Всем не секрет, что география в школе вот уже на протяжении многих лет, потеряла свой статус. Отсюда следует вопрос: Почему? Каждый может ответить на этот вопрос по-разному. Но как не прискорбно, очень часто можно услышать ответ от учащихся, что география предмет второстепенный и его практически, ни кто не выбирает для сдачи на едином государственном экзамене, потому что популярные предметы сегодня это обществознание, химия, история и ряд других.
Я думаю, что нам следует задуматься, почему так произошло и попытаться все исправить, конечно, времени утекло не мало многое уже не исправить, но на то мы и учителя, чтобы изменить все к лучшему.
Что бы предмет возродился нужно поменять его преподавание, от обычного пересказа учебника и запоминания ненужных больших цифр. Особенно это актуально в наше время, так как мы переходим на новые стандарты образования.
Заинтересовать детей можно разными способами, например: использование презентаций (они сегодня очень популярны), фотографий, видеофильмов, интерактивной доски, а если школьный бюджет позволяет, то и ввести полевую практику.
Исходя из своего личного опыта, я могу сказать, что презентации очень существенно помогают добиться хороших результатов в обучении.
Моя разработка урока на тему «Давление и ветер» направлена на то, что бы учащиеся как можно лучше усвоили и разобрались, что такое давление, почему образуется ветер и какие ветра бывают, а для лучшего понимания я составил презентацию.
Цель урока: Познакомить учащихся с атмосферным давлением и причиной образования ветра.
Тип урока: Комбинированный. Объяснение нового материала.
Задачи урока:
I. Образовательные задачи.
- Сформировать знания у учащихся об атмосферном давлении.
- Сформировать знания у учащихся от чего зависит давление воздуха.
- Сформировать знания у учащихся о ветре и почему он дует.
- Познакомить учащихся с многообразием ветров.
II. Развивающие задачи.
- Развивать у учащихся умение работать с барометром и определять атмосферное давление.
- Развивать у учащихся умение строить и работать с розой ветров.
III. Воспитательные задачи.
- Воспитать у учащихся стремление к познанию нового.
- Рассказать о пользе ветра и его вреде для человека.
Средства обучения:
- учебник;
- тетрадь;
- атлас;
- физическая карта мира;
- карта полушарий;
- макет Земли (глобус);
- барометр;
- фотографии метеостанции;
- карточки с заданиями;
- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку – наличие учебников, тетрадей, атласов. Отметка отсутствующих).
II. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется двумя способами:
а) по карточкам;
б) устный опрос.
Карточка 1.
- Что такое средняя суточная температура? Как её определить?
- Почему в тропиках теплее, чем на полюсе?
- Определите среднюю суточную температуру.
3 ч. | 6 ч. | 9 ч. | 12 ч. | 15 ч. | 18 ч. | 21 ч. | 24 ч. |
+5 | +7 | +10 | +11 | +13 | +11 | +9 | +4 |
Карточка 2.
- Что называют суточной амплитудой?
- Почему максимальная температура отмечается обычно через 2 часа после полудня? Объясните?
- Определите среднюю суточную температуру.
3 ч. | 6 ч. | 9 ч. | 12 ч. | 15 ч. | 18 ч. | 21 ч. | 24 ч. |
-10 | -7 | -3 | -1 | +2 | +1 | -2 | -5 |
Вопросы:
- Как нагревается воздух атмосферы? Как изменяется температура воздуха с высотой?
- Температура воздуха. Чем измеряется? Что такое средняя суточная температура, годовой ход температуры и суточная амплитуда температуры?
- Почему утром и вечером холоднее, чем днем?
- Почему в тропиках теплее, чем на полюсе?
III. Изучение нового материала.
Учитель: На прошлом уроке мы разобрали тему: «Тепло в атмосфере», выяснили, от чего зависит температура на разных широтах нашей планеты. Сегодня эти знания нам пригодятся, а почему, выясним это походу урока. И так, тема нашего урока сегодня: «Давление и ветер».
Все конечно слышали о давлении и ветре, когда прослушивали прогноз погоды. Но что такое давление, почему оно есть, что такое ветер и как он образуется, сегодня об этом мы поговорим и все выясним.
Учитель: Все предметы, которые нас окружают, имеют определенную массу. А как вы думаете, воздух имеет массу?
Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).
Учитель: Оказывается и воздух имеет массу. Ученые подсчитали, что столб воздуха давит на поверхность Земли в среднем с силой 1,03 кг на см².
Впервые атмосферное давление измерил итальянский ученый Э. Торричелли, при помощи ртутного барометра. Величина давления определялась высотой столбика ртути в стеклянной трубке, который уравновешивает соответствующий столбик воздуха в атмосфере. И с тех пор принято атмосферное давление измерять в мм.рт.ст.
Сейчас существуют более современные барометры, например барометр-анероид. Вы его можете видеть у меня на столе, на экране или в вашем учебнике на стр. 139 рис. 102.
Какое же атмосферное давление считается нормальным?
Принято считать, что атмосферное давление измеренное на уровне моря в средних широтах при температуре воздуха 0°С, считается нормальным и составляет 760 мм.рт.ст.
Если показания ниже или выше нормы, то принято говорить, что давление пониженное (низкое) – обозначается буквой Н, или повышенное (высокое) – обозначается буквой В.
Учитель: И так, что же такое атмосферное давление. Давайте дадим точное определение.
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся, на ней тела.
Учитель: А теперь давайте выясним, от чего зависит давление воздуха.
Мы с вами знаем, что столб воздуха давит на Земную поверхность с силой 1,03 кг на см².
Учитель: Скажите пожалуйста, если мы будем подниматься в горы давление будет расти или понижаться?
Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).
Учитель: С увеличением высоты местности давление уменьшается. Ведь при этом становится меньше столб воздуха, который давит на поверхность Земли. Это можно видеть на рис.103 стр.140. Соответственно если мы будем спускаться в низину, то давление будет расти.
Кроме того, если на поверхности Земли температура высокая, то происходит нагревание воздуха, он становится легче и поднимается вверх – давление понижается, а если воздух охлаждается, то он становится тяжелее и плотнее, а значит опускается вниз – давление повышается.
Учитель: Все вы представляете, что такое ветер, а вот почему он дует, давайте разберемся.
Представим, что мы с вами на берегу моря, день очень теплый. Все предметы, в том числе песок, камни сильно нагрелись, а вода еще довольно прохладная, потому-то она медленно нагревается. А если мы придем вечером, то песок, камни уже остыли, а вода относительно теплая. Это потому, что вода, хотя долго нагревается, но и долго остывает.
Что же происходит днем:
- суша, здания на ней, а от них воздух нагревается быстрее воды;
- теплый воздух поднимается над сушей вверх;
- давление над сушей уменьшается;
- воздух над водой не успевает а, давление его пока выше, чем над сушей;
- воздух из области более высокого давления над водой стремится занять место над сушей и начинает перемещаться, выравнивая давление (См. рис.104 на стр.141).
Вывод: С моря на сушу подул ветер.
Ночью происходит все наоборот, т.е. ветер будет дуть с суши на море.
Учитель: Попытайтесь объяснить почему.
Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).
Учитель: Суша и воздух над ней остывает быстрее, и давление над сушей становится выше, чем над водой. Вода же остывает медленнее, и воздух над ней дольше остается теплым. Он поднимается вверх, и давление над морем уменьшается. Такой ветер, меняющий направление два раза в сутки, называется бризом.
Теперь мы с вами знаем, что такое ветер.
Ветер – это горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область низкого давления.
Учитель: Кроме бриза, существует еще один ветер, который называется муссон. Его принцип направления движения такой же, как у бриза, только более в обширном масштабе. Он свое направление меняет 2 раза в год зимой и летом. Летом он дует на сушу, а зимой в океан. Это ветер можно наблюдать на территории России – Дальний Восток (См. рис.104 на стр.143).
Учитель: При просмотре прогноза погоды вы услышали, что завтра обещают северный ветер. Поэтому мы можем сказать, что наступит похолодание. А как можно определить направление ветра?
Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).
Учитель: Можно определить по местным признакам: дыму, деревьям. А можно и при помощи прибора флюгера. Посмотрите, что он из себя представляет.
Для каждой местности важно знать, какие ветры дуют чаще, какие – реже. Это необходимо для проектировщиков зданий, летчиков и т.д. Поэтому специалисты строят чертеж, который называют розой ветров.
Давайте посмотрим и разберем, как эта роза ветров строится. Для это открываем учебник на стр. 143.
IV. Закрепление пройденного материала.
- Что такое атмосферное давление?
- Чем измеряется атмосферное давление?
- Почему изменяется давление с высотой?
- Что такое ветер?
- Что такое муссон?
- Как ветер влияет на человека? Можно ли его использовать в жизнедеятельности?
V. Домашнее задание.
Список используемой литературы:
- География. Природа и люди. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во – М: «Просвещение». 2010.
- Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: Учебно-методическое пособие. Выпуск №4 / Автор сост. В.А. Шеманаев: АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ. 2006.
- Климат конца ХХ века в средней полосе Нижегородской области. Терентьев А.А., Колкутин В.И. В помощь учителю, студенту, школьнику. – Н. Новгород: Изд-во: «Вектор-ТиС» 2004.
- Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова. Изд. – М.: Просвещение, 1990.