Давление и ветер

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (895 кБ)


Всем не секрет, что география в школе вот уже на протяжении многих лет, потеряла свой статус. Отсюда следует вопрос: Почему? Каждый может ответить на этот вопрос по-разному. Но как не прискорбно, очень часто можно услышать ответ от учащихся, что география предмет второстепенный и его практически, ни кто не выбирает для сдачи на едином государственном экзамене, потому что популярные предметы сегодня это обществознание, химия, история и ряд других.

Я думаю, что нам следует задуматься, почему так произошло и попытаться все исправить, конечно, времени утекло не мало многое уже не исправить, но на то мы и учителя, чтобы изменить все к лучшему.

Что бы предмет возродился нужно поменять его преподавание, от обычного пересказа учебника и запоминания ненужных больших цифр. Особенно это актуально в наше время, так как мы переходим на новые стандарты образования.

Заинтересовать детей можно разными способами, например: использование презентаций (они сегодня очень популярны), фотографий, видеофильмов, интерактивной доски, а если школьный бюджет позволяет, то и ввести полевую практику.

Исходя из своего личного опыта, я могу сказать, что презентации очень существенно помогают добиться хороших результатов в обучении.

Моя разработка урока на тему «Давление и ветер» направлена на то, что бы учащиеся как можно лучше усвоили и разобрались, что такое давление, почему образуется ветер и какие ветра бывают, а для лучшего понимания я составил презентацию.

Цель урока: Познакомить учащихся с атмосферным давлением и причиной образования ветра.

Тип урока: Комбинированный. Объяснение нового материала.

Задачи урока:

I. Образовательные задачи.

  1. Сформировать знания у учащихся об атмосферном давлении.
  2. Сформировать знания у учащихся от чего зависит давление воздуха.
  3. Сформировать знания у учащихся о ветре и почему он дует.
  4. Познакомить учащихся с многообразием ветров.

II. Развивающие задачи.

  1. Развивать у учащихся умение работать с барометром и определять атмосферное давление.
  2. Развивать у учащихся умение строить и работать с розой ветров.

III. Воспитательные задачи.

  1. Воспитать у учащихся стремление к познанию нового.
  2. Рассказать о пользе ветра и его вреде для человека.

Средства обучения:

  • учебник;
  • тетрадь;
  • атлас;
  • физическая карта мира;
  • карта полушарий;
  • макет Земли (глобус);
  • барометр;
  • фотографии метеостанции;
  • карточки с заданиями;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку – наличие учебников, тетрадей, атласов. Отметка отсутствующих).

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание проверяется двумя способами:

а) по карточкам;
б) устный опрос.

Карточка 1.

  1. Что такое средняя суточная температура? Как её определить?
  2. Почему в тропиках теплее, чем на полюсе?
  3. Определите среднюю суточную температуру.
3 ч. 6 ч. 9 ч. 12 ч. 15 ч. 18 ч. 21 ч. 24 ч.
+5 +7 +10 +11 +13 +11 +9 +4

Карточка 2.

  1. Что называют суточной амплитудой?
  2. Почему максимальная температура отмечается обычно через 2 часа после полудня? Объясните?
  3. Определите среднюю суточную температуру.
3 ч. 6 ч. 9 ч. 12 ч. 15 ч. 18 ч. 21 ч. 24 ч.
-10 -7 -3 -1 +2 +1 -2 -5

Вопросы:

  1. Как нагревается воздух атмосферы? Как изменяется температура воздуха с высотой?
  2. Температура воздуха. Чем измеряется? Что такое средняя суточная температура, годовой ход температуры и суточная амплитуда температуры?
  3. Почему утром и вечером холоднее, чем днем?
  4. Почему в тропиках теплее, чем на полюсе?

III. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлом уроке мы разобрали тему: «Тепло в атмосфере», выяснили, от чего зависит температура на разных широтах нашей планеты. Сегодня эти знания нам пригодятся, а почему, выясним это походу урока. И так, тема нашего урока сегодня: «Давление и ветер».

Все конечно слышали о давлении и ветре, когда прослушивали прогноз погоды. Но что такое давление, почему оно есть, что такое ветер и как он образуется, сегодня об этом мы поговорим и все выясним.

Учитель: Все предметы, которые нас окружают, имеют определенную массу. А как вы думаете, воздух имеет массу?

Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).

Учитель: Оказывается и воздух имеет массу. Ученые подсчитали, что столб воздуха давит на поверхность Земли в среднем с силой 1,03 кг на см².

Впервые атмосферное давление измерил итальянский ученый Э. Торричелли, при помощи ртутного барометра. Величина давления определялась высотой столбика ртути в стеклянной трубке, который уравновешивает соответствующий столбик воздуха в атмосфере. И с тех пор принято атмосферное давление измерять в мм.рт.ст.

Сейчас существуют более современные барометры, например барометр-анероид. Вы его можете видеть у меня на столе, на экране или в вашем учебнике на стр. 139 рис. 102.

Какое же атмосферное давление считается нормальным?

Принято считать, что атмосферное давление измеренное на уровне моря в средних широтах при температуре воздуха 0°С, считается нормальным и составляет 760 мм.рт.ст.

Если показания ниже или выше нормы, то принято говорить, что давление пониженное (низкое) – обозначается буквой Н, или повышенное (высокое) – обозначается буквой В.

Учитель: И так, что же такое атмосферное давление. Давайте дадим точное определение.

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся, на ней тела.

Учитель: А теперь давайте выясним, от чего зависит давление воздуха.

Мы с вами знаем, что столб воздуха давит на Земную поверхность с силой 1,03 кг на см².

Учитель: Скажите пожалуйста, если мы будем подниматься в горы давление будет расти или понижаться?

Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).

Учитель: С увеличением высоты местности давление уменьшается. Ведь при этом становится меньше столб воздуха, который давит на поверхность Земли. Это можно видеть на рис.103 стр.140. Соответственно если мы будем спускаться в низину, то давление будет расти.

Кроме того, если на поверхности Земли температура высокая, то происходит нагревание воздуха, он становится легче и поднимается вверх – давление понижается, а если воздух охлаждается, то он становится тяжелее и плотнее, а значит опускается вниз – давление повышается.

Учитель: Все вы представляете, что такое ветер, а вот почему он дует, давайте разберемся.

Представим, что мы с вами на берегу моря, день очень теплый. Все предметы, в том числе песок, камни сильно нагрелись, а вода еще довольно прохладная, потому-то она медленно нагревается. А если мы придем вечером, то песок, камни уже остыли, а вода относительно теплая. Это потому, что вода, хотя долго нагревается, но и долго остывает.

Что же происходит днем:

  • суша, здания на ней, а от них воздух нагревается быстрее воды;
  • теплый воздух поднимается над сушей вверх;
  • давление над сушей уменьшается;
  • воздух над водой не успевает а, давление его пока выше, чем над сушей;
  • воздух из области более высокого давления над водой стремится занять место над сушей и начинает перемещаться, выравнивая давление (См. рис.104 на стр.141).

Вывод: С моря на сушу подул ветер.

Ночью происходит все наоборот, т.е. ветер будет дуть с суши на море.

Учитель: Попытайтесь объяснить почему.

Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).

Учитель: Суша и воздух над ней остывает быстрее, и давление над сушей становится выше, чем над водой. Вода же остывает медленнее, и воздух над ней дольше остается теплым. Он поднимается вверх, и давление над морем уменьшается. Такой ветер, меняющий направление два раза в сутки, называется бризом.

Теперь мы с вами знаем, что такое ветер.

Ветер – это горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область низкого давления.

Учитель: Кроме бриза, существует еще один ветер, который называется муссон. Его принцип направления движения такой же, как у бриза, только более в обширном масштабе. Он свое направление меняет 2 раза в год зимой и летом. Летом он дует на сушу, а зимой в океан. Это ветер можно наблюдать на территории России – Дальний Восток (См. рис.104 на стр.143).

Учитель: При просмотре прогноза погоды вы услышали, что завтра обещают северный ветер. Поэтому мы можем сказать, что наступит похолодание. А как можно определить направление ветра?

Учащиеся: Дают ответ (учитель помогает).

Учитель: Можно определить по местным признакам: дыму, деревьям. А можно и при помощи прибора флюгера. Посмотрите, что он из себя представляет.

Для каждой местности важно знать, какие ветры дуют чаще, какие – реже. Это необходимо для проектировщиков зданий, летчиков и т.д. Поэтому специалисты строят чертеж, который называют розой ветров.

Давайте посмотрим и разберем, как эта роза ветров строится. Для это открываем учебник на стр. 143.

IV. Закрепление пройденного материала.

  1. Что такое атмосферное давление?
  2. Чем измеряется атмосферное давление?
  3. Почему изменяется давление с высотой?
  4. Что такое ветер?
  5. Что такое муссон?
  6. Как ветер влияет на человека? Можно ли его использовать в жизнедеятельности?

V. Домашнее задание.

Список используемой литературы: 

  1. География. Природа и люди. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина и др.]; под ред. А.И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во – М: «Просвещение». 2010.
  2. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: Учебно-методическое пособие. Выпуск №4 / Автор сост. В.А. Шеманаев: АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ. 2006.
  3. Климат конца ХХ века в средней полосе Нижегородской области. Терентьев А.А., Колкутин В.И. В помощь учителю, студенту, школьнику. – Н. Новгород: Изд-во: «Вектор-ТиС» 2004.
  4. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова. Изд. – М.: Просвещение, 1990.