"Почему я не вызываю учеников к доске…"

Разделы: Математика


Почему я не вызываю учеников к доске…

Я работаю учителем математики 22 года, и мои представления о том, чему и как надо учить школьников многократно изменялись. Большинство моих учеников – школьники обычных способностей. В раннем возрасте легче заложить базу для дальнейшего серьезного изучения математики и пробудить интерес к предмету, поэтому я начинаю работать с детьми с пятого класса и учить большинство из них до окончания школы. Мне удалось сделать три таких «полных» выпуска, и от работы с этими школьниками я получала и получаю удовлетворение. За период работы сложилась определенная манера преподавания, сформировались какие – то приоритеты, сломались некоторые стереотипы. Уже в самом начале работы в школе мне очень не нравилась ситуация, характерная для системы всеобщею среднего образования, когда учитель заинтересован дать знания больше, чем ученик их получать. При этом никакие меры не проводили к улучшению ситуации: не помогали ни жесткий контроль за домашним заданием, ни дополнительные задания, ни выставление плохих оценок. На уроке все подчинено успешному освоению учебного материала, оценки на уроках не ставятся, поэтому нет необходимости вызывать учеников к доске.

Для чего обычно вызываю к доске?

Для того, чтобы ученик рассказал то что он выучил, или для того чтобы он решил «сходу» какую – то задачу, при этом значительная часть класса не решает задачу, а переписывают ее с доски. Решать задачу ученику гораздо комфортнее в тетради, сидя на своем месте. При необходимости я сама могу воспроизвести на доске то, что говорит школьник, причем сделаю это четко, акцентируя внимание на существенные там решения и опуская ненужные подробности. Таким образом – я работаю на доске, а ученики – в тетрадях.

За что же ставятся оценки?

Поскольку над школьниками на уроке не висит постоянный «призрак оценки», они раскрепощены, не боятся высказывать свои суждения. Прежде всего, за текущие письменные самостоятельные работы они проводится в среднем один раз в неделю, продолжительностью от 15 до 40 минут каждая. В случаях если самостоятельная работа написана учеником неудачно и на то есть объективные причины (болезнь, переутомление, случайный «срыв» хорошо успевающего ученика), оценка за работу в журнал не выставляется.

При этом я являюсь противником так называемого «переписывания» самостоятельных и тем более, контрольных работ, поскольку это снижает уровень ответственности школьников за свою подготовку. В обязательном порядке выставляются все оценки за письменные контрольные работы по итогам темы. Эти работы сдержат « многошаговые» задания, каждое из которых, в зависимости от сложности, оценивается определенным, оговоренным в тексте работы количеством баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать школьник, выполняя каждую из таких работ, равно 50. Составление контрольной работы предусматривает одновременную разработку учителем критериев оценки (в баллах) каждого задания. Применения такой системы оценки знаний учащихся позволяет сделать оценку максимально объективной и дифференцированной. Сказанное не исключает выставление в классные журналы и дневники учащихся традиционных оценок за контрольные работы, которые определяются следующим образом: «5» - 48 – 50 баллов; «4»- 40- 47 баллов; «3» - 33-39 баллов. Каждая самостоятельная или контрольная работа обязательно содержит дополнительную (необязательную) часть, которая выполняется желающими при наличии времени и за которую выставляются только хорошие и отличные оценки. Часть этих заданий плавно «перекочевывает» в необязательное домашнее задание. Я категорически не приемлю проведение обязательных учебных мероприятий во внеурочное время, поэтому разработала систему проведения зачетов. Не менее чем за три недели до проведения зачета учащиеся получают список всех основных вопросов темы. За несколько дней до зачета организуются одна-две консультации для тех, кому они нужны. В последнее время, с появлением компьютерных технологий, появилось возможность сделать свою работу ещё более эффективной. Ученики, пропустившие те или иные уроки, могут в любое время получить у меня подробные распечатки текстов этих уроков, а накануне зачета все желающие могут получить копию файлов всех уроков по теме. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в статье отражен взгляд только одного из двух равноправных участников педагогического процесса – учителя. Понятно, что очень много в успешности процесса обучения зависит от ученика. Будучи молодым учителем, я придавала большое значение математической одаренности школьников, с годами – все больше ценю желание учиться и способность трудиться. В моей практике было множество примеров, когда успеха достигали не самые способные ученики, а те, кто больше этого хотели. Свой долг я вижу в том, чтобы максимально помочь тем школьникам, которые хотят знать математику.