично относительно оси Oy отобразить ту часть графика данной функции, которая находится слева от оси Oy.
<Рисунок 27>
<Рисунок 28>
4. Подготовка к самостоятельной работе.
№1
<Рисунок 29>
<Рисунок 30>
№2
y = (x – 3)2 + 4
- y = x2
- y = (x – 3)2
- y = (x – 3)2 + 4
<Рисунок 31>
№3
<Рисунок 32>
- y = x2 – 2x – 3
<Рисунок 33>
x1, x2 – нули функции y = x2 – 2x – 3:
x2 – 2x – 3 = 0
x1 = 3, x2 = –1
(x0; y0) – координаты вершины параболы
<Рисунок 34>
(1; –4) – вершина параболы
<Рисунок 35>
<Рисунок 36>
<Рисунок 37>
<Рисунок 38>
5. Самостоятельная работа с самопроверкой с помощью проектора.
№1
<Рисунок 39>
<Рисунок 40>
№2
y = (x + 4)2 – 3
<Рисунок 41>
№3
<Рисунок 42>
<Рисунок 43>
6. Закрепление пройденного материала.
№1
Предварительный разбор и самостоятельное повторение графика функции
<Рисунок 44>
<Рисунок 45>
№2
<Рисунок 46>
<Рисунок 47>
№3
<Рисунок 48>
<Рисунок 49>
<Рисунок 50>
№4
<Рисунок 51>
<Рисунок 52>
<Рисунок 53>
<Рисунок 54>
<Рисунок 55>
<Рисунок 56>
<Рисунок 57>
<Рисунок 58>
<Рисунок 59>
<Рисунок 60>