Фронтальное занятие по теме "Гласные звуки и буквы". 1-й класс

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели занятия.

Образовательные:

  • закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];
  • совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  • учить выделять гласный звук в слове;
  • учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];
  • закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, О.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска или проектор, зеркала, пшенные доски, мешочек с картинками, кружочки - светофоры желтого и зеленого цвета.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Дружно будем наблюдать
И серьезно рассуждать.
Все проблемы с вами вместе
Постараемся решить.
Надо только не лениться,
Беспрестанно вам трудиться.

II. Ребята, сегодня к нам на урок пришла одна гостья. (1 слайд). Это Маша. Она, как и вы пошла в школу. И решила посмотреть, как вы справитесь с её заданиями. Давайте покажем Маше чему мы научились

III. Артикуляционная гимнастика. (Работа с зеркалами)

Прежде чем начать занятие, повторим правила:

  • Наши ушки внимательно слушают.
  • Ротик – на замочке.
  • Наши глазки все замечают и запоминают.
  • Говорим четко, громко.

Для этого потренируем органы речи (Сказка о “Веселом Язычке)

  1. Жил был язычок за своим заборчиком, скучно ему стало и отправился он гулять. Гулял, гулял по улицам, по парку, потом устал и решил отдохнуть на скамеечке. (Упражнение “Лопаточка”)
  2. Отдохнул язычок и понял, что хочет пить. Но вот беда вода есть, а пить не из чего. Подумал, подумал Язычок и сделал себе красивую чашку. Попробуйте и вы сделать такую. (Упражнение “Чашечка”)
  3. Пошел Язычок дальше и вдруг видит как на прекрасный цветок села пчелка и запустила в середину тоненькое острое жало. Захотелось ему узнать такой ли у него остренький язычок, как жало у пчелки. (Упражнение “Иголочка”)
  4. Гулял Язычок, гулял, и вспомнил, что пора домой. Надо узнать который час. Покажи Язычку, как работают часы. (Упражнение “Часики”)
  5. Устал Язычок, а домой идти далеко. И тут видит лошадка детей катает, и решил он прокатиться домой на лошадке. (Упражнение “Лошадка”).

III. Угадать звук по артикуляции, обозначить буквой. (Пшено)

А теперь Маша покажет вам звуки, а вы их должны отгадать по губам. А на пшённых досках напишите букву, которая обозначает этот звук. (2-6 слайды)

Что за звуки загадала Маша? Гласные

Догадались, о каких звуках мы будем сегодня говорить на занятии?

А какие ещё звуки бывают? Согласные

Чем отличаются гласные от согласных? Можно петь, нет преграды

Запишите букву, с которой начинается ваше имя.

Какой звук она обозначает гласный или согласный? Доказать.

Молодцы!

IV. Работа со слогами (7 слайд)

Помогите Маше подняться по ступенькам к Медведю.

Какая буква не меняется? М - гласный или согласный?

Спустимся со ступенек. Какая буква не меняется? У - гласный или согласный? Почему?

Прочитайте нижние слоги. Какой слог не подходит к другим? Почему?

(УР - начинается с гласного; МО- нет буквы Р)

Найдите слово, которое спряталось в ступеньках. (Маша)

Если бы мы стали записывать это слова, то с какой буквы записали? (С заглавной) Почему?

Выделите гласные в этом слове.

V. Фонетический анализ и синтез слов.

Игра “Волшебный мешочек”

Логопед предлагает каждому из детей достать по одной картинке из Волшебного мешочка” и четко назвать изображенный предмет.

Ребенок громко называет предмет, изображенный на картинке. Педагог уточняет количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове. В зависимости от количества слогов в слове, дети распределяют картинки по домикам в 1, 2 и 3 этажа, которые помогают наглядно дифференцировать слова с разным количеством слогов.

А теперь, давайте поможем найти Машинам картинкам свой домик (8-11 слайды)

VI. Физминутка. (12 слайд)

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

VII. Работа в тетради. (13 слайд)

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу!
С чистотою я дружу,
Без ошибок напишу.

1. Маша решила загадать вам слово.

В слове 5 букв

3 буква - Л (эл)

После неё - К (ка)

2 буква - Е

слово начинается с буквы Б (бэ)

Какое это слово? (Белка) (14 слайд)

Кто такая белка? (Белка - это небольшой, шустрый, красивый зверек, у которого вытянутое тело и пушистый хвост. Белка имеет голову округлой формы, с большими черными глазами. Также у белки длинные уши с кисточками. Белка любит сидеть в дуплах или прямо в пустых стволах деревьев, обустраивая себе гнездо. Питается белка растительной пищей: побеги и почки деревьев, высушенные и свежесобранные грибы, орехи, фрукты, ягоды, семена сосны и ели).

Подчеркните гласные красным карандашом. Проверка.

2. Маша загадала ещё слово.

В слове 6 букв ____

Последняя буква И

Перед ней- буква Г (гэ)

1 буква - С (эс)

после неё - А

3 буква - П (пэ)

Какое слово загадала Маша? Сапоги

Что такое сапоги? (Обувь) (15 слайд)

Назовите гласные. Подчеркните красным карандашом.

Физминутка.

Буквы разные писали
И так быстро мы устали.
Руки мы поднимем выше,
На носочки встанем. Тище!
Руки шире. Разомнемся
И за дело вновь возьмемся.

VIII. Пальчиковая гимнастика

1) Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи. (Сжимание и разжимание пальцев)

2) Полетели птички,
Птички – невелички.
Сели птички. Посидели.
Опять полетели. (Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха)

3) Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке. (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону)

3. Маша просит составить слово по первым звукам названий картинок. (16 слайд)

Что это? (Заяц) Выделите гласные (А-Я). Первый звук. (З)

(Апельсин) - А – Е - И - А

(Мороженое)- О – О – Е - О - Е - М

(Огурец)- О – У – Е - О

(Еоза) О – А - К

Запишите слово, которое просит составить Маша (Замок) Проверка. (17 слайд)

Отгадайте загадку:

Маленькая собачка
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)

Маша просит составить предложение со словом замок. (Дверь закрыта на замок)

Посмотрите на картинку. Что изображено на ней (Замок). (18 слайд)

Чем отличаются эти два слова? (Ударением) В первом слове ударение падает на первый слог, а во втором слове на второй слог.

Маша просит составить предложение со словом замок. (На горе стоит красивый замок)

Сделайте звуковую схему слова замок. Проверка. (19 слайд)

IX. Дыхательная гимнастика.

Ветерок

К нам в окошко на урок
Залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул,
Занавеску шевельнул.
Разыгрался - в тот же час
Стал сильнее дуть на нас!

(Медленный слабый выдох, затем с силой)

Зимний лес

В зимний лес попали мы,
Здесь все запахи зимы.
Сосны снежные стоят,
Мы вдохнем их аромат.
И еще вдохнем разок,
И присядем на пенек,
Улыбнемся и расслабимся.
Погостить в лесу останемся?

(Глубокий вдох и медленный выдох)

X. Игра “Гласные звуки”

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом.

Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
А – на астре расцветает,
И – на иволге летает,
О – на ослике сидит,
У – на улицу глядит,
Э – на эхо отозвался,
Ы – во внутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил
И добавки попросил!

XI. Итог.

Маше очень понравилось на занятии, вы справились со всеми заданиями.

(20 слайд) нажать

Вспомним, о каких звуках мы сегодня говорили.

Чем гласные отличаются от согласных?

Назовите гласные, которые вы запомнили.

- Вы знаете, что звуки и буквы выполняют важную работу: с их помощью появляются слова, которые мы можем произносить и слышать, писать и читать. А что в свою очередь мы можем сделать, чтобы речь была красивой? (Ответы школьников: произносить звуки четко, правильно, не засорять речь плохими словами, не делать ошибок в письменной речи…)

Поднимите зеленые кружочки “светофора”, если считаете, что работали на уроке очень хорошо и старались говорить четко и правильно; желтые - если оцениваете свою работу не очень хорошо.

Я благодарю вас за работу.

А как Маша пошла в школу мы увидим в м/ф “Первый раз в первый класс”.

Список используемой литературы

  1. Лопухина И.С. 550. Упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта, 2004. – 336 с.
  2. Флерова Т.М. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -253 с.
  3. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражения, комплексы упражнений, стихотворения с движениями/ авт.-сост. С.А. Авилова, Т.В. Калинина. - Волгоград: Учитель, 2008. – 111 с.
  4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005. -64 с.
  5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2005. -208 с.
  6. Чохонелидзе Т.А. Знакомимся с гласными звуками. - М.: ТЦ Сфера. 2011. - 32 с. (Конфетка)
  7. Приложение к журналу “Начальная школа”. №2, 2010 г. Практика. Пособие для учителя.
  8. Приложение к журналу “Начальная школа”. 2011, №2. Практика. Пособие для учителя.