Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении это начальная школа. Профессия, учитель начальных классов, складывается из очень близких понятий: учитель-педагог-наставник-классный руководитель. Слайд(№1)
Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая?
Василий Александрович Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем». Слайд (№2)
Важную роль в активной познавательной деятельности учащихся играют внеклассные мероприятия.
Воспитательная система класса- это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Цель: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
- способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно- ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию; способствовать построению отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
- воспитать духовно-нравственные ценности и утвердить их в сознании и поведении;
- воспитать художественный и эстетический вкус у учащихся;
- формировать здоровый образ жизни учащихся;
- создать и развить дружный классный коллектив. Слайд (№3)
Ожидаемый результат:
- создание сплоченного классного коллектива;
- проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
- наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
- участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;
- посещение спортивных секций, кружков по интересам;
- уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Слайд (№4)
Формы работы с учащимися:
- беседы;
- коллективные походы в библиотеку;
- классные часы;
- предметные недели;
- утренники;
- электронный журнал «Школьная пора»;
- игровые программы,викторины;
- познавательные программы;
- конкурсы;
- соревнования;
- экскурсии. Слайд (№5)
Коллективный поход в библиотеку имени Дмитрия Кедрина. Встреча композитором Григорием Гладковым. Вместе с композитором ребята спели всем известную песню из мультфильма «Пластилиновая ворона». Слайд (№7)
Классные часы: «Толерантность», «Мы победили, мы отстояли Москву», «День Матери». Готовимся к классному часу все вместе: редколлегия рисует стенгазету, ребята рисуют рисунки, находят материал, играют на музыкальных инструментах, поют и читают стихи собственного сочинения. Слайд (№8)
Коллективная работа; работа в парах на уроках; уборка кабинета. Все это способствует сплочению детского коллектива. Слайд (№9)
«Новогодний переполох»: вместе собрали и нарядили елку, оформили класс. Ребята провели конкурсы, спели в караоке и потанцевали. Слайд (№10)
Викторина «А ну-ка, девочки!» Слайд (№11)
Спортивное мероприятие «Папа, мама, я- спортивная семья». Слайд (№ 12)
Но я хотела бы особое внимание уделить экскурсиям.
Эккурсия - форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Слайд (№13)
Экскурсии бывают :
- Учебные (программные)
- Внеучебные (непрограммные) Слайд (№14)
Учебные экскурсии позволяют более образно, ярко знакомить ребенка с материалом по учебным дисциплинам. На экскурсии ребенок имеет возможность закрепить знания, полученные на уроке, от схематичного восприятия перейти к образному, получить новые знания. Экскурсия учит сосредотачивать внимание, формулировать вопросы и находить на них ответы, сравнивать, анализировать,а также развивает фантазию, интерес к учебным предметам, подталкивает к открытиям.
Внеучебные экскурсии не связаны с каким-либо предметом, способствуют общему развитию ребенка, его эстетическому и эмоциональному развитию, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному наследию, формирует потребность в полезном досуге.
Кроме того, посещение музея, пешеходная прогулка или автобусная экскурсия дает возможность для повторения правил дорожного движения и правил поведения в общественных местах, учит ориентироваться в городском пространстве
Таким образом, экскурсии способствуют социализации учащихся.
На основе изученных тем:
3 класс
Окружающий мир : «Золотое кольцо России» один из городов Сергиев-Посад; автор А.А.Плешаков.
Изобразительное искусство и технология:«Дымковская игрушка», лепка из истории глиняной игрушки «Филимоновская», «Каргопольская», «Тверская», «Матрешки»;автор Б.М.Неменский.
4 класс
Окружающий мир: «Наш край» автор А.А. Плешаков;
Изобразительное искусство: «Города нашей земли», «Древние Соборы»; автор Б.М. Неменский.
Литературное чтение: «Житие Сергия Радонежского» изучение биографии; авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Основы православной культуры: «Храм»; автор Андрей Кураев.
Слайд (№15,16,17,18)
Результаты воспитательной деятельности этого учебного года меня радуют. У ребят заметно развиваются лидерские навыки, умения самостоятельно принимать решения, проявляя свои личностные способности, они приобрели такие качества как общительность; терпимость; доброжелательность; принципиальность; увлеченность; настойчивость; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; самостоятельность; активность; самообладание;
Воспитательная система классного руководителя не была бы полной без участия родителей. В классе очень тесный контакт с родителями, взаимопонимание и доверие. Ни один праздник не обходится без участия родителей. Они всегда интересуются жизнью детей в школе, посещают родительские собрания, помогают в художественном оформлении класса к какому-либо мероприятию. Слайд (№19, 20)
Мы с родителями - партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества, поддержка и помощь.