Внеклассное мероприятие "Вслед за солнышком. Игры круглый год"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: формировать представление детей о традициях и культурном наследии своего народа.

Задачи.

  • Показать связь народных игр с сезонными изменениями в природе (временами года).
  • Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
  • Воспитывать уважение к родному народу и его традициям.

Подготовка к занятию.

  • Поисковая работа учащихся.
  • Подготовка костюмов, наглядно-иллюстративного материала.

Оборудование.

  • Народные музыкальные инструменты, народные костюмы.
  • Презентация “Вслед за солнышком. Игры круглый год”.

Оформление.

  • На центральной стене - плакаты с изображением времен года.

Ход мероприятия

Слайд 2:

Дети входят под музыку.

Слайд 3:

Зима

1 скоморох: (похлопывая себя). Ай да, зимушка-зима, все дорожки замела.

2 скоморох: (потирая нос, перетаптываясь с ноги на ногу).

Деревья в шали укутала,
Санный след запутала.

1 скоморох:

Закружили вьюги, метели,
Мы дошли до вас еле-еле.

2 скоморох: Сейчас бы на печи полежать.

1 скоморох: Ты что! Зови скорее всех играть...

2 скоморох:

Что ты, дружище, я замерз.
До самых до костей и горьких слез.

1 скоморох:

Не хнычь, дружище, скоро Рождество!
Душа просит игры и баловство.

2 скоморох:

А коли так, тогда зову, зову.
Ребята, где вы? Ау! Ау!

Слайд 4:

Выбегают дети.

1 скоморох:

Ты посмотри на ребят,
Как озорно у них глаза горят.

2 скоморох: У меня вопрос, как они не замерзают?

1 скоморох: Да они в игры разные играют.

Ну что, поиграем?

Дети: Поиграем.

1 ученик:

Мы к игре давно готовы.
На команды мы разбились,
С атаманами определились.
Пора бы за игрища браться,
Белым снегом забавляться.

Ведущий:

Не сыграть ли нам в “кидалки”?
Для смекалки и закалки

3 ученик:

Что ж тогда скорей в игру
А я руки разомну.
Что-то стали замерзать.
Ну, давайте же играть.

4 ученик:

Поиграем, поиграем,
Мы вас мигом закидаем.

Игра “Кидалки”

Участники перекидывают снежки на сторону противника (пока звучит музыка). Побеждает команда, забросившая наибольшее количество комочков.

Слайд 5:

Ведущий:

А к вечеру мороз крепчает,
Все больше ребятам докучает,
В теплые избы сорванцов загоняет.

1 скоморох: Что же, братва, закончилась наша игра?

2 скоморох:

Да как бы, ни так!
В избе мы не заскучаем,
В другие игры поиграем.

Игра “Цапки”

Водящий держит руку ладонью вниз. Остальные подставляют под его ладонь указательные пальцы. Ведущий произносит слова. После слова цап он сжимает свои пальцы в кулак, пытаясь поймать играющих за палец. Кого поймали, тот водящий.

Под моею крышей собирались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
Под моею крышей жили-были мыши,
Чижик, котик, белка. Цап!
На горе стояли зайцы
И кричали: “Прячьте пальцы!” Цап!

Слайд 6:

Весна

Ведущий:

Что за славный денек,
На бугре солнцепек,
Собирайся народ у ворот!
Петь, шутить, хороводы водить,
Весну красную веселить!

Вместе:

Идет матушка Весна,
Отворяйте ворота.
Первым март пришел,
Всех друзей к себе привел.
А за ним и апрель –
Отворяй пошире дверь.
А потом пришел и май –
Сколько хочешь ты гуляй.

1 ведущий:

Собрались ребята у ворот на лужок.
Принесли с собою кто гармошку, кто рожок.

Дети играют на народных музыкальных инструментах.

2 ведущий:

Заиграй-ка балалайка, заиграй.
Дома ль Марья, дома ль Дарья,
Дома ль Ольга и Наталья?

Девочки: Мы туточки!

1 ведущий:

Что вы, девицы, сидите,
А гулять вы не хотите?

2 ведущий:

Засиделись, чай с утра,
Уж на улицу пора!

1 девочка:

Мы пойдем гулять на улицу,
Да на широкую.

2 девочка: Супротив наших ворот разыграем хоровод!

Слайд 7:

Игра “Золотые ворота”

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

Слайд 8:

Ведущий:

С полей уж снят покров снегов.
И реки рвутся из оков.
И зеленеет ближний лес
Весна идет, полна чудес!
Повсюду веселей, светлей
Журчит играючи ручей!

1 ученик:

Чок, чок
Руки под бочок.
Кто с нами сыграет в “Ручеек”?

Игра “Ручеек”

Дети становятся в круг друг за другом по одну сторону весеннего ручья, охватывают друг друга руками за пояс и поют.

Разлился ручеек, золотой рожок.
Разлился ключевой, белый, снеговой
По мхам, болотам, по гнилым колодам.
Кто коснется воды – вон из игры!

Спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону, мешая друг другу, придерживают, стараются столкнуть в воду.

Слайд 9:

Лето

Ведущий:

Лето – славная пора.
Много солнца и тепла.

1 ученик:

Веселое лето,
Всем дорого ты.
В лучах ароматных
Пестреют цветы.

2 ученик:

А в рощице пташек
Звенят голоса,
Их песни хвалою
Летят в небеса.

3 ученик:

По деревне шум идет,
Всех игра на луг зовет.
Здесь задором все полны,
Звонкой удалью красны.

3 ученика (поют):

А мы с луга в лес пойдем,
В лес пойдем, в лес пойдем!
Землянику да грибы
Мы найдем, мы найдем!

1 ученик: А в лукошко соберем?

2 ученик: Отчего ж не соберем? Соберем, соберем!

3 ученик: А вы попробуйте!

Слайд 10:

Игра “В медведя”

Рисуют два круга. Один - ягоды, грибы. Второй - деревня. Один участник- медведь в лесу. Остальные идут из деревни в лес, пытаются взять там ягоды и грибы, поют.

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь постыл,
На печи застыл.

Медведь должен поймать взявшего дары леса. Кого поймают, тот новый медведь.

Слайд 11:

1 ученик:

Возвернемся мы из леса,
Да на луг.
Пчелки – матушки
Жужжат, жужжат вокруг!

2 ученик:

Вы, ребята, пчелок не гоняйте!
Лучше с нами поиграйте!

Ведущий:

Шалуны – балуны,
Выходите во дворы.
Становитесь-ка играть,
Ульи надо выбирать.

Игра “Пчелки”

Двое ребят стоят неподвижно, они - “ульи”. Все другие поют вокруг них:

Пчелки яровые, крылья золотые,
Что вы сидите, на полет не летите?
Летите за горы высокие, за леса зеленые.

Пропев песню, все разбегаются, а ульи, изображая пчел, бегут за ними. Кого поймают и прожужжат в ухо, тот ужаленный, выходит из игры.

Слайд 12

Осень

Ведущий:

Осень, осень, осень,
Гости недель восемь!
Осень, осень,
Сноп последний сносим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким.

1 ученик:

Ой, вы гой еси,
Люди добрые,
В деле славные,
И хоробрые!
А не продолжить ли нам пляски хороводные
Да игрища народные?

2 ученик:

Отчего же не продолжить?
Самое время.
Урожай собран, в закрома убран.

Слайд 13:

Ведущий:

А ты, заинька,
Зайка серенький,
Чего грустишь, скучаешь?
С нами не играешь?

Игра Заинька

Игроки встают в круг и говорят:Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг”. Заинька показывает разные движения, а остальные повторяют за ним.

Ведущий:

Что, серенький, опять не весел,
Ниже плеч голову повесил?

Заинька: Холодно мне, голодно мне.

Ведущий: А мы тебя капусткой угостим.

Игра “Капустка”

Дети берутся за руки и идут, закручиваясь по спирали. Поют:

Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся, вейся, белая.
Как мне, капустке, виться,
Как мне зимой не валиться!

Слайд 14:

Ведущий:

Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья,
До следующего гулянья!

Литература

  1. “Русский фольклор”/Сост. и примеч. В. Аникина. - М.: Худож. лит., 1986.
  2.  “Русские народные игры”/ И. А. Панкеев. - М.: Яуза, 1998.
  3. “Русский детский фольклор”/ М.Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987.
  4. “Круглый год”/ А.Ф. Некрылова. - М.: Правда, 1991.